Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковость




Лет

Лет

Согласно концепции Жана Пиаже, у детей с 7 до 11–12 лет формируются конкретные операциональные принципы мышления, благодаря которым объектами можно манипулировать или которые можно даже интуитивно схватывать. Этому этапу отвечает, по Пиаже стадия нравственного релятивизма ии старше понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что при необходимости их можно изменять, заключив между собой новое соглашение. Следовательно, полагают дети, не существует ничего абсолютно правильного или неправильного, и нравственность поступка определяется прежде всего намерениями, а не его последствиями[cmxxxii]. Данные предикаты поведения позволяют предполагать доминирование подсознания в интеллекте детей этого возраста.

Второй период резкого роста тела и появление к 8-ми годам первых постоянных зубов[cmxxxiii] позволяет объяснить и выбор красного и желтого цветов растущим С-планом, что нередко сопоставляют с так называемым малым кризисом «трудных детей»[cmxxxiv]. В 7 лет наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmxxxv].

По Фрейду, возраст 6–12 лет относится к латентной психосексуальной стадии, в течение которой детская ревность и зависть, вызванные запутанностью в семейных отношениях, отступают на задний план по сравнению выполнением обязанностей, предписываемых дома и в школе. Следуя идеям Фрейда, Эриксон этот период считал направлением большей части времени и энергии на приобретение новых знаний и навыков в противовес чувству неполноценности[cmxxxvi].

Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону младенец от 6 до 11 лет проходит также «латентную» стадию. При систематическом обучении и воспитании, а также при наличии хороших примеров для подражания психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение ребенком трудолюбия.

В самом деле, этот «тихий период» в развитии ребенка характеризуется приучением к оптимальной организации своего времени, к приложению максимума усилий для решения каких-либо задач, к появлению и даже фиксации приоритета работы над игрой[cmxxxvii]. Иначе говоря, здесь явно прослеживается доминанта сознания (как компонента интеллекта). При изучении функциональной асимметрии восприятия выяснилось, что возраст 8–10 лет является периодом “застоя” сенсорной асимметричности, связанного с усилением явлений неустойчивой симметричности[cmxxxviii].

Эту стадию взросления Ловингер называет «самозащитной» и характеризует боязнью наказания, попытками уклонения от ответственности, а также использованием благоприятных возможностей в личных целях. Согласно периодизации Кегана возрост от 7 до 12 лет относится к «имперской» стадии и связан прежде всего со стремлением к независимости, к достижениям и приобретению мастерства.

По данным О. А. Ореховой[cmxxxix], в период 6–10 лет мальчики чаще выбирают цветные элементы из всей предложенной гаммы цветов, тогда как девочки проявляют большее постоянство в своих выборах, останавливаясь лишь на фиолетовом, красном и желтом цветах; иногда в их выборе может появиться синий. При раскрашивании социальных объектов отмечается половое различие в количестве использованных цветов: девочкам требуется все цвета, тогда как мальчикам достаточно двух-трех.

Вслед за М. В. Осориной, выдвинувшей тезис о том, что мальчики ахроматичны по сравнению с девочками, О. А. Орехова констатирует, что именно мальчики пренебрегают цветом как средством выразительности и чаще используют один предпочтительный цвет — черный, синий или коричневый. Эстетическое воспитание мальчиков, однако, подтверждает лишь относительный характер этого утверждения, так как приводит к сравнимым показателям с девочками[cmxl].

В то же время, согласно литературным данным[cmxli], у девочек восприятие красного цвета полностью устанавливается примерно к 8 годам, тогда как у мальчиков к 8,5; восприятие зеленого и синего — к 8,5, тогда как у мальчиков к 9 годам (Уварова, 1985). Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в 9 лет у детей обоего пола наблюдается максимум цветоформовых ответов[cmxlii], что позволяет предполагать доминанты подсознания и сознания.

В период 7–10 лет окружение ребенка целенаправленно формирует ожидаемые качества мужественнгости или женственности. Так, в начальной школе бывший однородным коллектив детсадовской группы распадается на «враждующие» группировки девочек и мальчиков. Игровая межгрупповая агрессия со взаимными обвинениями («все мальчишки хулиганы и драчуны», — «все девчонки плаксы и ябеды») являются типичным проявлением дифференциации половых ролей, то есть групповым отказом от типичных функций противоположного пола.

При запоминании учебного материала с 7 до 9 лет дети обычно связывают слова путем простых ассоциаций — в зависимости от близости расположения слов в предъявленном списке. Однако уже после 9 лет они начинают группировать слова по категориям согласно общим признакам, например, яблоки, груши, виноград — это «фрукты». Между 8–10 годами более полно (чем в 6 лет) проявляется способность контролировать свои процессы мышления и памяти, то есть элементы метапознания. Несколько позже, к 10–11 годам появляется семантическая обработка запоминаемой информации, свойственная взрослым[cmxliii], то есть связанная с доминантой сознания.

По данным К. В. Бардина, развитие собственно различительной чувствительности к цвету заканчивается к 8–9 годам[cmxliv]. Для детей 9–10 лет, по Циммерман, характерен следующий выбор предпочтительных цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий, тогда как по данным Райх предпочтительными для этого возраста являются оранжевый, желтый и желто-зеленый цвета[cmxlv]. Однако здесь следует учесть, что в период с 7 до 11–12 лет пороги цветовой чувствительности симбатно уменьшаются, при этом наибольший порог имеет синий, затем идут красный, зеленый, пурпурный, и наименьший порог имеет желтый цвет[cmxlvi].

С позиций же хроматизма выбор предпочтительных цветов в соответствии с рассмотренными функциями позволяет говорить о том, что с 7 до 10 лет осуществляется процесс фиксации достигнутых уровней всеми компонентами интеллекта. Согласно Салливеэну и Фромму, у детей 8–10 лет существует потребность быть любимым не только за то, что они есть (как это было раньше), а за то, что они могут дать для достижения этой любви в творчестве подсознания (рисунки, стихи, песни, танцы).[cmxlvii]

По данным И. Л. Ботневой, с 8–10 лет у девочек появляются такие черты как застенчивость и желание нравиться, что учеными связывавается со становлением эротического либидо. Вместе с тем частота визионизма (при нормальном психосексуальном развитии) у мальчиков 7–11 лет возрастает до 33%, тогда как у девочек этого же возраста падает до 6,2%[cmxlviii]. Г.Крэйг сообщает, что в возрасте до 9 лет большинство девочек относится к себе положительно, но к по мере взросления уровень самооценки у них постоянно падает[cmxlix].

В то же время этот «тихий период» у девочек связан с началом полового созревания и будет длиться до 17–18 лет, что отмечается в показателях ЭЭГ[cml]. Судя по хроматической интерпретации данных ЭЭГ (см.ниже), где-то с 6 до 9–10 лет в интеллекте ребенка доминирует подсознание, функционально связанное именно с правым полушарием. Это вполне согласуется с данными о том, что в возрасте 7–8 лет вегетативные компоненты ориентировочной реакции (то есть внимания, говоря языком психологии) преобладают над корковыми; у детей же старше 7–8 лет корковые компоненты начинают преобладать над вегетативными[cmli].

В препубертатном периоде 7–9 лет начинается «скачок роста», появляются первые признаки феминизации фигуры, округляются бедра за счет увеличения количества и перераспределения жировой ткани, начинается формирование женского таза[cmlii]. Поскольку функции гипоталамуса коррелируют в хроматизме с функциями подсознания, то этот период у девочек, по-видимому, может быть связан и с ростом доминанты подсознания[cmliii].

 

Как отмечает Жан Пиаже, с 11–12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект[cmliv]. Согласно данным Б.И.Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха примерно в 11 лет у девочек снова наблюдается наибольшее число формоцветовых ответов, тогда как для мальчиков более характерен возраст около 9 лет. Девочки опережают мальчиков и по количеству страхов: у девочек максимум приходится на 10–11 лет, тогда как у мальчиков — на 11 лет[cmlv]. Все это позволяет предполагать несколько большее доминирование сознания над подсознанием. Об этом может свидетельствовать и выраженное стремление к общению с ровесниками. В этот же период отмечается тенденция к становлению и развитию чувства взрослости [cmlvi].

Приблизительно в 10-летнем возрасте начинается перестройка организма, обусловленная активизацией сложной биохимической системой организма, теснейшим образом связанной с центральной и периферической нервной системой. Большое значение приобретает гипоталамо-гипофизарная система. Под влиянием ее действия начинают «пробуждаться» половые железы. Развитие яичника начинается несколько раньше, чем рост мужской половой железы. В 10-летнем возрасте уже начинается выработка эстрогена (женского полового гормона), который вызывает появление вторичных половых признаков: увеличение молочных желез и рост волос в лобковой области по женскому типу.

Вместе с тем, например, показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения моделируется М- и Ид-планами и имеет сильную вариантность у девочек с 9 до 11 лет и у мальчиков 12-ти лет. Эти данные, по-видимому, могут свидетельствовать о гендерном перераспределении доминант интеллекта в преимущественной зависимости от пола. Так, мальчики к 8–10 годам начинают превосходить девочек в оперировании пространственными представлениями и решении арифметических задач[cmlvii].

Об этом говорят, в частности, средние затраты времени на классификацию цветных карточек, то есть время реакции, которое у мальчиков 10–11 лет практически сближается с временем реакции девочек. В тоже время примерно с 10 лет мальчики начинают уступать девочкам в точности движения рук. В исследованиях функциональной асимметрии восприятия отмечается, что примерно в 11 лет наблюдается собственно сенсорно-асимметрический период[cmlviii].

