Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды государственного долга, причины его возникновения и способы управления государственным долгом




Формы государственного кредита и механизм их реализации. Классификация государственных займов.

Государственный кредит как инструмент регулирования экономики

 

Государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики:

1. Регулирование денежного обращения: размещая займы среди разных групп инвесторов, государство изымает «лишние» деньги, и таким образом снижает платёжеспособный спрос. Если за счёт займа профинансированы инвестиции, то сокращается денежная масса в обращении. Если средства использованы для выдачи зарплаты бюджетникам, то денежная масса остается неизменной, происходит просто перераспределение денежных средств.

2. Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем больше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, и в то же время накапливать средства в виде ценных бумаг, погашение которых осуществляется за счёт налогов (а они сокращаются, т.к. деньги не вкладываются в производство), либо за счёт выпуска новых займов. Так создаются финансовые пирамиды, которые могут привести к дефолту (Россия – август 1998 года).

3. Государство регулирует хозяйственную деятельность предприятий через выдачу льготных кредитов (особенно малому предпринимательству), решает социальные вопросы через льготные кредиты населению, привлекает инвестиции через государственные гарантии.

 

 

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним. Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, то преимущественно применяется внутренний кредит.

Внутренний кредит может выступать в виде:

- государственных займов (государство – заёмщик);

- обращения части вкладов населения в сберегательных банках в государственные займы;

- казначейские ссуды (государство – кредитор);

- гарантированные займы (государство – гарант).

Государственные займы привлекаются путём выпуска и реализации государственных ценных бумаг (чаще всего – облигаций).

Облигация – государственное долговое обязательство, дающее право её владельцу по истечении определённого срока получить обратно сумму долга и доход.

Номинальная стоимость облигации – денежная сумма, которую владелец облигации предоставляет государству, и, которая выплачивается владельцу в момент погашения. На неё же начисляются проценты.

Однако реальная стоимость облигации может быть больше или меньше номинала, т.к. облигации продаются по курсовой цене. Это отклонение от номинала называется курсовая разница и зависит от:

- величины номинального процента по облигациям;

- насыщенности рынка ценными бумагами;

- доверия населения правительству.

Обращение части вкладов населения в сберегательных банках в государственные займы осуществляется через специальные ценные бумаги (пример: казначейские сберегательные сертификаты) или путём оформления договоров (безоблигационный заём).

Казначейские ссуды – оказание помощи предприятиям и организациям за счёт бюджетных средств на принципах срочности, платности и возвратности, но на льготных условиях (Закон «О бюджете» предусматривает механизм выделения бюджетных ссуд за счёт средств, предусмотренных в бюджете; обычный уровень льготы – 0,5 ставки рефинансирования НБ РБ).

Условный государственный кредит – государство выступает гарантом займов, которые предоставляют резидентам Республики Беларусь внешние источники (нерезиденты). Предоставление государственных гарантий регламентировано законами «О внутреннем государственном долге», «О внешнем государственном долге» и «О государственном бюджете», а также инструкцией «О государственных гарантиях».

Внешний кредит – совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заёмщика, кредитора или гаранта. Предоставление займов осуществляется за счёт государственного бюджета государства или специальных правительственных фондов. Основными кредиторами являются развитые страны и международные финансовые организации – Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов и др.

Виды облигаций:

1) по месту размещения:

- внутреннего займа;

- внешнего займа.

2) по срокам погашения:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

3) по форме выплаты доходов:

- выигрышные: выплата доходов производится на основании тиража выигрыша – доходы выплачиваются по тем облигациям, чьи номера выиграли, одновременно погашается и сумма облигации, оставшиеся облигации участвуют в следующем тираже;

- процентные: выплата годовых процентов производится по каждой облигации отдельно путём срезания купонов, на которых обозначены суммы и срок выплаты;

- с нулевым купоном (дисконтные): продаются по цене ниже номинала, а выкупаются по номиналу (обычно применяются при краткосрочных займах).

4) по наличию ценной бумаги:

- облигационные;

- безоблигационные.

В настоящее время в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО). Облигации выпускаются Министерством финансов, размещаются для физических и юридических лиц на дисконтной основе, т.е. первичное размещение производится по цене ниже номинала на аукционе. Далее облигации могут обращаться на рынке ценных бумаг, и правительство Республики Беларусь несёт обязательства погасить эти облигации по истечении срока обращения по номинальной стоимости.

Финансирование расходов капитального характера за счёт займов в определённых пределах имеет положительное значение: растяжение источника финансирования во времени путём выпуска займов позволяет переложить платежи по государственному кредиту на последующие поколения, которые будут пользоваться объектами, построенными за счёт государственного кредита. Таким образом, налоговое бремя распределяется справедливо.

Поскольку налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов по обслуживанию и погашению государственного кредита, то важное значение имеет, на что используется заем. Если построили что-то, приносящее прибыль, то заем погашается за счёт доходов, которые приносит этот объект. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов средств (военные, соц. расходы), единственный источник погашения – налоги или новый заем.

Выпуск и размещение новых займов для погашения старых – называется рефинансированием государственного долга.

 

 

Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты) по обязательствам государства перед юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь, физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Различают:

1) внутренний государственный долг;

2) внешний государственный долг.

С точки зрения объёмов платежей различают:

1) капитальный государственный долг (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств включая проценты);

2) т екущий государственный долг (расходы по выплате доходов кредиторам и исполнению обязательств, сроки оплаты которых уже наступили).

Выплаты текущего государственного долга (обслуживание государственного долга) осуществляется за счёт средств государственного бюджета.

Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором его финансов: чем больше заимствований, чем тем хуже обстоит дело с государственным долгом, и тем глубже финансовый кризис государства. Нарастание государственного долга приводит к возрастанию расходов по его обслуживания даже без новых заимствований. При определённой величине государственного долга расходы по его обслуживанию могут превысить «красную черту» (25% от валютных поступлений), при этом вся выручка от экспорта в СКВ будет направляться на погашение кредитов и процентов по ним.

Ежегодно в Республике Беларусь законодательно ограничиваются размеры государственного долга. Так, в 2012 году по внутреннему долгу лимит составляет 34 трлн. рублей, а по внешнему долгу установлен лимит в пределах 14,3 млрд. долларов США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.