КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Имя собственное
И. с. не обладает значением (см. ниже), но обладаетсмыслом (внутренней формой, этимологией). Поэтому, как будетпоказано ниже, И. с. тесно связано с мифом, а это, в своюочередь, не менее тесно связывает его с культурой ХХ в., гдегосподствует поэтика неомифологизма. В отличие от нарицательного имени И. с. не обладаетзначением в том смысле, что оно не обозначает класса предметов,а называет (именует) только один предмет, именно тот, которыйназывается - нарекается (ср. теория речевых актов) -данным именем. И. с. Иван не может обозначать класс людей, объединенныхсвойством быть Иванами. потому что такого свойства нет. Но затоИ. с. Иван связано тесной, почти мистической связью со своимносителем. Перемена И. с. равносильна перемене судьбы: А ну-ка Македонца или Пушкина Попробуйте назвать не Александром, а как-нибудь иначе! Не пытайтесь. Еще Петру Великому придумайте Другое имя! Ничего не выйдет. (Арсений Тарковский) В мифологическом сознании, как показал Ю. М. Лотман,каждое слово стремится к тому, чтобы стать И. с., так как длямифологического сознания вообще нехарактерно абстрактноеподразделение предметов на классы. Каждый предмет для мифауникален и в то же время связан с другими предметами (ср. также парасемантика). Французский антрополог Люсьен Леви-Брюльназвал эту мистическую связь между предметами в мифологическоммышлении партиципацией, то есть сопричастием. Поэтому в мифологическом сознании наличие у индивида И. с.гораздо важнее, чем наличие каких-то постоянных, с нашей точкизрения, признаков. Но и в современном быту черты мифологических представленийне утрачены. Когда ребенка называют И. с. его отца или деда, тона него чисто мифологически переносят черты этого отца илидеда. чтобы он был похожим на него. У каждого И. с. есть свои внутренняя форма, этимология,которым обладает и каждое слово. Но другие слова обладают такжезначением. У И. с. этимология - это все, что у него есть,поэтому она для него чрезвычайно важна. Александр означает"победитель", Наталья - "родная". Когда ребенку дают имя, товольно или невольно эта этимология актуализируется. В художественной литературе называние персонажейговорящими именами было распространено в классицизме. Этуособенность отразил еще А. С. Грибоедов в "Горе от ума", гдепочти все персонажи названы говорящими фамилиями: Молчалин,Фамусов (известный, ср. анг. famous), Скалозуб, Чацкий (намекна его прототип П. Я. Чаадаева). Позитивистская эстетика реализма ХIХ в.пренебрегала мистической ролью И. с. Только Достоевский,предшественник и в определенном смысле современник культуры ХХв., придавал И.с. большое значение. Так, фамилия Раскольниковассоциируется с расколом в сознании персонажа, Ставрогин -(др.-гр. Stauros - "крест") тот, кто несет крест, мучениксобственной души. Для культуры ХХ в. характерно наделение героев И. с. вдухе мифологического сознания. Так, в романе Гарсиа Маркеса"Сто лет одиночества" мужчин всех поколений зовут либоАурелиано, либо Хосе Аркадио, благодаря чему создаетсявпечатление, что герой не умирает или умирает и воскресает, какв мифе. На бытовом уровне эту ситуацию наблюдаем в"реалистическом" романе (о поверхностном характере реализма ХХ в. см. социалистический реализм)Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах", где сыновей называютименами отцов. В результате этого появляются цепочки вродеРоджер (старый Роджер) - молодой Роджер - очень молодой Роджер(в конце повествования "очень молодой Роджер" предстает весьмасолидным пожилым джентльменом). В романе Макса Фриша "Назову себя Гантенбайн" рассказчикпредстюляет себя попеременно двумя персонажами - Гантенбайном иЭгдерлином, у каждого из которых своя судьба и различныестратегии жизненного поведения. Здесь используется тот эффектИ. с., что оно сообщает индивиду статус реальности,статус существования: раз человек как-то назван, значит,он существует. В мире многообразном Есть ясность и туман. Пока предмет не назван, Он непонятен нам. Спрашиваем в страхе: Кто он, откуда, чей? Слова - смирительные рубахи Для ошалевших вещей. (Давид Самойлов) Лит.: Рассел Б. Введение в математическую философию. - М., 1996. Лотман Ю.М., Успенский Б.А Миф - имя - культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т.1. Руднее В. "Назову себя Гантенбайн": Собственные имена вкультуре ХХ столетия // Даугава. - Рига, 1989. - No 12.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |