КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словесное оформление речи. Синтаксические выразительные средства. Риторические фигуры
К синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин);инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов: …буду долго, буду просто разговаривать стихами я(В.Маяковский);градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация): Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С.А.Есенин);зевгма – такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечисленный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки а носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами(Н.Гоголь);повтор — это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности: анафора (единоначатие) — это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон);эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы: О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней! (М.Цветаева);симплока – соединение в тексте анафоры и эпифоры: Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза. (М.Цветаева);анадиплосис – это фигура стыка – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы: Память о Вас – тихим домком. Тихий домок – Ваш – под замок. (М.Цветаева);многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы: И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н.Гумилёв);
эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие…(М.Цветаева);умолчание – это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль: Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама… Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих. (А.Ахматова);риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето!(Ф.Тютчев);риторический вопрос – стилистическая фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: риторическое обращение – это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям: Ох, лето красное! любил бы я тебя…(А.Пушкин);вопросно-ответное единство – стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук);синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Мы любим всё – и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё – и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… (А.Блок);парцелляция – это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений: Слова отзвучивают и утекают как вода – без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа(А.Солженицын);именительный представления – это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!(А.Пушкин)
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |