КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Сквозное действие и контрдействие при выступлении
Тема 12. Психо-эмоциональная энергия речи при выступлении Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы Ключевые слова – Слог. Задачи. Сверхзадача.
Основные вопросы: 1. Слог. Задачи. 2. Сверхзадача. 1. Войти в образ, вжиться в роль невозможно без осознания того, к чему стремится персонаж на каждом этапе своего выступления и общей цели этого выступления...Здесь нам поможет тот план задач, о котором мы говорили на второй лекции. Однако его необходимо модифицировать в соответствии с характером роли...Если будущая роль - Врач, то прежде, чем работать над манерой поведения и мышления медика, следует представить себе публику, как мучающихся от болезней и пришедших исцелиться пациентов и разработать план лечения заболевших - ну, допустим, - от астенического синдрома, который характеризуется сильной эмоциональной подавленностью, тоской, физическим недомоганием. В такой ситуации можно планировать следующие задачи: снять барьер недоверия между собой и публикой, убрать у всех собравшихся страх перед курсом лечения и мысли о неизлечимости болезни и заставить их поверить в себя, в свои силы и разум, в резервные возможности организма. 2.Сверхзадача - это цель, которой подчинены все задачи. При этом: цель роли и цель выступления различны. Цель выступления - побудить массы к конкретным действиям, указанным в тексте речи, а цель роли различна и зависит от образа, например: Учителя - заставить задуматься и понять; Проповедника – подвести зрителя к озарению; Воина - дать инструкцию перед боем или напутствовать на битву; Отца - благословить на святое дело; Эксперта - дать незыблемую мировоззренческую концепцию, объясняющую все и т.д... Вопросы для самоконтроля: Сверхзадача - это цель, которой подчинены все задачи. При этом: цель роли и цель выступления различны, докажите это. Рекомендуемая литература: 1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. 2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. 3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2009. 4. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001. 5. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001. 6. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 7. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1998. 8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. 9. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы Ключевые слова – вымышленные обстоятельства, мысль перед выступлением
Основные вопросы: 1. Вымышленные обстоятельства. 2. Направление мысли перед выступлением. 3. Физические действия, его виды: ситуационные, этюдные. 1. Сквозное действие - это поток сознания, подстегиваемого определенными стимулами и несущегося сквозь задачи к Сверхзадаче. Не думайте, что можно до трибуны можно быть обычным человеком, а оседлав ее, тут же в одно мгновение вжиться в образ. Работа по вхождению в роль должна начинаться до сцены и не завершаться после ухода с нее. То есть: 1) если оратор за 2-3 часа до выступления не предпримет энергичных мер для трансформации своей психики, то перед глазами зрителей предстанет банальный обыватель, каких вокруг полным полно, который, хоть и хорошо говорит, да верить ему нельзя: уж слишком обыкновенен - значит, такой как все, значит слаб (а слабых толпа не любит, хотя и сочувствует), значит, продаст при первом же наезде. Один из законов психологии масс - все хотят жить, не меняя свою пошлую суть, но требуют от вышестоящих в иерархии лиц каких-то сверхъестественных качеств, как в характере, так и в личной жизни. И этот закон можно преодолеть только одним. Мифом! Либо тем мифом, который для вас создадут средства массового оболванивания, либо тем, который вы создадите сами на сцене или в телестудии - своими жестами, манерой говорить, мимикой, походкой и пр. Ведь большинство так называемых «великих» людей в быту были довольно серые и скучные личности, а большинство этого большинства были такими же и в сфере своей деятельности. Их влияние на людей создавалось не величием духа или ума, а мастерством перевоплощения или глобальной изощреннейшей рекламой. Смотрите: импрессионисты, абстракционисты, кубисты и прочие представители западного декаданса, конечно - за исключением Дали, - все видят, что намалеванное ими является полнейшим дерьмом, но из-за рекламы верят, подобно пятилетним карапузам, в бесценность этой белиберды. 2) если оратор, произнеся последнее слово выступления, тут же вышел из образа, направив свои мысли на предстоящий ужин с осетриной под водку, то публика тот час же заметит это. Она почувствует, что ее обманули, что на самом-то деле оратор совсем не тот, за кого себя выдает и в потухших глазах и ставшей постной физиономии проглядывает его настоящая жизнь, далекая от той роли, которую он играл. Таким образом, переживание всех перипетий роли следует начинать задолго до выступления и продолжать все то время, пока на вас смотрит хотя бы один из зрителей и даже немного дольше. Непрерывность существования в роли создается с помощью сквозного действия. Сквозное действие помогает не «вылетать» из образа при повороте с одной задачи на другую, а так же будит ораторскую фантазию и не дает выдыхаться необходимым оратору чувствам. И наконец: сквозное действие противостоит контрдействию. Контрдействие бывает двух видов. Альфа (реальное): слушатели (или их большая часть) намеренно блокирует все потуги оратора, и он вынужден скользить в образе по задачам, ища - решение которой же из них принесет ему победу. Бета (мнимое): оратор сам выделяет среди зрителей группу (или выдумывает ее), вызывающую антипатию у большинства собравшихся и, беря в союзники аудиторию, борется с этой группой. Сверхзадача - убедить публику в своей возможности защитить ее. Первая из задач - встревожить зрителей, вызвать у них сильное беспокойство. Здесь не надо самому пугаться. Главное - осознать ту угрозу, которая нависла над собравшимися и свою ответственность за их судьбы. Для этого можно спросить себя - как бы я сам поступил, что бы я предпринял, если бы: 1. В государстве существовала организация, поставившая себе цель – истребить определенную группу населения (допустим, всех любителей пирожного). 2. Факты о деятельности этой организации попали ко мне в руки. 3. Я знал конкретных исполнителей этого жуткого заговора. 4. Я изучил полный план истребления этих людей - с датами, фамилиями и адресами. 5. Все из собравшихся были в данном списке. 6. До их ликвидации (ареста, пыток) осталось не более суток. 7. Публика в наивном неведении даже не догадывалась о предстоящих событиях. Вопросы для самоконтроля: 1. Вымышленные обстоятельства. 2. Направление мысли перед выступлением»? Рекомендуемая литература: 1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2009. 3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001. 4. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001. 5. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 6. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1998. 7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. 8. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |