Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взрослость




Лет

Лет

Юность

Лет

Лет

Согласно периодизации психосоциального развития Эриксона, дети от 12 до 18 лет проходит стадию «отрочества и юности». При внутренней устойчивости и преемственности, а также при наличии четко определенных половых моделей для подражания и положительной обратной связи психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение идентичности, то есть Я-концепции[cmlxvi]. Показательно, что по данным Г. С. Васильченко[cmlxvii] частота визионизма среди подростков (при нормальном психосексуальном развитии) сокращается у мальчиков до 5,5%, и у девочек до 0,3%.

Примерно с 11–12 лет девочки начинают писать письма в редакции газет и журналов, на телевидение и на радио. Письма посвящены вопросам любви-сексуальности и по содержанию наивны: дети озабочены прояснением нравственных и душевных вопросов. Но, несмотря на это, такого рода вопросы не задаются, как правило, родителям и / или учителям, а только чужим «дядям» и «тетям», которые не способны оказать непосредственное давление на их внутренний мир. Мальчики тоже поддерживают связь с редакциями, однако их интерес, по крайней мере в прямой форме, не простирается на интимность. По данным Л. С. Выготского, примерно с 12 лет дети начинают активно использовать абстрактные понятия. Возраст 12–15 лет связан с периодом формирования опосредованного симметричного восприятия[cmlxviii].

Возраст 10–12 лет у девочек и 12–16 у мальчиков совпадает с третьим периодом резкого прироста веса тела и приходится на фазу полового созревания[cmlxix]. В 13–14 лет снова наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmlxx]. В 12–13 лет тело девочек формируется по женскому типу, а у мальчиков начинает меняться форма гортани и ломаться голос. «Есть основания полагать отмечает С. И. Голод, — что в 12–13-летнем возрасте закладывается специфически женское понимание взаимности, которая весьма важна в любви»[cmlxxi].

Бьеррум-Нилсен и Рудберг (1989) считают, что сексуальное развитие девочек сводится скорее к эмоционально-духовной интимности[cmlxxii], тогда как у мальчиков в большей мере преобладает сексуализированно-телесная эмоциональность[cmlxxiii]. Г. Крэйг также отмечает, что альтруистические черты характера у детей неуклонно увеличиваются до 13 лет включительно[cmlxxiv]. Опыт показывает, что относительно большим альтруизмом всегда и во всем характеризовались девочки, что свидетельствует о большей роли сверхсознания у девочек этого возраста по сравнению с мальчиками.

Поэтому выбор предпочтительных цветов в отличие от предыдущего периода начинает существенно различаться даже по полу (к сожалению, еще ни один психолог не осуществил эксперимент по выбору предпочтительных цветов с различием по гендеру[cmlxxv]). Так, девочки 14 лет в порядке предпочтения выбирают синий, пурпурный и зеленый, тогда как мальчики этого же возраста — красный, синий и желтый. Выбор мальчиками красного цвета в качестве наиболее предпочтительного, по хроматической теории резонанса, может быть связан с тем, что в этом возрасте под воздействием мужского полового гормона (тестостерона[cmlxxvi]) у мальчиков вырабатывается существенно больше красных кровяных телец (эритроцитов), чем у девочек[cmlxxvii].

Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в возрасте 13-–14 лет девочки по количеству страхов опережают мальчиков, у которых выраженный максимум приходится на на 14 лет[cmlxxviii]. Именно в 13–14 лет эксперименты выявляют особо эмоциональную значимость и даже аффективный характер переживаний, связанных с представлением о себе у представителей обоих полов [cmlxxix]. Безусловно, здесь следует учитывать и тот факт, что где-то в этом возрасте изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 7–11 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее располагаются в сторону уменьшения: пурпурный, затем желтый, красный, и наконец, зеленый цвет[cmlxxx].

Подростковый возраст — это тот хаотичный период, когда происходит процесс освобождения детей от полной опеки родителей и осуществляется поиск собственной индивидуальности. В этот период приятели начинают играть в се более важную роль, и даже становятся «значимыми другими» в процессе освобождения от родителей. Именно в этот период начинается «Я-концептуальная» интеграция того смысла, который общество приписывет сексуальным действиям.

И вместе с тем биологические изменения играют опосредованную роль в том, что секс в значительной степени заполняет мысли и жизнь подростков. По данным Г. С. Васильченко и И. В. Голубевой, в период с 13 по 15 лет у мальчиков наблюдается лобковое оволосение женского типа (горизонтальная линия на лобке)[cmlxxxi], что в хроматизме может свидетельствовать о прохождении этапа женственного бессознания (желтый) и / или подсознания (голубой).

Это связано с тем, что биологические изменения становятся очевидными не только для подростка, но и для окружения, которое начинает воспринимать его как сексуальное существо с соответствующими интересами и возможностями. То есть в жизни юного человека появляется нечто совершенно новое — и как всякое новое оно не может не быть притягательным в силу своей загадочности. Поэтому-то с искренних позиций подростков сексуальность вряд ли может стать чем-то банальным и обыденным.

 

Действительно, с наступлением периода полового созревания (13—14 лет) резко меняется линия поведения подростка. Не остается и следа от презрения к девочкам. Он утрачивает «самоутверждающуюся» грубость и, более того, когда встречается с представительницей противоположного пола один на один, нередко конфузится, не понимая того, что доминанта сознания в его интеллекте периодически становится субдоминантой бессознания. Прямое свидетельство этого выражается в фаллоцентристском отрыве «души» от «тела» и, следовательно, несмотря на гиперсексуальность юноши, здесь не может идти речи собственно о любви.

В этот период многие подростки обоих полов исключительно чувствительны к своему внешнему виду и часами рассматривают себя в зеркале[cmlxxxii]. Как показали исследования, самая низкая степень удовлетворения своим внешним обликом имеет место у девочек в 13 лет, а у мальчиков — в 15; после чего удовлетворенность собой стабильно возрастает[cmlxxxiii]. В 13–14 лет для девушек — период по преимуществу возвышенный, просветленный сине-голубыми (контрастными экстремально-красному менархе) тонами подсознания, то есть определяемый доминантой Ид-плана, с одной стороны, и Син-плана, — с другой[cmlxxxiv]. Об этом говорит прежде всего неосознаваемая потребность в ласке и нежности, свойственная почти всем девушкам и совершенно чуждая природе юношей.

Вместе с тем, при переходе рубежа 15-ти лет обнаружена тенденция к сокращению юношей, обладающих социально адеватными представлениями, тогда как у девушек наблюдается обратная картина[cmlxxxv]. По-видимому, у девушек это обусловлено циклической обратной связью между отрицательными эмоциями и доминантой левого полушария, коррелирующего с функциями сознания (как компонента интеллекта). Ибо для юноши первые признаки наступления половой зрелости связаны с эротическими сновидениями, поллюциями и оргазмом, то есть с сильнейшими положительными эмоциями. Для девушек же аналогичные признаки связаны с менструациями, которые, как всякое кровотечение, вызывает эмоции отрицательные; и, кроме того, они уже отлично сознают, что в перспективе их ждут еще более тяжкие эмоции: боль дефлорации, страх нежелательной беременности, муки деторождения при желательной и т. п.[cmlxxxvi]

Для юношей — это время колебаний между кипучей деятельностью и душевным равнодушием, и / или полной апатией, между неуемной радостью и / или унынием и даже отчаянием, между дерзостью и боязливостью, между отвагой и трусостью, между идеализмом и прагматизмом. Как уже говорилось, в этом возрасте появляются и первые сексуальные переживания (красный цвет бесознания), достаточно отдаленные от аналогичных переживаний (сине-голубые цвета подсознания) у девушек[cmlxxxvii].

Так, Крэйг констатирует, что девушки значительно превосходят юношей в вербальных навыках и уверениях, что интимность важнее секса, тогда как юноши — в пространственном воображении и твердой убежденности, что сексуальные отношения несравнимо важнее интимности[cmlxxxviii] В 14–15-летнем возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек немного больше, чем у мальчиков мальчиков (f/m 310/240 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на звук становится меньшим, чем на свет[cmlxxxix].

По данным Е. С. Аграновича, голубые образцы выбрали 71%, оранжевые лишь 12%, зеленые 10% и желтые 7% испытуемых 14–15-летнего возраста[cmxc]. Вместе с тем А. А. Журкин приводит литературные данные, согласно которым для 14 летних подростков, по Циммерман, характерен выбор: зеленый, желтый, синий, тогда как по данным Райх предпочтительными являются только оттенки синего[cmxci].

В теориях Элкинда (1967)[cmxcii] о юношеском эгоцентризме содержатся идеи, которые могут облегчить наше понимание того, почему взрослым все же не удается отпугнуть молодежь от расширения своего сексуального опыта, несмотря на все попытки родителй и / или СМИ рассказать детям о риске и опасностях, связанных с сексуальностью. Согласно этой теории, подростки нередко как бы выступают перед воображаемой публикой и / или оглядываются на нее в своих действиях.

Действительно, они вполне могут чувствовать, что реальное окружение практически не интересуется их речами и поступками, навязывая лишь взрослое поведение, для следования которому их личность еще не приобрела объективных предпосылок. Отсюда, вероятно, и возникает этот феномен: подростки считают что находятся в центре всеобщего внимания не реальной, а воображаемой публики, что зачастую и приводит к тому, что они больше заняты сами собой и воображаемой аудиторией, чем друг другом или родителями.

Доминанта сверхсознания проявляется здесь не только на становлении этого виртуального мира, который взрослые — со своих позиций, может быть, и справедливо — называют эгоцентрическим. Здесь же возникает и то, что Элкинд определил как «личная фабула» (персональный миф). А именно, подросток обычно считает, что и он сам, и его мысли совершенно уникальны, непогрешимы, истинны, и никто на свете не может испытывать ничего подобного и переживать также интенсивно как он и / или она.

Оборотной стороной личной фабулы является вера подростка в собственную исключительную неуязвимость: несчастные случаи и катастрофы, нежелательная беременность и венерические заболевания — все это может случиться «с другими, но не со мной». На фоне виртуального существования и этой субъективной исключительности подростков легко понять, что вся та информация, которую взрослые пытаются им внушить, вряд ли может быть воспринята как актуальная для их повседневной жизни. Как было показано выше, язык правосознания, которым оперируют взрослые, не адекватен языку само- и сверхсознания подростков.

Именно поэтому в период отрочества необыкновенно возрастает значение референтных групп сверстников, в которых подростки находят адекватную поддержку для преодоления своих физических, эмоциональных и социальных перемен. Подобное притягивает подобное, и подростки прекрасно понимают тех, кто испытывает то же самое, что и они. Как полагают ученые, социальная компетентность является основной составляющей способности подростка приобрететь новых друзей и сохранять старых.

Согласно результатам исследований 1984 года, у 14–16 летних подростков времяпрепровождение распределено следующим образом: 25 % в семье, 50 % в кругу сверстников и 25 % в одиночестве. При этом количество времени, отдаваемое общению со сверстниками, к 16 годам еще более увеличивается[cmxciii].

Как говорилось выше, полноценное бинокулярное поле зрения окончательно формируется примерно в 15 лет. В этом возрасте девушки выбирают уже синий, пурпурный и красный цвета, тогда как юноши — синий, красный и пурпурный[cmxciv]. Подростки этого возраста теперь могут спокойно рассматривать противоречащие фактам ситуации, поэтому нередким увлечением для них становятся виртуальные миры Интернета и / или научной фантастики, эксперименты с оккультизмом, культами или экстремальными состояниями интеллекта, вызванными любым способом от дискотеки до наркотиков[cmxcv].

Как мне кажется, кризис этого возраста может быть объяснен прежде всего противоречивостью гендерного самоопределения, которая может быть промоделирована данным выбором цветов. Так, мощная доминанта Ид-плана (синий цвет) у обоих полов вступает в противоречие с растущим С-планом у юношей (красный цвет) и М-планом у девушек (пурпурный цвет), которые, наконец, полностью осознают свою женственность

Показательно, что именно в 14–15 лет у девушек наблюдается статистически достоверное снижение интереса к высказываниям о любви и будущей семейной жизни, тогда как у юношей этого же возраста число высказываний на эту тему уменьшается лишь к 16 годам[cmxcvi]. Вероятно, это связано с тем, что например, согласно статистике ФРГ, уже половина девушек 15 лет влюблялась и практиковала петтинг (Васильченко, с. 243). Под петтингом обычно понимается желательное достижение оргазма путем взаимного сексуального возбуждения партнеров, при котором допускается все, кроме интромиссии. Чаще всего петтинг применяется в США для сохранения анатомической девственности. По данным сексологов петтинг может вызывать у таких “полудев” меналгии и дисфункции молочных желез[cmxcvii].

Это противоречие еще более усиливается потребностью 15-летних юношей в обладании уже не только телом (как это было в 14 лет при выборе желтого цвета), а и чувствами женщины, то есть выбором пурпурного[cmxcviii]. Возможно, у девушек это противоречие усиливается уже потребностью в обладании не мужским самосознанием (как это наблюдалось в 13–14 лет при выборе зеленого цвета), а его телом, то есть выбором красного.

И. С. Кон и С. И. Голод обращают внимание на одну важную деталь: девушки в пубертатном возрасте не имеют сколько-нибудь выраженного сексуального влечения. Но вопреки этому природному факту под влиянием физической «оформленности» и искаженной информации (получаемой от средств массовои коммуникации и неформального окружения) у нравственно не сформировавшихся девушек создается образ привлекательности и престижности сексуальных контактов как таковых.

Отсюда появляется и их вовлеченность в эти отношения. Массовые опросы конца ХХ века указывают на тенденцию систематического снижения нижней границы вступления в сексуальные связи как юношей, так и девушек. Так, по данным Кинси, к 15 годам чувство оргазма (при мастурбации, эротических сновидениях и редко — койтусе) испытывали 25% девочек и 95 % мальчиков. Путем мастурбации в возрасте до 15 лет оргазм испытали 20% девочек и 85 % мальчиков[cmxcix].

Во вторую фазу пубертатного периода (14–17 лет) завершают развитие молочные железы и лобковое оволосение, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начиналось в 13 лет[m]. Как сообщает Г. Крэйг, по данным статистики США многие девочки выходят из отрочества в юность с ущербной Я-концепцией, то есть с гораздо меньшей уверенностью в себе, чем мальчики. Так, к старшим классам школы позитивное отношение к себе сохраняется менее чем у трети девушек. Все это позволяет с достаточно большой долей вероятности предположить доминанты право- и сверхсознания в интеллекте девочек, тогда как у мальчиков скорее доминируют под- и самосознание.

Примерно к 15–16 годам юноши и девушки начинают сознавать, что большинство людей не обращают никакого внимания на столь уникальный их внутренний мир; и это смирение приводит к тому, что их эгоцентризм и поглощенность самими собой постепенно отступают. Обычно к этому времени устанавливаются и первые сексуальные взаимоотношения, а нередко налаживаются и обновленные взаимоотношения с родителями.

И тем не менее, как весьма точно замечает Грэйс Крэйг, «юность является периодом интеллектуального опьянения». То есть, как мы видели выше, в интеллекте подростков где-то до 15–16 лет существовала сверхдоминанта подсознания, постепенно сменяющаяся теперь сознательной доминантой в их интеллекте — под упорным социальным давлением общественного сознания[mi].

Показательно, что примерно к 16–18 годам снимаются и описанные выше противоречия: девушки выбирают синий, пурпурный (или красный) и голубой цвета, тогда как юноши — синий, зеленый и красный цвета[mii]. В качестве материальных маркеров для подтверждения этих предпочтений можно привести и эмпирические данные сексологии, согласно которым оволосение лобка у девушек 17–18 лет осуществляется по женскому, и у юношей — по мужскому типу[miii]. Согласно рис.1, примерно к 16 годам устанавливается равное соотношение в приросте мозжечка у девушек и юношей, что позволяет предполагать период уравновешивания доминант под- и бессознания.

Поэтому характерным здесь можно считать уже более или менее спокойное отношение к другому полу и обострение ярко выраженного интереса к выбору будущей професии. И юноши, и девушки начинают сопоставлять свои потребности, интересы и ценности со способностями и возможностями, которые, что называется, у них — «от Бога» и / или которых они самостоятельно достигли на более ранних этапах развития.

Так, уже в старших классах школы большинство из них выбирает будущую профессию, а также и следующее — после окончания школы — учебное заведение, начинают готовиться к вступительным экзаменам и / или более углубленно осваивают знакомство с интересующим предметом, специальностью или профессией. Согласно исследованиям асимметрии восприятия, возраст 16 лет и выше является периодом окончательного упрочения сенсорной асимметрии [miv].

Все это позволяет предположить доминирование у девушек сверхсознания, а у юношей — самосознания.

 

К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист (см. красный цвет), а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка (см. желтый цвет).

По теории Эриксона, развитие взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.

Главной же проблемой этого возраста, по Эриксону, является постоянное достижение идентичности, которая обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределять себя, свою Я-концепцию, свои приоритеты и свое место в социо-культурном мире[mv].

Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону у молодых людей возникает чувство близости как психосоциальный результат этой стадии взросления лишь при наличии душевной теплоты, понимания и доверия со стороны окружающих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.