Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Практические задания




Практические задания.

Теоретические задания.

Шкала выбора заданий

Теоретические и практические задания.

Порядок выполнения контрольной работы.

Перед выполнением контрольной работы студент должен изучить рекомендуемую литературу. После изучения литературы студент выполняет предусмотренную учебным планом контрольную работу по курсу «Судебная риторика». Контрольная работа состоит из двух составных частей: теоретической и практической. Контрольная работа по курсу «Судебная риторика» должна выполняться в сроки, установленные учебным процессам.

Работа сдается на кафедру «Юриспруденция» до начала сессии. После проверки контрольная работа, которая требующая доработки, возвращается студенту для внесения изменений и уточнений. После уточнения исправлений и дополнений преподаватель дает разрешение студенту на защиту контрольной работы. При возникновении трудностей студенту необходимо обратиться за консультацией на кафедру. Каждый студент отвечает на 3 теоретических вопроса, 3 тестовых задания. Задания должны выполняться согласно последней цифре шифра зачетной книжки и первой буквы фамилии

                     
А.Б.В. 1, 49,31, 51,61, 71, 91, 111, 2,48, 32,82, 72, 52, 92,93, 3,47, 73,83, 63, 93,94,95 3,46,27 74,75, 84, 114, 94,115 4,45,23 76,77,85,115, 116,117 5,44,22 62,78,90 116, 96, 117 6,43,21 80,81,55 113,114     7,44,20 81, 71, 88, 118, 98, 108 8,45,19 82,92, 89, 99, 119,104 9,50,18 83, 73, 110,120
Г,Д, Е. 10,22, 84,64 71, 111, 18,21, 71,88 69, 117, 94   26,28, 47, 72,89 60, 116, 118, 33,26, 73, 95 111, 114, 96   41,21,49 74,61,67 123, 113, 49,29,50 75,77 94, 115, 118,91 17,27,1 76,88 56, 119,92 48,35,2 77, 78 76, 114, 116,93 49,10,3 78,79 77,107, 117,94 50,11,4 79,61,58 118, 115,
Ж,З,И. 11,33, 57,58. 106, 107,108 19,41,7 60,61, 109.110111 17,49,2863,64,65 112, 113,   34,47, 18, 66,67, 68, 115,116117 42,12,9 69.70,71 118,119, 50,20,11 51,52,53 102,92, 114     41,28,10 54,53,56 103,104.107 48,36,12 51,55,59 105,104.102 1,43, 25 63,64,65 112, 113,   2,50, 26 76,77,85, 116,117  
К,Л,М. 12,44, 3 86,66 73, 103, 107, 96   20,32,1 81,52, 64, 108, 113, 28,50.2 90,56 59,102 118,100 35,48.3 45,56, 67, 97   43,13,4 58, 68,78 101, 105,109 50,21,5 59,70,82 99,119 112,   42,29,6 83,84,85 100,120 26,37,7 71,86,87 113, 103, 3,44.8 51,52,53 102,92, 114   4,35,49 54,55,56 103,104.
Н,О,П. 13,35, 87, 77 114, 115, 21,33, 82.124 118,119.120 29, 41,12 74,75,76 115, 106, 36,49, 75,85,65 108, 113, 44,14,15 76,67,55 113, 114,115 32,22,16 77.68, 56 116,117,118 43,30,17 78,79,80 119,120,91 40,38,18 81,82,83 92,93,94 5,45,19 84,85,86 95,106, 96 6,32,20 87,88,89 97,107,98
Р,С,Т. 14,17, 88,89,90 98,109, 32,54, 51,53.55 99,110,   30,42,24 57,59,61 100,111, 101 37,50, 63,65,67 101,111 45,15,26 69,71,73 102, 112, 103 3,23,27 75,77,79 103, 113, 104 4,31,28 81,83,85 104,113, 105   9,39,29 87,88,89 105,114. 106 7.46,30 90, 52,54 106,115, 8,13,31 56,58,60 107, 116,108  
Х,У,Ф. 15,37, 62.64.66 108,117,109   23,5, 68,70,72 109,118, 27,43,34 74,76,78 110,119, 38,11, 80,82,84 111,120   46,16,36 86,88,90 112, 91, 113 9,24,37 51, 62,53 112, 92, 113 6,32.38 55. 63.57 113,93, 114 10,40,39 58, 64, 59 114,94, 11,47,40 61, 65. 60 115. 95, 116 12,27,41 75,77,79 103, 113, 104
Ч,Ш,Щ. 16,28, 76,67,55 113, 114,115 24,56, 81,52, 64, 108, 113, 31,44,45 90,56 59,102 118,100 39,52, 62,78,90 116, 96, 117 47,17,48 76,77,85 116,117   5,25,49 72,89 60, 116, 118, 6, 33,50 82,92, 89, 99, 119,104 13,41,1 86,66 73, 103, 107, 96   14,48.2 90,56 59,102 118,100 15,25,3 74,76,78 110,119,
Э,Ю,Я. 17,20,4 58, 68,78 101, 105,109 25,37,5 72,89 60, 116, 118, 32,45,6 81,52, 64, 108, 113, 40,23,7 81,52, 64, 108, 113, 48,18,8 79,61,58 118, 115, 46,26,9 76,67,55 113, 114,115 17,34,10 88,89,90 98,109, 16,42,11 62.64.66 108,117,   17,49,12 62,78,90 116, 96, 117 18,13,45 51,53.55 99,110,  

Риторика как наука.

2. «Золотые правила» риторики.

3. Аудитория как главное звено риторики. Риторика как управление поведением адресата.

4. Понятие технологии. Информационная технология. Коммуникативная технология.

5. Имидж составляющий фактор в риторике. Методики формирования имиджа.

6. Риторика харизматической личности.

7. Виды подготовки к выступлению, их преимущества и недостатки.

8. Психолого-риторические особенности успешного публичного выступления.

9. Выразительные средства речи: фигуры, тропы, поэтический материал.

10. Ораторское искусство Древней Греции.

11. Риторика Платона.

12. Риторика Аристотеля.

13. Эллинистическая риторика.

14. Риторика Цицерона.

15. Риторика Квинтилиана.

16. Риторика средних веков и эпохи Возрождения.

17. Риторика Древней Руси и доломоносовского периода.

18. Российская риторика ломоносовского периода.

19. Период расцвета русской риторики.

20. Развитие русского судебного красноречия.

21. Риторика в XX веке.

22. Черная риторика.

23. Манипулятивная риторика.

24. Спор как особый вид речевой коммуникации.

25. Виды споров в зависимости от цели.

26. Специфика спора в зависимости от количества участников, формы проведения и организованности спора.

27. Основные правила ведения спора.

28.Уловки в споре.

29. Полемические приемы, которые применяются в споре.

30. Виды публичной речи: показательная, совещательная, духовная, судебная.

31. Особенности судебной речи.

32. Характеристика судебной аудитории.

33. Вопросы этики юриста, связанные с взаимодействием морали и права.

34. Психолого-риторические аспекты выступления в суде.

35. Обвинительная речь: основные структурные части и способы изложения обстоятельств дела.

36. Особенности и структура защитительной речи.

37. Реплика прокурора и защитника как вид судебной речи.

38. Классификация вопросов.

39. Классификация ответов.

40. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.

41. Деловое общение и его виды.

42. Психологические типы собеседников.

43. Консультирование как специфическая форма делового общения.

44. Деловой разговор как особая разновидность деловой риторики.

45. Деловая беседа как жанр деловой риторики.

46. Служебное совещание как жанр деловой риторики.

47. Типы служебных совещаний и их классификация. Структура и общие принципы проведения служебных совещаний.

48. Презентация как форма выступления на деловом совещании.

49. Деловые переговоры как риторический жанр.

50. Понятие судебного красноречия.

51. История судебного красноречия.

52. Ораторство казахских биев.

53. Судебные речи известных юристов советского периода.

54. «Забытые» приемы российской адвокатуры и применимость американского опыта.

55. PR-сопровождение судебного процесса. Основные особенности эффективного взаимодействия с прессой в ходе разбирательства.

56. Культура судебной речи.

 

Тестовые задания:

Ответить на нижеуказанные тесты можно, опираясь на опорные конспекты лекций и тексты рекомендуемой литературы указанной в 3 разделе данной разработки.

 

2-ой рубежный контроль

Вариант I

1.Наука о красноречии- это

1. Языкознание

2. лингвистика

3. риторика

4. логика

2.Науки и искусство создания убедительной и действительной речи

1. лингвистика

2. риторика

3. логика

4. история

5. языкознание

3.«Судебная риторика» формирует:

1. реальную культуру будущего юриста

2. этику поведения будущего юриста

3. кругозор

4. логику мышления

5. нет ответа

4. Родиной красноречия риторики принято считать

1. Древнюю Грецию

2. Индию

3. Египет

4. Россию

5. Древний Вавилон

5.В Древней Греции риторика достигла высот благодоря:

1. демократическое устройство государства

2. географическое положение

3. диктатуры

4. анархия

5. монархическое устройство

6. Что являлось верховным органом Древней Греции

1. народные собрания

2. рода

3. парламент

4. мажилис

5. народные вече

6. Автор слов «Тем могуществом которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»:

1. Сократ

2. Демокрит Филерский

3. Платон

4. Демосфен

5. Лисий

8. Знаменитые школы ораторского искусства Георгия и Сократа находились:

1. Древний Рим

2. Древняя Греция

3. Древний Вавилон

4. Османская Империя

5. Россия

9. Определял риторику как искусство убеждения:

1. Платон

2. Исократ

3. Лисий

4. Аристотель

5. Демосфен

10. Автор слов «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо У неё должно быть тело с головой и ногами, при чем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому»:

1. Исократ

2. Лисий

3. Аристотель

4. Демосфен

5. Платон

11. Наиболее распространенный жанр судебной риторики Древней Греции

1. научные сообщения

2. судебная речь

3. агитаторская речь

4. политическая речь

5. лекция

12. Задачи оратора триедина: разъяснять, побуждать, доставлять удовольствие. Риторика какой страны:

1. Древняя Греция

2. Древний Рим

3. Россия

4. Индия

5. Древний Египет

13. Обвинитель в суде Древней Греции:

1. судья

2. пострадавший

3. оратор

4. ритор

5. советник

14. Защищал обвиняемого в суде Древней Греции:

1. он сам

2. адвокат

3. оратор

4. ритор

5. прокурор

15. Автор слов «В судах решительно некому нет никакого дела до истины, необходимо только убедительность»:

1. Аристотель

2. Платон

3. Демосфен

4. Лисий

5. Исократ

16. Как называли людей, которые, обладал ораторским талантом, составляли за плату выступления на суде своим клиентом (Древняя Греция)

1. ритор

2. оратор

3. логограф

4. адвокат

5. судья

17. Основоположник судебной речи Древней Греции

1. Демосфен

2. Лисии

3. Лисии

4. Исократ

5. Платон

18. Излюбленный прием судебных речей Лисия

1. прием доказательств

2. прием опровержения

3. прием типизации

4. прием приукрашивания

5. прием

19. Суд в Древнем Риме проходил:

1. форум

2. веге

3. собрание

4. школа

5. площадь

20. Афоризм «Права написаны для бдительных» созданы в какой стране

1. Древний Вавилон

2. Древняя Греция

3. Древний Рим

4. Россия

5. Египет

Вариант II.

1. В древнеримской школе риторики как называлась форма упражнений по созданию речи на вымышленную тему.

1. декламация

2. конроверсия

3. свазория

4. лекция

5. монолог

2. В древнеримской школе риторики как называли форму упражнений по созданию речи по поводу вымышленного судебного казуса

1. декламация

2. конроверсию

3. свазория

4. лекция

5. монолог

3. В древнеримской школе риторики как называли форму упражнений по созданию увещевательных речей, обращенных к лицу, колеблющемуся в выборе поведения при каком-либо затруднительном положении

1. декламация

2. конроверсию

3. свазория

4. лекция

5. монолог

4. Автор книги в Древнем Риме «Риторические наставления»

1. Марк Фабий Квинтилиан

2. Цицерон

3. Гиоцит

4. Цицилий

5. Платон

5. классическая риторика состоит из …..частей:

1. 3

2. 5

3. 2

4. 1

5. 6

6. Автор книг «Об ораторе», «Оратор»

1. Квинтилиан

2. Цицерон

3. Гиоцит

4. Цецилий

5. Платон

7. В работе «Об ораторе» Цицерон выделил ……типов красноречия:

1. 2

2. 5

3. 3

4. 4

5. 6

8. композиция судебной речи по мнению Цицерона состоит из….. частей

1. 2

2. 5

3. 3

4. 4

5. 6

9. Форма судов в Казахстане в XVII – XIX:

1. суд биев

2. суд присяжных

3. европейский тип

4. древнегреческий тип

5. древнеривский тип

10. В какой стране правоведческая основа была связана с обычным правом (адат) и правом, основанным на постулатах ислама (шариат)

1. Древний Вавилон

2. Индия

3. Казахстан

4. Османская империя

5. Россия

11. Выборная система и ограничения прав судов биев устанавливалась, каким указом в 1822 году?

1. О сибирских киргизах

2. Жеты жаргы

3. «Чарское положение»

4. Билер сөзі

5. Слова биев

12. В каком веке вышла «Положение об управлении Туркестаном и Степным краем»

1. XVII в

2. XIX в

3. XVIII в

4. XX в

5. XVI в

13. Первый свод казахских законов «Жеті Жарғы» относится к какому веку?

1. XVII в

2. XIX в

3. XVIII в

4. XX в

5. XVI в

14. Инициатор создания «Жеті Жарғы»

1. хан Тауке

2. Абылай хан

3. Абулхайр

4. Абай

5. Ч. Уалиханов

15. Бий Старшего жуза

1. Толе би

2. Казбек би

3. Абылай хан

4. хан Тауке

5. Айтеке би

16. Бий Среднего жуза

1. Толе би

2. Казбек би

3. Абылай хан

4. хан Тауке

5. Айтеке би

17. Бий Младшего жуза

1. Толе би

2. Казбек би

3. Айтеке би

4. Абылай хан

5. хан Тауке

18. Какое положения было принято на Чрезвычайном съезде биев под председательством Абая Кунанбаева

A. «Чарское положение»

B. «Акмолинское положение»

C. «Тургайское положение»

D. «Туркестанское положение»

E. «Степное положение»

19. В каком году вышла хрестоматия «Билер сөзі» (Слова биев)

1. 1992г.

2. 1990г.

3. 1890г.

4. 1966г.

5. 2000г.

20. Кто из перечисленных имен не является известным оратором степного края

1. Досбол би

2. Казбек би

3. Толе би

4. Сырым би

5. Ч. Уалиханов

Судебная речь — это публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Обвини́тельная речь — речь прокурора в судебных прениях. Обвинительная речь представляет собой одну из основных разновидностей судебной речи. В обвинительной речи поддерживается государственное обвинение, содержится анализ собранных по делу доказательств, высказываются соображения о квалификации преступления, мере наказания и иным вопросам, имеющим значение для вынесения законного и обоснованного приговора.

Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными высказываниями) двух или нескольких собеседников — публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу (монологический речевой обмен в условиях массового общения). Монологическая форма общения, при котором высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена — как речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и пр.). Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» — непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников. Количественные и качественные признаки наличного «собрания» играют немаловажную роль, так же как и условия непосредственного взаимодействия говорящего лица с аудиторией в процессе самого речеведения, как и коллективное одновременное восприятие речи на фоне всей обстановки «собрания» и в частности восприятие реального облика говорящего (голос, мимика, жесты и пр.). Все эти условия отсутствуют в практике письменно-публичной речи, что отражается на ином характере последней. Компромиссный характер приобретает устная публичная речь, опосредствованная радиопередачей («речь по радио»), при к-рой наличествует только момент произнесения и восприятия речи на слух, а в условиях телевидения — еще «изображение» говорящего; специфическая совокупность условий устно-речевого общения отсутствует.

Письменная речь- Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой-л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с направленностью темы, исправлять и совершенствовать текст, что способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, соблюдению логичности, последовательности, связности изложения, поддержанию нормативности речи.

Риторика-(греч. rhetorike) - наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э., но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Риме р. достигла своего расцвета в I в. до н.э. Римляне учились ораторскому мастерству у греков и многое у них заимствовали. Классическая античная р. включала в себя 5 главных частей: 1) подбор и систематизация материала; 2) расположение материала и его изложение; 3) словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий); 4) заключение; 5) техника произношения. По законам р. речь должна состоять из следующих частей: вступления, изложения сути дела, доказательства и заключения.

Логос – это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики.

Этос – убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам. Поскольку общие моральные принципы и ценности известны (справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т.д.), автору, желающему строить убеждение в этосе, остается лишь подобрать подходящие к случаю и наиболее близкие аудитории принципы.

Пафос -означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике. Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, гордость и др.

Протагор (ок. 481–411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения Искусство спора, О науках и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек» (начало его сочинения Истина).

Горгий (ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Сохранились его сочинение О не сущем или о природе и речи Похвала Елене и Оправдание Паламеда.

Топос - общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент.

Редукция - сведение значений термов к значению топоса.

Схема - состав, связь и последовательность положения и доводов аргумента.

Лисий (ок. 415–380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Из приблизительно 400 его речей сохранились 34, однако авторство Лисия для некоторых из них считается спорным.

Исократ (ок. 436–388 до н.э.) считается основателем «литературной» риторики – первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. В его школе было принято выделение четырех композиционных блоков. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух. Однако как литературное чтение они пользовались популярностью, о чем свидетельствует большое количество списков на папирусах.

Платон (427–347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Основные его диалоги, посвященные вопросам риторики – это Федр и Горгий. В них Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение прежде всего эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Переходя к анализу практики судебной риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину (которая в судах никого не интересует), но стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов.

Аристотель (384–322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного» (А.Ф.Лосев). В основных произведениях, посвященных риторике (Риторика, Топика и О софистических опровержениях), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384–322 до н.э.).

Цицерон (106–43 до н.э.).Теория риторики Цицерона изложена в основном в пяти его сочинениях: О нахождении, Топика – приложение одноименного сочинения Аристотеля к римской ораторской практике, Оратор, Брут и Об ораторе. В них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей в соответствии с содержанием речи, о периоде и об источниках убеждения.

Квинтилиану (ок. 35–100 н.э.) принадлежит самый полный античный учебник по красноречию Institutio oratoria или Риторические наставления в 12 книгах. В нем Квинтилиан систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Аврелий Августин (354–430), один из отцов церкви, до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. Став христианином, он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества. Его рассуждения о роли риторики для толкования и объяснения христианского учения содержатся, в частности, в трактате De doctrina christiana (О христианском учении). Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.

В Средневековье риторика стала одной из «семи свободных наук» в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в.

Пьер Рамю (1515–1572) пытался пересмотреть античное учение о трех стилях. Утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (что отвергалось античной традицией). Он использовал термин «риторика» для трех компонентов коммуникации (дикция, память и действие), цель которой – убеждение. Его последователи определяли риторику как ars ornandi, т.е. искусство украшенной речи. Вследствие этого, после Рамю риторика стала сводиться к изучению литературной формы и выражения. Рамю, будучи сам логиком, считал, тем не менее, что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному на тот период отмежеванию риторики от логики и философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.