Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частные цели




Общие цели

Конструктивные Деструктивные
Установление истины Спор ради спора (когда увлекает процесс)
Принятие оптимального решения Оказание морального давления оппонента
Убеждение оппонента  
Победа одной из сторон (не всегда с искренним согласием противоп.стороны)  
Конструктивные   Деструктивные
Активные Пассивные  
Убеждение оппонента Выражение собственного мнения (без расчета на убеждение противника) Моральное унижение оппонента
Воздействие на публику, напр., с агитационными целями Познание разных мнений по определенному вопросу Вовлечение оппонента в конфликт

Приведенная классификация видов спора по цели носит условный характер. В реальности их не всегда удается разграничить.

На специфику спора влияет и количество участников. По этому признаку можно выделить 3 группы:

- спор-монолог (человек спорит сам с собой)

- спор-диалог (полемизируют 2 лица)

- спор-полилог (участвует несколько лиц)

На процесс спора накладывает отпечаток и форма речи. Устная форма предполагает непосредственное общение коммуникантов, письменная (печатная) – опосредованное. Устные споры ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях… Письменные формы более продолжительны во времени (например, научная дискуссия в каком-нибудь журнале).

Кроме этого, различают также споры организованные (планируются заранее, проводятся под руководством специалистов) и неорганизованные (стихийные, отличаются спонтанностью, в целом менее продуктивны).

Монологическая речь в целом подразумевает большую степень подготовленности выступающего. А вот в дискуссии (как бы к ней не готовились заранее) элемента спонтанности не избежать. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством (это нужно и в монологе), но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его доводы и принимать свое решение и многое другое. Научиться этому непросто. Здесь недостаточно изучения стратегических и тактических приемов ведения спора. Очень многое будет зависеть от личных качеств и психологических способностей человека.

ТРЕБОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СПОРА

Особое внимание следует уделять культуре речевого поведения в процессе дискуссии. Рекомендаций по поводу соблюдения коммуникативных и этических принципов ведения дискуссии предлагается в разных источниках много. Мы хотели бы выделить основные из них.

1. Не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости. Предмет диалога бывает настолько сложным, что в итоге спора разногласий может быть еще больше, чем в начале. Спор может быть эффективным только при наличии, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – необходима определенная общность исходных позиций сторон (единая база, на которой строят свои доводы участники).

2. Возникающая дискуссия должна отвечать требованиям логичности и последовательности с обеих сторон. В первую очередь это касается пропонента, т.е. того, кто выдвигает тезисы, какие-либо положения и защищает их. Необходимо четко определить предмет разговора, правильно оперировать понятиями, терминами, не упускать из вида главных положений. Кроме того, важна определённость позиции выступающего, умение обосновать собственное мнение.

3. Диалог требует уважительного отношения оппонентов друг к другу. Не следует задевать уязвимые места оппонентов, «играть» на эмоциях, напротив необходимо быть тактичным и корректным.

4. При любых обстоятельствах необходимо проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие, стараться не показывать негативных эмоций, а демонстрировать доброжелательное, позитивное отношение и к происходящему, и ко всем участникам.

5. Один из важных факторов успешности в дискуссии – это умение внимательно слушать и улавливать мысли собеседника (в нашем случае членов комиссии). Надо стараться понять точку зрения собеседника, проанализировать ее, иногда найти соприкосновение позиций, чтобы выбрать правильную стратегию и тактику собственного поведения.

6. Специалисты рекомендуют демонстрировать активное слушание, т.е. показывать невербальными знаками (кивками или др. жестами) или словесно, что вы следите за развитием мысли собеседника, понимаете его подход.

7. Не рекомендуется излишняя категоричность суждений, особенно в начале спора (ход дискуссии иногда непредсказуем, а вам потом трудно будет изменить свою позицию). Склонить слушателей согласиться с вашей точкой зрения можно лишь тогда, когда вы высказываете ее убежденно, но мягко, неагрессивно. Иначе даже абсолютно верный тезис воспринимается «в штыки». И даже потерпев поражение в споре, нужно найти мужество признать правоту собеседника, сделав это достойно, «не потеряв лицо».

Этикетные формы выражения согласия/ несогласия:

-Мы полностью согласны с высказанным в наш адрес замечанием по поводу…

- Мы вынуждены признать определенные недочеты в работе, в частности… К сожалению, объем настоящей работы не позволяет осветить все вопросы в полной мере…

-Мы считаем вполне справедливым замечание по поводу… Надеемся в дальнейших разработках восполнить этот пробел.

-Нельзя не согласиться с мнением…

- Хотелось бы возразить (поспорить, вступить в дискуссию) по поводу замечания относительно…

- Мы считаем не совсем корректным (точным) замечание нашего рецензента..

- Позвольте не согласиться с критикой в наш адрес относительно…Возможно, рецензент расценил наш эксперимент, как … Однако…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.