Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелость. Приблизительно к 25 годам вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 12–15 лет)




За 30

За 20

Приблизительно к 25 годам вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 12–15 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения: красный, пурпурный, зеленый, и наконец, желтый цвет[mvi]. Примерно с 20 до 30 лет время реакции на звуковые стимулы у женщин становится весьма близкими (f/m 200/220 мсек в пределах стандартного отклонения) с временем реакции на свет у мужчин.[mvii]

Можно только предполагать, что сама природа заботится об этой близости, ибо для представителей обоих полов этот возраст оказывается наиболее продуктивным во всех без исключения отношениях. И вероятно, та же самая природа сводит их друг с другом во имя любви и всесторонней близости, так что уже к 20–25 годам многие юноши и девушки создают семью.

Говоря о совместимости партнеров, мы постоянно возвращались к понятию любви как системной целостности. Так, любящие как бы обмениваются частицами своих «Я», неосознанно перенимают друг от друга какие-то черточки, свойства душ. То есть к каждому «Я» добавляется какая-то часть другого «Я», углубляя и расширяя его. Так, нередко партнеры перенимают привычки, манеры, мысли другого, иногда приобретая даже свойства другого темперамента.

При этом обмен может быть и неравным: тот, кто слабее, больше получает от того, кто сильнее, а более сильный — меньше от более слабого (особенно если он не хочет этого). Впрочем, здесь есть и свои плюсы: такой неравный обмен уменьшает их неравенство, сближает уровень взаимодействия их интеллектов[mviii].

В этом же возрасте заканчивается их обучение профессиональной деятельности и начинается совершенсствование полученных навыков и знаний на работе. При успешной деятельности появляется авторитет и начинается продвижение по службе, соответстующее увеличение доходов и, возможно, социального статуса.

Семьи в этот период нередко обзаводятся ребенком, с появлением которого могут изменяться их взаимоотношения, отношения с собственными родителями и друзьями (см. семья и дети). Обычно мать ребенка вынуждена оставить свою работу на период грудного кормления, тогда как ее муж продолжает свой профессиональный рост и одновременно обеспечивает положительный эмоциональный тон семьи, по возможности помогая супруге.

Мотивы участия в трудовой деятельности у женщин и мужчин весьма близки, и связзаны преимущественно с увеличением семейного бюджета. В ходе опросов женщины называют практически те же факторы, которые делают работу значимой и для мужчин: интерес, творчество, возможность проявить себя, раскрыть свои способности, материальная обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне и т. д. и т. п.

Однако мотивы деятельности у них нередко могут и различаться. Так, женщины много чаще сообщали о возможности социального, культурного и эмоционального общения как об особо важном аспекте своей работы. Как полагает Г. Крэйг, социальное взаимодействие за рамками относительно узкого семейного круга усиливает их чувство общности и единства с людьми. На мой взгляд, это скорее связано с тем ограничением личностной Я-концепции, которое навязывается женщине чисто материнской ролью в семье, ибо чем больше женщина получает комплиментов, тем она — более женственна. Ни маленький ребенок, ни постоянно занятый на службе муж этого обеспечить не могут.

Возможно, что для части женщин межличностные отношения на работе особо значимы из-за оптимизации и своей профессиональной Я-концепции. И здесь прежде всего необходимо привлечение и гендерного, и социального факторов.

Например, согласно рис. 2, у женщин 20–30 лет наблюдается больший прирост именно левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга по сравнению как с собственным правым полушарием, так и с таковым у мужчин. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту сознания относительно подсознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста. У мужчин же примерно до 30 лет также доминирует сознание (см. больший прирост левого полушария) при незначительном росте доминанты подсознания.

Возможно, это объясняет тот факт, что маскулинные работающие женщины с удовольствием делают карьеры, оставляя своих фемининных мужей с детьми. Поэтому они реже страдают от депрессий, больше уважают себя как личность. Женщины же с фемининными чертами характера чаще меняют время работы на общение со своим ненаглядным ребенком.

 

Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону многие взрослые переживают определенного рода социальную активность и генеративность как психосоциальный результат этой стадии жизни лишь при наличии целеустремленности и продуктивности.

Переход 30-летия чреват стрессами как для мужчин, так и для женщин. Так, мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей. Многие мужчины проводят за работой столько времени, что их самоуважение в соответствии с собственной Я-концепцией неразрывно связано с их профессиональной деятельностью.

Весь досуг, все то время, что они посвящают семье, не затрагивает их интеллект настолько глубоко, чтобы они могли забывать о работе. В конце концов при неблагоприятных внешних обстоятельствах мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и / или карьере не меняется.

Женщины же при переходе 30-летия обычно меняют приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Если раньше они ориентировались на замужество и воспитание детей, то теперь их в большей степени начинают привлекать професиональные цели; в то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Об этом может свидетельствовать например, рис. 2, согласно которому у женщин 30–40 лет наблюдается значительно меньший прирост левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга по сравнению как с правым, так и приростом у мужчин этого же возраста. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту подсознания относительно сознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста. У мужчин соотношение между доминантами этих компонентов интеллекта остается практически неизменным с 30 до 60 лет и представляет собой весьма незначительный рост доминанты подсознания с уменьшением роли сознательной субдоминанты.

Вообще же говоря, представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам[mix].

Примерно от 32 до 45 лет наблюдается почти стабилизация расхождений времени реакции и на свет (f/m 350–360/250–260 мсек), и на звук (f/m 300/240 мсек)[mx].

Семьяв этот период является более или менее устойчивым образованием в силу тихого периода у детей. В то же время она оказывает серьезное влияние на выбор детьми будущей профессии, ибо еще весьма почитаемые отпрыском родители служат образцами определенного стиля жизни, который отвечает их Я-концепции.

 

12.3. Зрелость




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.