КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детство. Жан Пиаже относил возраст 4–6 лет к стадии нравственного реализма, в течение которой дети думают, что правила и нормы поведения нужно соблюдать
Лет Жан Пиаже относил возраст 4–6 лет к стадии нравственного реализма, в течение которой дети думают, что правила и нормы поведения нужно соблюдать, потому что это реальные, нерушимые условия существования, а не какие-либо абстрактные принципы. Нравственность поступка оценивается не по его намерениям, а по последствиям: виновнее тот, кто причинил больше вреда. Согласно теории Пиаже, примерно от 4 до 7–8 лет у детей наблюдается интуитивная (наглядная) стадия дооперационного мышления. На этой стадии они уже начинают отделять ментальную реальность от физической и предполагать наличие механической причинности[cmxxii]. Ребенок начинает понимать множественность точек зрения и относительность некоторых представлений. Однако появляющиеся элементы рациональных способов объяснения мира соседствуют с магическим мышлением волшебных сказок[cmxxiii], что позволяет предполагать примерно равное участие сознания и подсознания в функционировании интеллекта. На этапе взросления с 5-ти до 7-ми лет у детей окончательно формируются понимание устойчивости пола и его неизменности во времени. В этот период дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении, то есть о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться. [cmxxiv] В играх этого возраста продолжает развиваться и совершенствоваться Я-концепция. Нередко при этом дети идентифицируются со своими работающими родителями, проигрывая те или иные их роли и выясняя, что им нравится и что лучше получается. Все более явно формирующиеся интересы этого возраста в дальнейшем могут сказаться на выборе определенной профессии.
РИС. С графиком Время реакции — Возраст годы Есть сканерный вариант в цв. рисунках В 5-летнем возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек примерно в два раза больше, чем у мальчиков (720/360 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на свет равно таковой на звук[cmxxv]. Возраст 6–7 лет рассматривается как сенситивный период в становлении системной организации зрительного восприятия и механизмов опознания целостного образа (Фарбер, 1978; Бетелева, 1983) выявили, что 5–7 лет представляет собой собственно сенсорно-асимметрический период[cmxxvi]. Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в 5 лет у детей обоего пола наблюдается максимум цветоформовых ответов. В 5 и 7 лет у девочек наблюдается наибольшее число формоцветовых ответов, тогда как для мальчиков более характерен возраст около 6 лет. Девочки опережают мальчиков и по количеству страхов: у девочек максимум приходится на 5–6 лет, тогда как у мальчиков — на 7 лет[cmxxvii]. Все это может свидетельствовать о большем доминировании подсознания у девочек этого возраста. Согласно рис. 1, девочки примерно с этого возраста (вплоть до 16 лет) снова опережают мальчиков в приросте мозжечка, что может свидетельствовать о несколько большей скорости формирования и доминанты бессознания по сравнению с мальчиками. Примерно к 6 годам проявляется способность контролировать свои процессы мышления и памяти. И тем не менее к 6–7 годам ребенок уже чаще выбирает в качестве предпочтительных оранжевый, синий и голубой цвета. Так, по данным Е. С. Аграновича, оранжевые образцы выбрали 43%, голубые 35%, желтые 13,5 % и зеленые 8,5 % испытуемых из 3027 детей 7-летнего возраста[cmxxviii]. что позволяет предполагать формирование Ид-плана приближающимся к «завершению». Возможно, в какой-то степени это связано и с «уходом» в Ид-план из-за потери молочных зубов и странной беззубой улыбки собственного отражения. Любопытно, что иногда на этой фазе интеллектуального развития появляется предпочтение фиолетового цвета (контрастного к желтому цвету) и пурпурного цвета (контрастного к зеленому цвету), что позволяет предположить более позднее формирование как маскулинных функций подсознания, так и фемининных — сознания. Это предположение подтверждается, в частности, известными фактами доминантности правой руки у мальчиков и левой руки у девочек именно в период 6–7 лет. Вместе с тем А. А. Журкин приводит данные, согласно которым для детей 6–8 лет, по Циммерман, характерен следующий выбор: красный, пурпурный, желтый, оранжевый, зеленый, тогда как по данным Райх предпочтительными являются красный и розовый цвета[cmxxix]. Как известно, розовый, пурпурный и фиолетовый цвета нередко смешивают друг с другом как в стимульных образцах, так и в цветообозначениях, что в нулевом приближении позволяет оставить данную интерпретацию неизменной. К концу дошкольного периода дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Однако относительный характер восприятия собственного пола, встречающийся практически у всех детей вплоть до 5–6 лет, позволяет полагать, что гендерная схема интеллекта (то есть выбор цветов согласно собственному полу и / или гендеру) находится в стадии становления[cmxxx]. Так, и по данным Г. С. Васильченко, (с. 390) в возрасте 5–12 лет проявляется недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность. В конце первого учебного года утомляемость у мальчиков в 8–10 раз больше, чем у девочек. При этом мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки — в смешанной группе. Уже здесь наблюдается своеобразная автономность и более высокий уровень притязаний мальчиков по сравнению с девочками. Все это еще раз демонстрирует существование относительной доминанты Ид-плана в маскулинном интеллекте по сравнению с фемининным, в котором наблюдается М-плановая доминанта. О последней говорит и страх опоздать в школу, который значительно сильнее выражен у девочек именно в силу доминирования сознания в их интеллекте[cmxxxi].
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |