КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства речевой выразительности. Найдите в классических художественных текстах XIX-XX вв
Найдите в классических художественных текстах XIX-XX вв. (произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова и др.) описание судебных прений и проанализируйте систему аргументации сторон. Определите, какие аргументы и с какой целью используют персонажи художественных произведений в следующих фрагментах. (1) – Мы – люди, господа присяжные председатели, будем же и судить по-человечески! – сказал, между прочим, защитник. – Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была своего любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому покормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося все возвратить им их отца!..» (А.П. Чехов. Случай из судебной практики). (2) – Бедный человек, – Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, – бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда же ему взять валюту? (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита). (3) – Стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет, и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай (И.С. Тургенев. Рудин). (4) – Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше "Девушки у фонтана" не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли? – По-моему, – возразил Базаров. – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его. – Браво! браво! Слушай, Аркадий... вот как должны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты. – Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, – флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами. – Спор наш зашел слишком далеко... Кажется, лучше его прекратить (И.С. Тургенев. Отцы и дети). (5) Заметьте, по словам Смердякова, деньги лежали под постелью, под тюфяком, подсудимый должен был их вырвать из-под тюфяка, и однако же, постель была ничуть не помята, и об этом старательно записано в протокол. Как мог подсудимый совсем-таки ничего не помять в постели и вдобавок с окровавленными еще руками не замарать свежейшего, тонкого постельного белья, которое нарочно на этот раз было постлано? (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы). (6) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица! (И.А. Крылов. Ворона и лисица). 4. Найдите в художественной, публицистической или научной литературе примеры использования следующих психологических аргументов: к личности, тщеславию, авторитету, жалости, публике, невежеству. Охарактеризуйте степень их корректности. 5. Найдите и назовите логические ошибки и запрещенные приемы ведения диспута, использованные персонажем рассказа В.М. Шукшина «Срезал!». За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде и забывать про Глеба Капустина... И тут он попер на кандидата.– В какой области выявляете себя? – спросил он.– Где работаю, что ли? – не понял кандидат.– Да.– На филфаке.– Философия?– Не совсем... Ну, можно и так сказать.– Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была – философия. Он оживился. – Ну, и как насчет первичности?– Какой первичности? – опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба. И все посмотрели на Глеба.– Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут.Кандидат поднял перчатку.– Как всегда, – сказал он с улыбкой. – Материя первична...– А дух?– А дух – потом. А что?– Это входит в минимум? – Глеб тоже улыбался. – Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься – не с кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости?– Как всегда определяла. Почему – сейчас?– Но явление-то открыто недавно. – Глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату. – Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия – совершенно иначе...– Да нет такой философии – стратегической! – заволновался кандидат. – Вы о чем вообще-то?– Да, но есть диалектика природы, – спокойно, при общем внимании продолжал Глеб.7. Приведите к следующим афоризмам свои аргументы «за» или «против»: Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик (Леонардо да Винчи); Цитаты лучше, чем аргументы: цитатами можно выиграть дискуссию, не убедив противника (Г. Лауб); С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания (Сюнь-цзы); Стремление быть всегда правым – признак вульгарного ума (А. Камю); В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе (И. Кант); Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих (Вольтер); В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина (Менандр); Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Леонардо да Винчи). 1. Объясните высказывание Аристотеля: «Метафора – это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору есть способность распознавать сходство». Из раздела «Афоризмы, которые можно использовать при подготовке выступления» (см. п. 24) выпишите пять изречений, построенных на основе метафоры. 2. Определите, какой троп использует для усиления наглядности Д.С. Лихачев в отрывке из «Книги беспокойств». Человек не должен быть всегда в мундире своих мнений. Он должен быть внутренне свободным и, если это необходимо, не стыдиться отказываться от своих старых суждений.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |