Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значимость информации для менеджера и информационная культура




Профессионализация менеджмента

Значимость информации является важнейшим ресурсом человечества. Основные жизненные потребности личности связаны с информационным.

К главным признакам информационного общества относятся:

- во-первых, максимальная информированность личности;

- во-вторых, высокий уровень владения новыми информационными технологиями;

- в-третьих, знание основ организации социальной жизни.

По своей сути информация всегда является превращенной формой знаний, обеспечивающей их распространение и социальное функционирование. Если информация не становится достоянием индивида, то она перестает существовать.

На данном этапе развития общества наблюдается огромный всплеск всех видов информации, или так называемый информационный бум. Человеку становится все труднее ориентироваться в растущем потоке сведений и сообщений. При этом возникает потребность в оптимизации поиска и отбора нужной информации, а для этого необходимо научиться регулировать ее потоки.

Важное место в теоретическом осмыслении понятия информации и механизма информационных процессов в обществе должно занять понимание того, что она (информация) функционирует в определенной информационной среде.

Таким образом, информационная среда, выступает:

- во-первых, как проводник, преобразователь и распространитель информации;

- во-вторых, как источник информационных потребностей, связанных с деятельностью людей.

Процессы освоения и переработки информации должны быть творческими, чтобы получить новые знания. Не простое запоминание информации, а творческая ее переработка будут способствовать не только активному информационному поведению персонала, но и развитию его трудового и творческого потенциала.

Правильно выбранная и обработанная информация с помощью новых информационных технологий становится не только определенным эвристическим потенциалом персонала, но и своеобразной помощью при постоянных изменениях реальности.

Поэтому одним из важных параметров профессионализма персонала современных организаций является уровень его информационной культуры. В последнее время информационная культура персонала рассматривается с различных точек зрения.

Информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Профессиональную информационную культуру обусловливает специфика деятельности персонала. В этом аспекте формированию базисной информационной культуры личности способствуют:

- характеристики и параметры, определяющие готовность решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей специальных видов деятельности;

- адаптация к широкому спектру социальных ролей безотносительно к конкретной деятельности.

На становление информационной культуры человека оказывает влияние:

- его повседневная деятельность;

- объем информационных знаний и самообразование;

- определенные бытовые навыки и умения;

- информация средств массовых коммуникаций.

Данный процесс сложно не только проследить, но и управлять им. Однако его можно структурировать, организовывать при целенаправленном развитии информационной культуры персонала.

Уровень базовой информационной культуры персонала никоим образом не следует сводить к количественным показателям и результатам измерений. Необходима его качественная оценка, которая строится на анализе процессуально-деятельностной и субъективно-личностной сферы.

Таким образом, при определении информационной культуры необходимо учитывать наличие разноуровневых ее субъектов, каждый из которых обладает своими специфическими функциями.

Можно предложить следующее определение: «Информационная культура - это вырабатываемые на основе информационных возможностей представления, навыки и умения социального субъекта, проявляющиеся в его деятельности и позволяющие приобретать знания и использовать информационную компетентность для реализации своих целей и адаптации к условиям окружающей среды». В узком смысле данного слова - это рациональные способы обращения с информацией, которая необходима пользователю для решения теоретических и практических задач и, одновременно с этим, эффективного использования информационных средств.

Эффективно овладеть информационной культурой возможно лишь через приобретение новых знаний и умений не только в процессе своей деятельности, но и путем самообразования, а также через расширение своего информативного кругозора.

Выделяют следующие составляющие, которые могут являться параметрами, определяющими цели и задачи формирования информационной культурой личности:

- информационная компетентность;

- ценностно-смысловой компонент;

- инновационный стиль мышления.

Информационную компетентность как составляющую информационной культуры персонала рассматривают в контексте развития его интеллектуальных возможностей не только в профессиональной деятельности, но и для самообразования на протяжении всей жизни.

Существует своеобразный барьер между миром человека и миром компьютеров, и преодолевать его можно, только будучи компетентным в сфере информационных технологий. Таким образом, можно выделить главное в информационной компетентности человека - реальное и эффективное использование знания в решении тех или иных проблем.

13.4.2. Инновационный стиль общения

Аспект общения становится на первое место. Любое общение затрагивает фундаментальные, базовые механизмы личности - ее ценностно-смысловые ориентации, поэтому высокий уровень информационной культуры персонала помогает аргументированно выражать свою мысль и адекватно воспринимать мысль собеседника.

Если информационный процесс предполагает обмен значениями и знаниями, то процесс общения всегда связан с обменом мыслями, убеждениями. Таким образом, общение между персоналом и клиентом представляет особый тип коммуникации, направленный на выяснение и согласование ценностно-смысловых ориентаций в совместной деятельности и обеспечивающий им возможность координировать усилия, которые направлены на достижение цели организации. Это требует высокого уровня профессиональной подготовки современного специалиста, развития его коммуникативных способностей и умений.

Инновационный стиль мышления является совокупностью трех компонентов структуры мыслительной деятельности персонала организаций, которые непосредственным образом связаны с уровнями его информационной культуры: мотивационного, операционного и прогностического.

Мотивационный компонент в структуре инновационного стиля мышления формируется за счет внутренней мотивации, познавательной деятельности, в которой мыслительные процессы систематизации и обобщения совершенствуются на уровне связей между предметными системами знаний.

Операционный компонент в структуре инновационного стиля мышления персонала организаций проявляется в комплексе знаний и практических умений межпредметного характера. Становление данной мыслительной деятельности выражается в появлении новообразований, возникающих в учебной, научной и профессиональной деятельности персонала.

Роль правильно отобранной информации для образования прогностического компонента в инновационном стиле мышлениясостоит в том, что именно при переработке необходимого объема информации происходит переход от «ситуативного» к научному познанию мира. На основе правильно отобранной информации личность начинает оперировать научными понятиями, расширяет и систематизирует знания.

В процессе формирования информационной культуры личности происходит развитие и совершенствование контроля и оценки решаемых задач, адекватность которых способствует более верному построению прогнозов, необходимых для развития своей деятельности.

Сложившиеся мотивационные, операционные и прогностические компоненты инновационного стиля мышления позволяют создать субъективные структуры управления и коррекции собственной деятельности, а также выделить внутренние механизмы контроля. Их действия направлены на трудовую адаптацию персонала к новым проблемам, стоящим перед организацией, а также на занятие собственной определенной критической позиции. Выделенные составляющие информационной культуры персонала современных организаций взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

Высокий уровень информационной компетенции, инновационный стиль мышления являются важнейшими компонентами информационной культуры персонала.

Таким образом, требования к уровню информационной культуры в определенной области могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретного специалиста в области управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.