Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходный этап 1 этап 2 этап 11 страница




2. Мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по своей природе идеальна, а предметы материальны. Мысль, идеальное – это продукт деятельности мозга, система знаний, но они определяются предметами и явлениями материального мира. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Следовательно, идеальный образ объективен по содержанию и субъективен по форме, ибо складывается в голове субъекта, отражающего и материально изменяющего мир в процессе практической деятельности (субъективный образ объективного мира). Субъективное в сознании исходит от субъекта, зависит от его особенностей, объективное принадлежит объекту материи. Таким образом, в сознании взаимодействуют две стороны – субъективная и объективная.

В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собственное «Я» познающего субъекта. Познающий субъект отделяет себя от остального мира и на этой основе возникает самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, т. е. осознание себя как личности. (Самосознание порождает такие морально-этические связи, как чувство совести, собственного достоинства, долга перед людьми и др.)

Следует иметь в виду, что в сознании нет абсолютно точного и полного, вполне адекватного отражения действительности, поскольку в нем всегда присутствует элемент, привносимый человеком, – элемент субъективности (преувеличение, преуменьшение, переоценка, недооценка, достройка объективного содержания познаваемого объ­екта).

Итак, природа сознания – в отражении действительности, в единстве объективного и субъективного. Сознание присуще человеку как функция его мозга, заключающаяся в целенаправленном, активном отражении объективного мира, которое является результатом длительного биологического и социального развития человека.

3. Различие между материей и сознанием не абсолютно, абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в пределах основного вопроса философии, при выяснении проблемы: что первично, что вторично? За этими пределами их противопоставление становится относительным, ибо сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ будущей действительности предваряет саму деятельность, и сознание оказывается первичным по отношению к будущей реальности.

Генезис сознания. Сознание сложилось вместе, одновременно с формированием человека, ибо нет и не было человека без сознания, нет и не было на земле сознания без человека. Сознание это важнейший атрибут, отличительная черта человека, отличающая его от всего живого на нашей планете.

Имеют место три позиции возникновения человека и его сознания. Первая – позиция религии, возникла в глубокой древности. Согласно ей – человека создал господь Бог. «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил их». Вторая позиция – выдвинута и обоснована Ч. Дарвином во второй половине XIX века. Это позиция антропогенеза: процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Третья позиция – космическое происхождение человека. Она возникла в период полетов человека в космос. Высказываются два направления по этой позиции. Первое – некогда на землю прибыли инопланетяне, но улететь обратно не смогли. От них и произошел человек. Аргументы: на египетских пирамидах выбиты фигуры, напоминающие экипировку современных космонавтов. Далее – если подняться на высоту птичьего полета над Южной Америкой – можно увидеть следы гигантских плановых разметок территории. Другое направление – человечество было поселено на земле инопланетянами с экспериментальной целью.

Наиболее научно обоснованным представляется теория антропогенеза. Но и она имеет слабое звено: отсутствие достаточно доказательного переходного звена от животного к человеку.

Согласно современному пониманию антропогенеза человек произошел не просто от обезьяны, а от специфического обезьяноподобного животного – гоминида. Гоминиды спустились с деревьев на землю, видимо из-за недостатка корма на деревьях, что повлекло за собой ряд последующих изменений в жизни и организме предков человека.

Прежде всего – это переход к прямохождению, который обеспечил расширение кругозора и освобождение передних конечностей с последующим изменением их роли в жизни гуманоида. Освободившаяся конечность из органа опоры превращается в орган, позволяющий выполнять различные трудовые операции, т. е. в руку. Свободная рука стала целиком использоваться (на первых порах) для применения найденных в природе готовых «орудий». Действие с природными орудиями труда совершенствовало руку, она приобретала все большую ловкость движений, изменялось и ее анатомическое строение. Совершенствование руки и ее операционных навыков, использование готовых орудий привело к новому качественному скачку в развитии наших предков – переходу к изготовлению первых орудий труда. Это неизбежно должно привести к переходу от простой жизнедеятельности к человеческому труду – сознательной целенаправленной деятельности. В ней особое место занимает процесс изготовления предком человека орудий труда.

В этом процессе все более совершенствуется человеческий труд и постепенно исчезают его животные формы. Осознание необходимости производства орудий труда и их назначения, конечных целей трудовых операций неизбежно делало труд общественным. Именно с тех пор, как труд стал человеческим, он в то же время стал общественным, первобытные люди вынуждены были действовать сообща, коллективно, а не изолированно друг от друга.

В совместном труде и была заключена причина возникновения первой формы общественной организации людей – рода, родовых связей и отношений. Это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности первобытных людей развивались не только операционно-технические функции сознания по отношению к объекту труда, но и отношения людей друг к другу, их производственные отношения.

Процесс становления человеческого рода как социальной организации одновременно был процессом подавления животных инстинктов. Род становился не только носителем производственного опыта, но и социального опыта поведения людей, норм и правил поведения в первобытном коллективе. Именно здесь истоки возникновения нравственно-эстетических норм поведения первобытных людей, а также отдельных форм общественного сознания.

В процессе перехода к человеческому труду, от стада к роду животная система сигналов преобразовывалась в человеческий язык и речь.

Люди не могли производить, не вступая в определенные связи, не передавая друг другу опыт, унаследованный от предков, и свой опыт, знания и умения. Именно на этой основе возникает потребность в более совершенных знаках, понятиях, представленных в форме слов, ритуалов, рисунков – возникают человеческие языки и речевая форма общения.

Язык – это система знаков, служащих средством общения между людьми, средством мышления и выражения мысли. Речь – это материализация мысли. Мысль, язык и речь – специфически человеческие средства хранения и передачи информации.

Человеческая речь, как и речевой аппарат, является результатом длительного исторического развития. Язык и сознание существуют в единстве и неразрывной связи. Язык выступает средством общения между людьми, средством обобщения и логического анализа.

Язык есть непосредственная действительность мысли. Слово – это материальная и, следовательно, доступная для восприятия форма передачи мыслей, но слова могут выражать мысль только в логически стройной системе. Речь – это наиболее распространенная и естественная форма бытия сознания. По мере развития абстрактного мышления язык становится более разнообразным и одновременно более формализованным.

Наряду с развитием естественного языка возникают, развиваются искусственные языки: языки науки (математики, физики, химии, географии, кибернетики), языки искусства (живопись, музыка, балет) и т. д.

Структура сознания. Сознание человека не пассивно, а активно. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе активной преобразующей деятельности. Сознание человека – это такая духовная деятельность, которая направлена на активное творческое преобразование действительности. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит, изменяет его посредством практической деятельности. Творческая работа сознания органически связана с практической деятельностью человека и его потребностями. Потребности человека – это социально обоснованные нужды в достойном обеспечении жизнедеятельности организма и духовного развития.

Потребности определяют интересы людей. Собственно, интересы это не что иное, как осознание потребности. Интересы в сознании приобретают характер замысла или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и основа планирования того, к чему человек стремится. Это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Потребности, интересы и идеи определяют цели. Цель – это идеализированное мысленное предвосхищение результатов деятельности. В качестве непосредственного мотива она направляет и регулирует человеческую деятельность. Важная сторона активности сознания – самосовершенствование. Люди, как правило, стремятся перейти в новое состояние, стать совершеннее, изменить себя и свою деятельность, сделать жизнь лучше. Конструирование будущего состояния человека, общества и превращение этой идеальной модели в действительность составляют сущность творческой активности человека.

Понятие сознания неоднозначно. Структура сознания включает в себя целый ряд компонентов. Прежде всего под сознанием понимается осознание, отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется: естественном или социальном, чувственном или рациональном. В данном аспекте имеется в виду отношение сознания к материи без выявления специфики его структурной организации.

В структуру сознания входит осознание вещей и явлений. Это не просто отражение вообще. Это высшая, чисто человеческая форма отражения действительности, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается, переживание по этому поводу. Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание мира имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира. А также чувственный и рациональный уровни сознания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако все это не исчерпывает его структурной полноты. Сознание включает в себя апперцепцию. Всякое восприятие нового каждый человек пропускает через свой опыт, через свой менталитет и в связи со всем этим определяет свое отношение к полученной информации.

Сознание включает в себя убеждения и волю. Убеждения выражают отношение субъекта к познанному объекту. Они возникают и укрепляются там, где знания верно отражают объективные процессы развития действительности. Убеждение – это вера, основанная на научном знании, на объективной истине. (Конечно, убеждения могут быть основаны либо на слепой вере, либо на несовершенном, ошибочном знании.) Однако это зависит от достигнутого уровня развития познания и социальных условий, в которых оно осуществляется.

Важная сторона сознания – это эмоции, переживания. Эмоции выражают связь знаний и убеждений с управлением человеческой деятельностью, направленной на достижение определенной цели, на превращение идеальных конструкций в действительность. Осуществление этих моделей всегда связано с управлением как самим собой, так и другими людьми, а это в свою очередь всегда связано с переживаниями – эмоциями. Они возникают на основе тех противоречий и сложностей, которые неизбежно встречаются на пути достижения поставленной цели.

Важнейшим компонентом сознания является самосознание. Человек мыслит и в большей или меньшей мере знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание формируется во взаимодействии человека с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность. Вместе с тем человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.

Самосознание тесно связано с рефлексией. Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм, предпосылок, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания, методов познания. Это расширение духовного мира человека.

Познавая себя, человек не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание это не духовное зеркало. Это ответ на зов общественных условий жизни, которые требуют от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками требует осуществлять самоконтроль и саморегулирование.

Моделирование сознания. На рубеже XX и XXI веков человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий. Что должно взять в новый век, а что надо отбросить, что нуждается в изменении или переоценке для обеспечения поступательного прогресса цивилизации? Научно-технический прогресс сделал за сравнительно короткий отрезок времени огромный рывок вперед в овладении тайнами природы и в их практическом использовании: теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, химия полимеров, информатика, молекулярная биология, генная инженерия. И, наконец, кибернетика, компьютерная техника. Применение компьютеров позволяет в десятки раз повышать производительность труда вообще и умственного труда в особенности. В связи с этим встает вопрос: есть ли пределы моделирования человеческого сознания и, если есть, каковы они?

Знаменитый английский физик Стивен Хокинг утверждает, что постепенно возникнет некое новое суперсущество, представляющее продукт вживления в организм человека более эффективных электронных заменителей – протезов в различные органы, вплоть до мозга. Более правильной представляется позиция академика В. А. Садовничего: он категорически не верит в то, что в принципе возможно создать искусственный интеллект, сравнимый с мозгом человека. Компьютер всегда будет способен к анализу большего или меньшего конечного числа алгоритмов, а возможности человеческого мозга бесконечны. Компьютер будет все более приближаться к возможностям мозга, но смоделировать бесконечность не удастся никогда. Микросхемы не способны написать «Евгения Онегина», смоделировать лесные запахи, испытать любовь.

Как уже отмечалось выше: мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Человеческое сознание по своей природе социально. Оно включает в себя всю историю человеческой культуры. Значит, чтобы машина обладала сознанием, надо смоделировать и изготовить общество роботов, надо при этом сконструировать и изготовить машину, которая воспроизводила бы не только операционно-технические функции человеческого сознания, но и отношения мыслящих существ друг
к другу.

Иными словами, речь можно вести не о создании чего-то, заменяющего человека с его сознанием, а о создании таких устройств, на которые можно будет переложить все большую часть операционно-мыслительной деятельности человека, во много раз повысить ее эффективность. Именно моделирование отдельных сторон операционно-умственной деятельности человека и ее ускорение составляют необходимость и возможность моделирования. И в моделировании и производстве кибернетических устройств, производстве быстродействующих операций проявляется именно творческая активность сознания человека.

