Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Искусство спора




Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы

Ключевые слова – Спор, полемика, искусство

 

Основные вопросы:

1. Уловки в споре.

2. Реакция оппонента на уловки в споре

1. Спор с вышестоящим имеет свои особенности. Вы должны быть уверены в той позиции, которую предполагаете высказать в стремлении возразить, желательно при этом опираться на авторитетные мнения, на конкретные факты, а не на свое «мне кажется». Недопустимо пытаться спорить с установленной нормой, можно возражать лишь мнению. Для судебной риторики это тем более важно, так как спор по поводу толкования нормы может быть подменен спором по поводу нормы, что недопустимо. Обязательно извинитесь, прежде чем вступить в спор с вышестоящим, так как это неадекватная речевая ситуация. Без лишних эмоций признавайте свою неправоту, не пытайтесь добиваться от вышестоящего человека признания им его неправоты (если вам кажется, что он неправ)! Непременно поблагодарите вышестоящего человека за спор с вами, нелишне еще раз попросить прощения за сам этот факт.

2. В любом дискутивно-полемическом речевом пространстве - очень сложная и ответственная задача. В нашем случае приходится оговорить особо: участие в судебном дискутивно-полемическом речевом пространстве - сложнейшая и ответственейшая задача. Обоснование тезиса должно идти с помощью доводов, из которых аргументами станут только те, которые приняты всеми сторонами. Однако в современной судебной практике считаются неэтичными и недопустимыми выступления, содержащие доводы, которые не станут аргументами. Профессиональный судебный оратор приводит только такие доводы (как правило - факты), которые непременно являются аргументами. Поэтому последовательные выступления по ходу судебного дискутивно-полемического пространства называют аргументацией.

Демонстрация доводов (аргументов) как основное речевое участие сторон в дискутивно-полемическом речевом пространстве последовательно по пяти частям общей риторики согласно схеме Квинтилиана - Ломоносова (вроссийской традиции).

Современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской и античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западно-европейских обществ. Строй и терминология риторики отражают и нормируют технику аргументации. Преемственность риторической терминологии (как и грамматической) позволяет понимать аргументацию как культуру мышления и слова. Вот почему русская риторика в основном сохраняет классическую терминологию, хотя содержание терминов нарастает и терминологические новации иногда необходимы. В частности, в правовую культуру современной Казахстана полноправно вошли многие термины демократического языка права.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что отражают Строй и терминология риторики?

Рекомендуемая литература:

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2009.

5. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001.

6. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

7. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.