В 10 лет снова наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmlix]. В этом же возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек примерно в полтора раза больше, чем у мальчиков (470/280 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на свет равно таковой на звук.[cmlx] Выбор предпочтительных цветов в этот период также имеет сильную вариантность и зависимость от гендера.

Согласно данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, в этот период происходит всплеск привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Как отмечает С. Т. Огарков, во второй половине препубертатного возраста отмечается так называемая половая гомогенизация или вторая идентификация с представителями своего пола. Межполовые контакты в этот период носят конкретно-имитативный характер, часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в кругу сверствников, чего никогда не наблюдается, если мальчик и девочка остаются вдвоем[cmlxi].

По сведениям же И. Л. Ботневой, у девочек 10–12 лет желание нравиться перерастает в первую влюбленность, что учеными связывавается с продолжающимся становлением эротического либидо. Влюбленность эта, как правило, бывает “безответной”, ибо ограничивается “страданиями” и фантазированием, так как однокласники еще не “доросли”, а для старшекласников такая девочка еще не является объектом ухаживания (“еще ребенок”). Как подчеркивает И. Л. Ботнева, не следует смешивать возникновение эротического либидо и его реализацию. Реализация пробудившегося эротического либидо обычно значительно запаздывает. Кроме того, дети скрывают свои сексуальные интересы и проявления вследствие стыда, страха, чувства “греховности”. Фантазирование является функцией подсознания, которое в этот период, по-видимому и характеризует женственный интеллект.

В то же время, по данным Нэнси Айзенберг (1989) в тестах по разрешению моральных коллизий девочки 10–12 лет дают ответы, которые более проникнуты заботой и состраданием, чем ответы мальчиков их возраста. По ее мнению, это объясняется, главным образом, тем, что девочки созревают быстрее мальчиков; что и приводит к половым различиям в ответах девушек и юношей.

С позиций хроматизма забота и сострадание являются функциями женственного право-(сверх-) и подсознания. Если эта доминанта активируется в самом деле, то девочки этого возраста должны были бы считать предпочтительными пурпурный и синий цвета. Мальчикам же, судя по данным Крэйг, более свойственна доминанта само- и подсознания (зеленый и синий) Однако экспериментальные данные по выбору предпочтительных цветов для этого возраста отсутствуют.

Возраст 10–13 лет относится к первой фазе пубертатного периода, когда начинается увеличение молочных желез, начинается оволосение лобка (11–12 лет). Завершает этот период наступление менархе (первой менструации, примерно в 13 лет, с началом оволосения подмышечных впадин), что совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину[cmlxii]. По данным С. Т. Огаркова, в этом возрасте около половины детей получают информацию о половом акте и не менее трети из них принимают участие в сексуальных играх с участием детей противоположного пола.

По мнению Ш. Бюллер специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиций пубертата[cmlxiii] и подразделена на три фазы. “Прелюдия” к психической пубертатности наблюдается в 11–12 лет — подростки необузданны, драчливы, детские игры им кажутся неинтересными, а игры более старших непонятны.

Эта стадия пубертата сменяется “негативной фазой”, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков — повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

“Позитивная фаза” начинается с восприимчивости подростка к положительным сторонам действительности: переживание природы как прекрасного, увлечения искусствами или наукой и т. п. Сюда же, по мысли Ш.Бюлер, присоединяется и любовь, “дающая выход самому тяжелому напряжению”[cmlxiv].

В отличие от детских групп 6–9 лет (объединявших сверстников по общности игр или просто по соседству), после достижения 10–12 лет начинают формироваться референтные группы по интересам. Интерес может быть связан прежде всего с функциями право- и подсознания у девочек, но с учетом мальчишеских групп возможно участие и доминанты самосознания. Здесь уже со стороны сверстников оказывается давление по конформному соответствию группе; важным становится разделение по половому признаку — почти всегда организуются однополые группы.

Исследователи учебных процессов обнаружили, что группы 10–11 летних сверстников обычно образовывались из учащихся со сходной мотивацией к учению. На улице же в формальных группах с отличающимися мотивациями дети легче подчиняются давлению сверстников, когда оно носит положительный характер, а не тогда когда оно влечет за собой антисоциальные действия. Отмечено, что если под давлением сверстников требуется совершение антиобщественных поступков, то мальчики подчиняются такому давлению чаще, чем девочки[cmlxv]. Вообще говоря, все эти функциональные проявления свидетельствуют о том, что интеллект детей этого возраста может приобретать доминанту правосознания у девочек и самосознания у мальчиков.

 

12.2. Юность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.