Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесное оформление речи. Фонетические и словообразовательные средства выразительности




КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Основные этапы. Цели и задачи Используемые приемы. Варианты отдельных частей
1. Зачин * установить контакт с аудиторией * привлечь внимание слушателей к теме предстоящего разговора * заинтересовать слушателей, настроив на восприятие речи * обращение типа «Уважаемый господин председатель, уважаемые члены комиссии! Господа!» и др. * приветствие «Добрый день, уважаемые коллеги!» и др. * апелляция к объективным факторам (месту, погоде, времени и др.) «Я думаю, все вчера слышали…» * апелляция к речи или личности предыдущего оратора «Как уже было сказано…» * апелляция к собственной персоне, к своим чувствам, случаям из жизни * юмористическое замечание, анекдот, прецедентные тексты * неожиданный вопрос или вопросно-ответный ход
2. Вступление * изложить цель речи * представить тему речи и направление развития идеи * дать обзор главных разделов * обосновать постановку вопроса * изложение истории вопроса * обоснование актуальности темы * обращение к историческому эпизоду, цитирование, в том числе парадоксальное * обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, здоровья и др.
3. Основная часть * последовательно представить и разъяснить выдвинутые положения * доказать их справедливость * подвести слушателей к необходимым выводам   * выдвижение тезисов и их обоснование * выявление причинно-следственных связей * апелляция к известным источникам, свидетельство, цитирование * изложение фактов, примеров, статистических данных * моделирование парадоксальной ситуации, «провокация» * краткое отступление от темы * сравнение, сопоставление всех «за» и «против» * принципиально новая оценка общеизвестного события, явления
4. Заключение * суммировать сказанное * сделать выводы, подчеркнув значение сказанного * определить возможности развития основных идей речи   * подытоживающее повторение, где содержится обобщение сказанного и выводы: итак, таким образом, в завершение сказанного * интригующий финал, где не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод * развязка сюжета (в повествовании) * нравственная мысль
5. Концовка *усилить эффект выступления * повысить интерес к предмету речи (в информативной речи) * призвать к действиям (в убеждающей речи). * призывы и побуждения «Так давайте же…», «Пусть будет…», «Я взываю к вашим лучшим чувствам…» * обращение к аудитории со словами благодарности или комплиментом «Благодарю за внимание…», «Мне очень приятно было работать с вашей аудиторией…»

 

 

Словесное оформление подразумевает под собой разбор и внимательный анализ выступления, четкое представление о том, какое слово лучше применить в определенной коммуникативной ситуации. Словесное оформление должно быть четким и понятным обеим сторонам. Подбор слов – это прежде всего отражение грамотности, подготовленности и логики мышления самого автора. Слова должны быть подобраны к месту. Публичная речь – это часть ораторского искусства. И она должна обладать определенным набором свойств, отличающих ее от просто разговорной речи. Немаловажным, а пожалуй, и самым главным фактором для любой публичной речи остается информативность. Вам нужно передать свою мысль, свою идею, поэтому при подготовке выступления не стоит распыляться, старайтесь уместить в него все только самое главное. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специфические художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка. К ним традиционно относят тропы, фигуры, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Основным выразительным средством фонетики является звукопись -- художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями. Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.

Ассонанс -- это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.

Аллитерация -- это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя. Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных):

Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.