КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные качества и уровни профессионализма управленцев
Профессионализация управленческой деятельности предъявляет к работнику определенный набор требований (рис. 13.2). Степень соответствия управленца предъявленным ему требованиям может быть разная, поэтому качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельности называются уровнями профессионализма управленцев. На основе исследований Анисимова, Емельянова и Шепеля выделяют 10 уровней профессионализма экономистов-менеджеров: 1) информационный - способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этом уровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоение основных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществления деятельности; 2) процедурный - способность выстраивать конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности для решения определенных задач; 3) тактический - способность применять совокупность методов и средств для решения задач в краткосрочный период. Необходимо уметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей;
Рис. 13.2. Индивидуальные качества, определяющие успех профессиональной деятельности менеджера-экономиста
4) оперативный - способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходит выработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью познавать других людей; 5) проектный - способность разрабатывать различные проекты и управлять ими. На этом уровне происходит видоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы, поставленные другими; 6) ситуационный - способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметь корректировать выбранный ситуационный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий; 7) системный - способность придавать управленческой деятельности системность, т.е. рассматривать как совокупность взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладать способностью ставить проблемы; 8) программно-целевой - способность вырабатывать миссию, цели организации и разрабатывать программы деятельности коллектива для достижения целей организации. На данном уровне применяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспекты менеджмента и их взаимосвязи; 9) стратегический - способность разработки эффективной стратегии деятельности организации для достижения ее целей, а также программы развития профессионализма больших коллективов; 10) концептуальный - способность к глубинному исследованию процессов управленческой деятельности на высшем уровне. На этом этапе происходит непрерывное саморазвитие и самореализация управленца. Каждый из представленных уровней имеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристика уровня является универсальной для любой деятельности управленческого типа. Данные уровни профессиональной управленческой деятельности помогают проводить более точную оценку деятельности персонала при проведении аттестации. Контрольные вопросы 1. Понятие, сущность, определения и предмет менеджмента 2. Понятие организации, процесс управления организацией, субъект и объект управления 3. Характеристика торговой организации как открытой системы 4. Этапы развития и основные школы менеджмента 5. Методы менеджмента, подходы к управлению и особенности российского менеджмента 6. Предприниматель и предпринимательство. Общие черты и различия менеджмента и предпринимательства 7. Понятие и целевая функция организации (фирмы предприятия) 8. Классификация, порядок создания и ликвидации предприятий 9. Юридическое лицо, формы собственности и классификация юридических лиц 10. Коммерческие предприятия, их основные функции 11. Модели включения человека в организационное окружение 12. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 13. Типы поведения человека в организации. Факторы формирования индивидуальности. Темперамент, характер и способности личности 14. Модель процесса эффективного управления группой (идеальная группа, команда). Факторы и условия, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя 15. Корпоративная культура как динамичное явление; комплекс необходимых условий успеха компании 16. Формирование и упрочение позиций корпоративной культуры 17. Формирование человеческого капитала. Причины появления системы управления персоналом 18. Состав и структура персонала. Понятие и оценка трудового потенциала 19. Краткая характеристика основных этапов процесса управления персоналом 20. Планирование трудовых ресурсов. Набор и отбор кадров 21. Профориентация, адаптация и оценка трудовой деятельности 22. Обучения и повышения квалификации персонала,управление продвижением по службе 23. Кадровая политика. Классификация групп в коллективе (большие и малые группы) 24. Групповая динамика (этапы создания и стадии развития групп в коллективе) 25. Конфликты (типы и причины конфликтов). Этапы протекания и методы разрешения конфликтов 26. Причины и природа стресса 27. Руководитель. Лидерство и власть. Факторы, характеризующие стиль руководства 28. Общая характеристика «одномерных и многомерных» стилей руководства 29. Влияние условий и факторов внешней среды на результаты деятельности организации (сложность, взаимозависимость, неопределенность и динамичность) 30. Факторы прямого воздействия на организацию (поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, органы государственного и муниципального управления) 31. Факторы косвенного воздействия на организацию (технология, состояние экономики, социокультурные и политические события) 32. Понятие внутренней среды организации. Цели и задачи организации 33. Технология, структура и люди организации 34. Понятие анализа среды. Анализ макроокружения и непосредственного окружения организации 35. Анализ внутренней среды организации (кадровый, производственный, маркетинговый и финансовый срезы) 36. Основные функции и принципы менеджмента. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента. Главная задача руководства организации 37. Понятие и виды планирования (классификация и современная форма плановой работы). Разработка плана работы организации 38. Принципы, техники и этапы планирования (стратегическое, тактическое и оперативное планирование) 39. Понятие, главная задача и основные признаки стратегического планирования. Определение миссии и целей организации 40. Организационные отношения в системе менеджмента (передача полномочий, централизация и децентрализация управления) 41. Формы организации системы менеджмента (звено и ступень управления, горизонтальные и вертикальные связи) 42. Иерархические организационные структуры (общая характеристика, разновидности, достоинства и недостатки) 43. Адаптивные организационные структуры (общая характеристика, разновидности, достоинства и недостатки) 44. Управленческая информация, классификация и источники 45. Коммуникации в организации (принципы, цели, эффективность) 46. Понятие мотивации, потребности, стимулирования и вознаграждения 47. Содержательные и процессуальные теории мотивации 48. Понятие и технология контроля 49. Требования (критерии), виды и этапы контроля 50. Роль, место и виды решения в процессе управления организацией 51. Условия неопределенности и риска, виды потерь (показатели среды, виды риска и потерь) 52. Зоны риска и сущность управления рисками 53. Основные ресурсы менеджмента (трудовые, знания, материальные, информационные, время и пространство) 54. Подходы к эффективности управления (системный, процессный и ситуационный) 55. Качество управления и основные параметры, факторы эффективного менеджмента 56. Принципы и направления повышения эффективности менеджмента 57. Содержание стратегического менеджмента и уровни разработки стратегии организации 58. Выбор альтернатив эффективного управления (суть анализа среды с помощью метода SWOT) 59. Инновационная деятельность, основные этапы создания и реализации инновационного проекта 60. Профессионализация менеджмента (значимость информации, индивидуальные качества и уровни профессионализма управленцев)
Список литературы
1. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс в 2-х т.: учебное пособие.- СПб.: Экономическая школа, 2005 2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 3. Глухов В.В. Менеджмент: учебник.- СПб: Питер, 2007 4. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник: пер. с английского - СПБ.: Питер, 2006 5. Дафт Р.Л. Теория организации: учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: учебник.- СПб.: Питер, 2006 7. Ламбен Жак – Жан. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: учебник / пер. с английского., под ред. В.Б. Колчанова.- СПб.: Питер, 2007 8. Лукичёва Л.И. Управление организацией: учебное пособие / под ред. Ю.П. Анискина.- М.: Омега, 2006 9. Мазур И.И. Управление качеством: учебное пособие.- М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |