Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходный этап 1 этап 2 этап 8 страница




Политическая организация общества. Политика есть концентрированное выражение экономики, иными словами – это сфера деятельности, связанная с отношениями между государствами, классами, нациями и другими социальными группами. Ядром такой деятельности, как показывает исторический опыт, всегда была проблема завоевания и использования государственной власти. Политическая организация общества – это система институтов, учреждений и организаций, регулирующих тем или иным путем всю совокупность социально-политических отношений данного общества. Элементами политической системы (организации) общества следует считать: государства, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Политическая система возникла вследствие социального движения общества и появления классов, государств, народностей. В известной мере она зависит от классовой и национальной структуры общества.

Главным институтом политической системы общества является государство. Это организация экономически господствующего социального слоя или в идеале всего народа, имеющая целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление социальных противников этого порядка. Основные признаки государства:

а) публичная власть – власть, не совпадающая с массой населения и осуществляющаяся особым отрядом лиц;

б) налоги с населения для содержания аппарата и социальных нужд;

в) территориальное деление, взамен деления по кровно-родственным признакам.

Исторические типы государства соответствуют тем или иным периодам в жизни общества и типам социальных отношений. По форме правления государства делятся на монархии (деспотии) и республики. При этом суть власти не меняется. Меняется ее форма. По национально-государственному устройству государства делятся на унитарные (единые) и федеративные (союзные). В большинстве случаев формы государственного устройства зависят от политического режима и от соотношения социальных сил.

Государство выполняет свои функции с помощью права. Право – это воля господствующего слоя или всего народа, возведенная в закон, или иными словами, совокупность норм поведения граждан и социальных групп, институтов, закрепленная в законах, которые санкционируются соответствующими органами государства. Государство руководствуется правовыми нормами и обеспечивает их выполнение. Соответственно государственные органы делятся на органы власти и органы управления. Органы власти определяют правовые нормы, а органы управления обеспечивают их выполнение.

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Политическая партия – это передовые отряды классов и слоев. По мере развития общества роль политических партий в его жизни возрастала. Количество политических партий и их направленность отражают социальную структуру общества. Одни партии представляют интересы господствующих социальных слоев, другие – интересы оппозиционных.

История знает многопартийные и однопартийные социальные системы. Опыт показывает, что однопартийные системы в современном обществе бывают в условиях тоталитарных режимов, ибо в наше время социально однородного общества в цивилизованном мире пока нет и, следовательно, с условиями однопартийной системы возможности отражения интересов ряда социальных слоев исключаются.

В политическую систему современного общества входят профсоюзные, молодежные, кооперативные и другие общественные организации, а также личности.

Развитие общества, если ретроспективно бросить взгляд в историю, сопровождается усложнением его политической организации и разрастанием аппарата, прежде всего государственного. Современное государство берет на себя ряд экономических функций, что несвойственно было ему ранее. Среди этих функций экономическое планирование, контроль, элементы перераспределения части больших доходов. Оно также играет все большую роль в создании и решении экономических программ. В бытовом сознании можно нередко встретить утверждение о том, что государство не является политической организацией. На это можно возразить, что государство во всей совокупности его институтов занимается внутренней и внешней политикой во всем их многообразии. Как же оно может при этом быть не политическим органом? Видимо, даже с позиций формальной логики это исключено.

Коль скоро речь идет о политической организации общества, нельзя обойти молчанием и вопрос о социальной и политической революции. Социальная революция – это переход того или иного народа или народов к новому качеству на пути социально-экономического прогресса. Соответственно контрреволюция – это обратное движение общества. Политическая революция – это часть социальной революции. Главная задача ее – это переход государственной власти из рук одного класса или социального слоя в руки другого, более прогрессивного.

Социальная революция продолжается определенный, более или менее длительный период. Так, переход от феодализма к капитализму в ряде стран Западной Европы охватил период до 200 и более лет. Начало развития капитализма в России история относит к середине XVII века, и завершение, в основном – к началу XX века. В основном потому, что капитализм в России и до 1917 года был военно-феодальным. Социалистическая революция, как показал опыт, тоже не может пройти очень быстро, а попытки ее искусственного ускорения, согласно нашему опыту, ставят революцию на грань поражения. С политической революции социальная революция может начинаться, а может ею завершаться. Так, социалистическая революция в нашей стране началась политической революцией 1917 года. А французская буржуазная революция завершилась захватом власти буржуазией.

Победа революции обеспечивается совокупностью объективных экономических, социальных и субъективных факторов (сознание масс, готовность служить делу революции и наличие руководящего ядра, способного привести революцию к победе). Революцию, в том числе и политическую, не следует смешивать с государственными переворотами, путчами и т. п., которые совершаются сравнительно небольшими группами лиц (последние обычно имеют корыстные личные цели и завершаются простыми перестановками в правящих группах). Они, как правило, не носят прогрессивного характера. Главными в социальной революции считаются общественные факторы. В политической революции более, чем в социальной, сильна роль субъективного фактора. Иногда он может даже сыграть решающую роль в политической революции.

Характер революции определяется тем, какие задачи она решает. Движущими силами всегда являются широкие народные массы. А вот определяет задачи и руководит класс, по имени которого названа революция.

Политическая революция может проходить разными путями: вооруженным и мирным. В обоих случаях это насилие. Но формы такого насилия могут быть различными: правовое насилие, оказываемое мирным путем, и насилие вооруженное. Тот или иной путь насилия зависит от ряда конкретных условий и прежде всего – зрелости революционных преобразований, от силы сопротивления противников революции и т. д. Так, английская буржуазная революция 1642–1649 гг., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года проходили вооруженным путем. Буржуазные революции в Германии и России – мирным. Социальная революция в целом должна проходить путем проведения экономических, социальных и культурных преобразований. Преимущественные методы ее проведения: научно-технические, организационные и воспитательные. Насилие, как показывает исторический опыт, должно быть сведено к минимуму. Чрезмерное использование насильственных мер, как показал наш опыт, приводит к весьма пагубным для революции результатам.

Общественное сознание можно определить как процесс активного деятельного духовного отражения обществом общественного бытия. Оно включает в себя весь колоссальный объем духовной культуры человечества.

Таким образом, во-первых, общественное сознание – это процесс. Оно непрерывно развивается, совершенствуется, обогащается новыми знаниями, новой ментальностью. В развитии его существует преемственность, обеспечивающая определенную самостоятельность общественного сознания, взаимовлияние и взаимодействие его уровней и форм.

Во-вторых, общественное сознание активно. Активность его проявляется не только в непрерывном, возрастающем стремлении к развитию и обогащению новыми знаниями. Общественное сознание оказывает огромное обратное воздействие на бытие общества, на всю общественную жизнь. Оно служит важнейшим и необходимым фактором решения встающих перед обществом проблем. Без общественного сознания не было бы общества как такового.

В-третьих, общественное сознание деятельно. Сила его воздействия на общество зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общества, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью. При этом следует заметить, что по мере прогрессивного развития общества роль общественного сознания все более возрастает.

Далее, общественное сознание ментально. Оно определяет общественное мнение, которое также является частью общественного сознания. В свою очередь общественное сознание в целом реагирует на общественное мнение, испытывает его влияние.

И последнее, общественное сознание исторично. Общественное сознание различных исторических эпох существенно отличается от других эпох не только по своему уровню развития, но и по качественным показателям. Достаточно сопоставить сознание людей рабовладельческого и рыночного общества. Или более близкий пример: сознание людей дореформенной эпохи в России и современное сознание.

Структура общественного сознания достаточно сложна. Она имеет сферы, типы, виды, уровни и формы. Все эти элементы общественного сознания взаимосвязаны и взаимообусловлены.

У общественного сознания две сферы: индивидуальное и социальное сознание. Общественное сознание неотделимо от индивидуального, хотя индивидуальное сознание очень специфично. Сознание каждого человека в определенной мере обусловлено его особенностями, воспитанием, условиями жизни, ментальностью. Вместе с тем всякое индивидуальное сознание формируется и развивается под определенным влиянием тех материальных и духовных условий, в которых живет человек. Именно этим определяется исторический характер и деятельностное влияние общественного сознания. Вступая в жизнь, каждый индивид застает сложившуюся материальную и духовную культуру общества. Он в меру своих способностей усваивает ее. Под ее влиянием формируется его менталитет. И все же определяющее влияние общественного сознания не снижает индивидуальности личности, специфичности ее сознания.

С другой стороны, общественное сознание не может развиваться без своего носителя – без людей, без индивидов. А мозг индивидов не мог бы функционировать вне всего исторического и культурного наследия общества. Излагая все это, следует подчеркнуть, что общественное сознание не арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а качественно новое явление – своеобразная объективная действительность. Каждый человек, придя в этот мир, наследует созданную поколениями систему общественного сознания. Он вносит в нее свой посильный вклад. Но каждый человек смертен. И, прожив какой-то отрезок времени, он уходит в небытие. А общественное сознание остается и воспринимается, и развивается все новыми и новыми поколениями.

К типам общественного сознания относятся уровни развития и особенности общественного сознания различных эпох в развитии человечества: общественное сознание первобытно-общинного строя, рабовладельческого, феодального, рыночного обществ. Сейчас формируется сознание общества новой информационной цивилизации, которая грядет в XXI веке.

К видам общественного сознания относятся: общественные взгляды, общественное мнение, общественное настроение. Считаем целесообразным особо остановиться на общественном мнении. В цивилизованных демократических государствах современности общественное мнение оказывает огромное влияние на политическую и правовую системы, и через них на всю жизнь общества. Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) человечества, населения, различных социальных групп к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. Иными словами, оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение и выражается соответственно в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях.

Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества. В России это ярко проявлялось в процессе выборов органов государственной власти и государственного управления в 1996 году.

По уровню отражения действительности в общественном сознании выделяются два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание (идеология). Обыденное сознание – это непосредственное отражение бытия людей, возникающее в процессе непосредственного общения человека с окружающим миром. Его происхождение – эмпирия. В процессе формирования обыденного сознания люди познают главным образом явления. В сущность предметов и процессов это сознание проникает редко.

Теоретическое сознание – это научное, систематизированное, понятийное знание, система концепций и теорий. На этом уровне бытие отражается не ощущениями и представлениями, а понятиями. Теоретическое сознание проникает в сущность явлений, познает закономерности. Идеология выражает коренные интересы социальных групп, их партий, наций, государств. Теоретическое сознание в отличие от обыденного требует специальной подготовки.

Идеология имеет огромное влияние на жизнь людей. Планирование, прогнозирование, реформирование общества всегда опирается на ту или иную идеологию. Конкретным практическим выражением идеологии является наука. Последние годы за рубежом и в России широко пропагандировалась теория деидеологизации З. Бжезинского. Эта теория антинаучна и регрессивна. Что значит деидеологизировать современное общество? Это значит вернуть его в первобытное состояние. Что, кстати говоря, происходит сейчас в нашей многострадальной стране. Но практическое завершение этого процесса так же невозможно, как и возрождение звероящеров и человекообразных гоменоидов. Не случайно поэтому теория деидеологизации не получила широкого общественного признания.

Оба уровня общественного сознания органически взаимосвязаны. Идеология опирается на обыденное сознание. Последнее является одним из источников и средств развития идеологии. В свою очередь идеология, проникая в массы, оказывает определяющее влияние на обыденное сознание.

Наконец, общественное сознание, как уже отмечалось выше, многообразно и многопланово. Оно включает в себя ряд форм, представляющих собой различные способы духовного освоения действительности. Каждая форма имеет свой особый способ отражения действительности, по-своему воздействуя на общественное бытие. По мере общественного прогресса и развития общественного сознания количество его форм, естественно, возрастает. В первобытном обществе существовало только обыденное сознание. Оно проявлялось в трех формах: мораль, эстетическое и религиозное сознания. В настоящее время функционирует шесть форм общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское и религиозное. Ряд форм общественного сознания формируется. В том числе экологическое, экономическое и др. Все современные формы общественного сознания проявляются и в обыденном, и в теоретическом сознании, разумеется, на разных уровнях и в различном качестве.

По своему характеру и направленности формы общественного сознания делятся на субъектно-субъектные и субъектно-объектные. Каждая форма сознания имеет свой субъект и объект. Субъектно-субъектные формы общественного сознания имеют своим объектом другой субъект. А объект субъектно-объектных форм сознания, как правило, неодушевлен и не может быть субъектом. К субъектно-субъектным формам относятся: политическое, правовое и нравственное сознания.

Политическое сознание – это систематизированное, теоретическое выражение взглядов общественных групп и личностей на политическую организацию общества, на содержание и формы государства, его деятельность, на отношения между социальными слоями, нациями, государствами, политическими партиями и другими политическими группами. Система политического сознания: элементы – общественное мнение, общественные чувства, взгляды, идеалы, интересы, теории, программы; структура – политические отношения. Большую роль в политическом сознании имеет политическая культура – специфическое отношение людей к политической жизни, уровень понимания политических целей и своего отношения к ним. К сожалению, уровень культуры вообще и политической культуры в частности в нашей стране очень низок. И этим объясняются многие негативные явления в современном российском обществе.

Правовое сознание – систематизированное отношение социальных групп или народа при наличии его единства в этом отношении к праву. Право – воля господствующего в обществе слоя (народа), возведенная в закон. Правовое сознание взаимосвязано, более того определяется политикой и политическим сознанием. Оно отражает социальное положение общественных групп. Уровень правового сознания в нашей стране еще ниже, чем уровень политического сознания. Имеет место массовая правовая безграмотность, а отсюда и правовой беспредел, нарушение правовых норм. Жизнь, развитие демократии требуют усиления правового образования и воспитания в стране.

К субъектно-субъектным формам сознания относится также нравственное сознание. В основе его лежат мораль и нравственность. Мораль – один из основных способов регулирования поведения человека в обществе, закрепленный и поддерживаемый силой устоявшегося общественного порядка, властью традиции, обычая, общественного мнения. Нравственность – моральный облик человека, понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести, счастья. Этика – это нравственная идеология, наука о морали.

Мораль тесно связана с правом. Собственно, право – это минимум морали, закрепленный в законах. В настоящее время наряду с социальной и национальной моралью быстро идет процесс развития и совершенствования общечеловеческой морали. В ней все большее место занимают проблемы экологии, свободы человека, демократии, детерминизма. Быстро идет также процесс интернационализации морали.

К субъектно-объектным формам относятся эстетическое сознание, религия, философия, экологическое и экономическое сознания.

Эстетическое сознание – это отношение человека к прекрасному и безобразному. Тесно связано с эстетикой – наукой о закономерностях чувственного освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, обладания высшей эстетической ценностью. Безобразное – противоположность прекрасному, выражение негативной эстетической ценности. Эстетическое сознание более субъективно и индивидуально, чем другие формы общественного сознания. Оно носит ярко выраженный социальный и национальный характер. Понимание прекрасного у жителей города и села не адекватно. Существенные особенности, связанные с характером территории обитания наций, их историческими традициями, имеет национальное сознание. Восприятие прекрасного узбеком отличается от восприятия латыша.

Эстетическое сознание имеет большое значение в жизни людей. Оно оказывает позитивное влияние на мораль и другие формы общественного сознания. Огромную роль в формировании и развитии эстетического сознания играет искусство. Искусство – это форма художественного творчества, выражающаяся в художественных образах, отражающих действительность и воплощающих отношение к ней человека.

Искусство носит познавательный и воспитательный характер. В отличие от философии искусство оперирует не категориями, а образа­ми. Художественный образ – специфическая, эстетическая форма отражения действительности. Если с помощью философии человек, оперируя философскими категориями, познает единичное через общее, то с помощью художественных образов познается общее через единичное. Примером этого являются образы ревизора в комедии Н. В. Гоголя, Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого, Василия Теркина в поэме А. Т. Твардовского. Так, в образе Василия Теркина ярко обобщен герой-освободитель, рядовой солдат многомиллионной Советской армии периода Великой Отечественной войны.

К сожалению, эстетическое воспитание в нашей стране также поставлено плохо. Даже значительная часть интеллигенции страдает эстетической малограмотностью.

Экологическое сознание – отношение социальных групп и личностей к окружающей природной среде и вытекающая отсюда деятельность. Эта форма сознания, как указывалось выше, формируется. В прошлом и в начале нашего столетия острой необходимости в такой форме сознания не было. Хотя еще Ф. Энгельс писал, что человечество одерживает одну победу над природой за другой, но наступит время, когда человечеству придется дорого расплачиваться за эти победы. На наш взгляд это время уже пришло. Природа уже не может сама залечивать раны, которые наносит ей человек. Над нами нависла угроза экологического кризиса и, видимо, эта угроза не менее опасна для человечества, чем атомная война. Предотвратить этот кризис гораздо труднее и дороже. Пока еще достаточно эффективных действий в этом направлении не предпринимается. А раны природе наносятся с возрастающей прогрессией.

Экономическое сознание – отношение человека к экономике, понимание ее проблем и действия по ее разрешению. Экономическое сознание начало формироваться давно. Уже в XVII–XVIII веках Адам Смит и Давид Рикардо внесли крупный вклад в экономическую теорию. Но до сих пор ряд острейших экономических проблем не находит своего позитивного решения, а большая часть населения нашей планеты попросту неграмотна в области экономики.

Очень интересна и широко распространена религиозная форма сознания. Религия – это форма сознания, мироощущение и поведение, определяемые верой в существование бога или божества, чувство долженствования к его силе, дающей опору и достойной поклонения. Согласно Канту, религия – это познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, а как проявление свободной воли. Главный элемент всякой религии – вера. Без веры нет религии. Элементами религии являются религиозные представления, религиозные чувства, культ и обрядность. Религия, как и философия, является наиболее отдаленной от бытия формой общественного сознания.

Религия возникла в глубокой древности. Она прошла большой и сложный путь развития. В современном мире функционируют четыре мировых религии: буддизм, иудаизм, мусульманство, христианство и ряд сравнительно небольших религиозных культов и сект. Долгие десятилетия у нас в стране поддерживалось весьма негативное отношение к религии. Это неправильно. Правда, религия имела ряд темных и мрачных сторон в истории: религиозные войны, инквизиция, борьба против науки и т. д. И сейчас в разных точках планеты Земля имеют место религиозная нетерпимость, а в ряде случаев и войны (Пакистан, Кипр, Северная Ирландия, Афганистан и т. д.). Но вместе с тем религия – это важная форма культуры. Она содействовала возникновению и развитию письменности, в ряде случаев поддерживала и финансировала художественную культуру.

На протяжении своего существования религия впитала в себя многие позиции общечеловеческой морали (не убей, не укради, не пожелай жены ближнего и т. д.). На современном этапе развития общества, когда большую часть человечества и особенно постсоциалистических стран, беспокоит падение моральных устоев, пропаганда проповедниками религии этих устоев имеет немаловажное значение.

Мировоззренческой и методологической формой познания является философия. Раскрытию ее посвящен курс философии в каждом вузе, да и данное пособие в целом.

Специфическим фактором, аккумулирующим теоретическую часть всех форм общественного сознания, является наука: сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизция знаний о действительности.

В завершение отметим, что все формы общественного сознания взаимосвязаны, они взаимно дополняют одна другую, обеспечивают развитие и действенность каждой формы.

Общественное сознание включает в себя и ценностные компоненты. В основе ценностного отношения к окружающей действительности стоит принцип социального эгоцентризма: социальный субъект – будь то отдельный человек или общественная группа – любит или ненавидит прежде всего самого себя, и только в силу этого обстоятельства испытывает положительное или отрицательное пристрастие к вещам, поскольку в них как в зеркале он видит свое продолжение и воплощение. С этой точки зрения ценность может быть определена как мера затраты физических или духовных сил человека на созидание или освоение им элементов природной или социальной среды.

Ценность – это человеческое измерение вещей. Выступая по отношению к вещам и как созидатель в практической деятельности, и как идеализатор, мыслитель и художник в духовной деятельности, человек вкладывает в вещи свой труд и свою душу, свою энергию и свой талант и тем самым наделяет вещи смыслом, делает их значимыми и значительными для себя.

Ценности вообще как предметы потребностей и интересов, взятые в субъективно-психологическом, аффективно-волютивном выражении, в виде устремлений, предпочтений, почитания или порицания, одобрения или осуждения, влечения или избегания – суть феномены, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого, модельного и знакового формообразования. Иначе говоря, выражены словом, представлены знаком, составляют совместное знание людей, их общественное со-знание.

 

~

K Контрольные вопросы

1. Что есть «культура» в отличие от «натуры»?

2. Каков состав социальной системы? Что включается в социум кроме людей?

3. В чем причина социальной стратификации народонаселения?

4. Зачем нужны гражданскому обществу власть и государство?

5. Что представляют собой типы и виды общественного сознания?

6. Чем являются уровни, сферы и формы общественного сознания?

K Задания для самостоятельной работы

1. Покажите специфику искусственного способа существования, исходя из смысла: культура – обработка.

2. Дифференцируйте варварство и цивилизацию как ступени эволюции общества.

3. Покажите специфику экономической жизни людей.

4. Покажите специфику политической жизни людей.

5. Покажите специфику духовной жизни людей.

6. Как вы полагаете, есть ли зависимость между экономикой, политикой и идеологией?

K Литература

1. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник. – М., 1998.

2. Момджян К. Х. Введение в социальную философию: учебн. пособие. – М., 1997.

3. Социальная философия: словарь. – М., 2003.

 



 

 
 

 

 


Глава 8

Философия техники. Человек
в информационно-техническом мире

Т

 

ехника как особая сфера человеческой деятельности всегда привлекала внимание мыслителей. Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом в его книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 году. В нашем веке проблемами философского анализа техники занимались известные западные мыслители Фридрих Дессауэр (Германия), Льюис Мэмфорд (США), Хосе Ортега-и-Гассет (Испания), Мартин Хайдеггер (Германия), Освальд Шпенглер (Германия), Жак Эллюль (Франция), Карл Ясперс (Германия) и др. Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899), «Философия техники» (1912–1913) и др. В России в последнее время издан ряд монографических и учебных работ как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Интересна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике, опубликованная в журнале «Вопросы философии»: Х. Ортеги-и-Гассета, Ханса Блюменберга (Германия), Артура Кестлера (Великобритания), М. Хайдеггера.

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с феноменом техники, специфической ролью техники в жизни человека и общества, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер в предельно драматическом тоне расценивает современную эпоху как приближение «времени последних катастроф»: «механизация мира, – подчеркивает он, – вступила в стадию опаснейшего перенапряжения», все органическое становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный мир вытесняет и отравляет мир естественный.

Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой ядерной катастрофы и многим другим, становится непродуманное развитие техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический философский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической деятельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, «философия техники является философией нашей культуры. Это философия человека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный путь для своего общения с природой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.