Человек в сферах бытия. Пути, уготованные человеку, его место в мире, сферы и судьбы его бытия – эти тайны жизни человека всегда занимали умы мудрецов, прорицателей и самих смертных, оказавшихся в этом мире. К тому, что говорилось о человеке в мифах, в религиозных, оккультистских, научных и философских учениях, добавлялись гадания прорицателей, парапсихологов, хиромантов, как и гадания на гороскопах, картах и др. Фантастика описывает жизнь и подвиги людей в космических, временнх, параллельных и виртуальных сферах бытия. В соответствии с разными духовными канонами человеку предначертаны свыше вечная загробная небесная жизнь или бесконечные реинкарнации для земной жизни. На что же возможно реально рассчитывать человеку в его жизни, не впадая в самообман? Каковы сферы бытия человека в этом мире? Каким достойным смыслом человек может преисполнить свое бытие?

Наша планета и ее обитатель, человек, затеряны малой песчинкой в бесконечном космосе как реальной форме бытия. Для человека его бытие – это его жизнь от рождения до смерти. Бытие человека, как настаивает философ-экзистенциалист М. Хайдеггер, временно в этом мире, это бытие от рождения к смерти. Ему вторит философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр, доказывая, что до рождения человека бытия не было, поскольку было «ничто», и что после смерти человека бытия не будет, поскольку будет также «ничто». Пессимисты думают: летай иль ползай – конец известен, все в землю лягут, все прахом будет. Человечество – преходящая плесень на поверхности затерянной планеты, обреченной на гибель космического остывания.

Однако философии, духовной культуре в целом всегда был свойствен оптимизм. Для философов Человек и Бытие – многопланово соприсутствующие объекты мира. И это потому, что человек – кардинально значимое звено всех сфер бытия. Бытие чревато человеком, мироздание потенциально антропно. Антропно не в виде конкретной цели, но в виде космически редких реальных возможностей появления в галактиках и Вселенных разных состояний жизни, видов разумных существ, их различных коммуникативных сообществ. Антропность бытия связана с потенциально антропной сущностью материи, субстанции, субстрата мира. Человек погружен в сферу природного бытия. Общество, человечество обручены со своими сферами социального и исторического бытия. Индивид плывет, купается, барахтается в потоке своего личного бытия. В философии, религии, искусстве для человека и человечества открывались высокие смыслы для сфер их геокосмического, природного, социального, исторического и личного бытия.

Категория бытия у философов наполняется особенным набором онтологических смыслов. Категорией бытия обозначают разные субстратные и особенно процессуальные, длящиеся виды реалий, независимые или связанные с потенциальным, реальным или возможным соприсутствием человека, общества людей, человеческой жизни. Это Вселенная и природа Земли, хаос и гармония, неживое и жизнь, материя и дух, движение и эволюция, свойства и качества вещей, реальное и возможное, силовое и смысловое, материальное производство и социокультурная среда, внешняя материальная и внутренняя духовная жизнь индивида, рождение, жизнь и смерть как поток реалий или как факторы жизни людей.

В трактовках сущности бытия версии философов, как известно, разделились на материалистические, идеалистические, дуалистические; на естественные и сверхъестественные. У материалистов сущность бытия – это естество, натура, материя, субстанция, субстрат мира, сущность этого мира. Материя – это объективная, естественная реальность. Однако в эзотерическом философском мировоззрении встречается форма сверхъестественного материализма, где субстратом мира признаются энергия и материя, вещество и где материя подразделяется на физическую, грубую и тонкую (эфирную, ментальную, астральную), которая соответствует духовному. Мировой дух, бог, космические иерархии – носители высших энергий, тонких материй, стратегий и проектов мира. У идеалистов сущность бытия обычно ассоциируется с противоположным духовным, идеальным, смысловым планом мира, который полагается главным в отношении материального плана бытия, материальной природы. Духовный план мира наполняет смыслом космическое и земное бытие человечества и отдельных людей. Мировой дух, Бог, абсолют – средоточие особого, сверхъестественного смысла мира и бытия человека. Довольно распространенной оказалась философия дуализма, где сущность бытия рассматривается двойственной, в качестве равнозначного единства двух субстанций мира – материальной природы и мирового, божественного духа, либо в виде единой субстанции мира как единства материального и духовного ее начал. В первой версии дуализма духовной субстанции обычно приписывается сверхъестественный, божественный смысл, тогда как во второй версии дуализма субстанция более естественна, хотя и здесь ей порою приписывается некоторый сверхъестественный, божественный смысл (у Б. Спинозы, у П. Тейяра де Шардена).

Вопрос о сущности человека в философии оказывается связанным с вопросом о сущности бытия. Сущность человека обычно трактуется посредством выяснения сфер бытия человека, которые своей сущностью определяют те или иные планы существования человека. Таким образом, выявляется, что сущность человека геокосмическая, биологическая (биосферно-родовая), социальная (цивилизованная, культурная, историческая). При этом философы по-разному трактовали сущность человека, делая акцент то на одних, то на других ее планах. Так, философы – сторонники теологических, оккультных, эзотерических взглядов – трактуют сущность человека как мистико-космическую. Напротив, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд видели в человеке прежде всего его биологическую сущность. Л. Фейербах полагал человека и биологическим, и культурным существом. По Фейербаху, разум человека – это наука, его чувства – это искусство, его сердце – это религия. К. Маркс трактовал сущность человека как родовую, цивилизованную (экономическую, классовую, политическую, идеологическую), истори­ческую.

Думается, человеческой сущности свойственны все эти планы вместе в их естественно-научной трактовке. Человек – существо геокосмическое, биологическое, социальное (цивилизованное, культурное, историческое). Соответственно этому можно сказать, что человек погружен в сферы геокосмического, биологического (биосферно-родового), социального (цивилизованного, культурного, исторического) бытия, которые своей сущностью налагают печать на общую сущность человека, на смыслы его бытия.

Материальное само по себе – это вид реальности, не окрашенный смыслом духовного. Духовное – это вид реальности, несущий в себе смысл и сообщающий смысл всему окружающему. Человек как существо одухотворенное проецирует на окружающий мир смыслы своей жизни, выделяя в мире осмысленные сферы своего бытия и наделяя их ценностью. Бытие – часто осмысленные человеком сферы реальности. Смысл – субъективное содержание сознания, духовности человека, которое наполняется и объективным содержанием в целях обеспечения биологического выживания и социального прогресса в мире людей.

Исходным, базовым в образовании систем, структур, отношений социального является смысл, порожденный сознанием и существующий в сфере личного бытия людей. Смысл по своим модальностям бывает чувственно-эмоциональным, рациональным (идейно-понятий­ным), операционно-волевым (практическим, поведенческим) и смешанным. Смысл опредмечивается вовне, обретает знаковые носители и существует в обществе в виде разнообразных семиотических (знаково-смысловых), языковых систем. Смысл обращается в обществе, циркулируя в виде звеньев таких семиотических систем. Смысл в обществе выступает в роли средства организации людей в различные коммуникативные деятельностные системы с коллективной рефлексией: семьи, производственно-хозяйственные организации, этнические общности, классы, слои, группы, государственно-властные, идеологические, культурные структуры с их ценностными нормами, функциями, языками, целями, стратегиями деятельности, которые все вместе и составляют метауровень коллективной рефлексии этих систем.

Исходной базой в формировании системы сфер бытия человека оказывается область его личного бытия. Личное бытие человека погружено в космическое, земное, биологическое и социальное бытие, современное и историческое. Личное бытие – это поток жизни, в котором слиты внешний, материальный и внутренний, духовный его планы. Оба плана личного бытия одинаково самоценны, поскольку материальный план обеспечивает саму жизнь человека, тогда как духовный план придает ей смысл. У человека в состоянии комы утрачен смысл жизни, это – живой труп. Материальный и духовный планы личного бытия равноценны в самой его сущности. В то же время в смысловом наполнении жизни для одних людей важнее их материальная жизнь. Их называют прагматиками, материалистами. Для других важнее их духовная жизнь, духовные ценности. Их называют интеллигентами, идеалистами, донкихотами, мечтателями, романтиками, фантазерами, людьми не от мира сего. У третьих гармонически сочетаются и материальный, и духовный планы потока жизни.

Жизнь человека наполнена не только счастливо-радостной чувственностью: она обильно насыщена трагическими явлениями и событиями, негативно-страдательными переживаниями. Утраты, неудачи, неприятности, драмы, трагедии, болезни, боли, страхи, печали, отчаяние, смерть – обычные спутники жизни человека. Фоном счастья является негативная чувственность, вне контраста с которой одни позитивные переживания становятся пресыщенной обыденностью. С феноменом страдания связан ряд высоких чувств человека, таких, как грусть, печаль, сердечная боль, сострадание, милосердие, жертвенность, сочувствие, человечность. Без культуры темных чувств, негативных эмоций, душа бывает бедной, бесчувственной, сухой.

Что человек в своем бытии всю жизнь находится в обществе страдания и трагизма – это было своеобразно осознано и выражено еще в буддизме, а затем – в экзистенциализме. Это во многом определяет установки, цели, приобретения и потери, судьбу и личный смысл жизни человека. Это могут быть чувства эгоизма, лени, иждивенчества, достоинства, порядочности, любви, семейного и личного счастья, честолюбия, властолюбия, любви к творчеству, материнства, жертвенности, чревоугодия, состояния хмеля, наркотического угара, любви к искусству и многие другие.

Человек переживает счастье и драму жизни, прекрасный и трагический ее смысл, но для человека крайне важно, чтобы в ценностных красках бытия доминировали солнечные краски счастья, а не темные тона беспросветного трагизма. Человек переживает веру или неверие в доброе и счастливое предназначение его жизни, веру в то, что он рожден для счастья, а не для трагедии жизни. И человек решает, стоит ли ему жить в этом мире, принимать ли свою судьбу, дарованную жизнью, или отвергнуть ее как несостоятельную и непереносимую по ценностному смыслу.

Особо важным смыслом бытия человека оказывается переживание им приобщенности к сфере или одинокой отстраненности от сферы коллективной, семейной, родовой жизни. Это переживание любви, родственных чувств, семейной атмосферы взаимной заботы, поддержки, сопереживания, доброты, милосердия или переживание одиночества, неполноценности бытия в отстраненности от родовой жизни людей. Любовь возвышает человека, пробуждая целую гамму лучших чувств. Любовь связана с выделением любимого человека и превращением его в избранный уникум. Любовь тяготеет к слиянию обособленных неполноценных потоков родового бытия в слитый полносмысловой поток жизни и судьбы любящих. Любовь – феномен цивилизационный и культурный.

Поэтому следует верить в добрую разумность жизни. Лучшее намерение – быть оптимистом в отношении перспектив своей жизни и верить в свою волю, таланты, трудолюбие и т. д. В жизни есть превеликое множество всего того, что может сделать человека счастливым и наполнить достойным смыслом его бытие.

~

K Контрольные вопросы

1. Какие начала включает в себя синтетический способ существования человека?

2. Какие стадии проходит процесс социализации биологического индивида?

3. Что такое личность? Каковы ее характеристики?

4. Что представляет собой индивидуальное сознание?

5. Какую роль в сознании играет мышление?

6. Чем обусловлена свобода воли человека?

K Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание принципа комбинаторности в формировании личности.

2. Проанализируйте ситуации типа «Маугли».

3. Проанализируйте ситуации типа «Робинзон».

4. Выясните особенности воспитания слепоглухих детей как яркий пример сути социализации индивида.

5. Рассмотрите технические средства моделирования интеллекта.

6. Определите качество разумности.

K Литература

1. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: энциклопед. словарь. – М., 2000.

2. Тэйяр де Шарден Пьер. Феномен человека. – М., 1987.

3. Чешев В. В. Человек как мыслящее существо. – Томск, 1999.

4. Феномен человека. Антология. – М., 1993.


       
 
 
 
   

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.