Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей рентабельности и методы их определения




Экономические факторы, влияющие на величину прибыли.

 

Факторы увеличения прибыли можно разделить на две группы:

1) Внешние факторы.

· Цены на ресурсы.

· Инфляция.

· Цены на транспортные услуги.

· Природные условия.

· Социально-экономические условия (платежеспособность, спрос).

· Политические условия и законодательство.

2) Внутренние факторы.

Все внутренние факторы вытекают из общей формулы: прибыль = выручка – себестоимость. Очевидно, чтобы увеличить прибыль, необходимо искать возможности увеличения выручки или уменьшения себестоимости.

Факторы, влияющие на увеличение выручки, это, прежде всего:

· Увеличение объемов продаж (достигается повышением конкурентоспособности продукции, расширением ассортимента, улучшением качества (сопровождающимся повышением уровня цен), поиском и завоеванием новых рынков сбыта, изменением ассортимента в сторону увеличения доли высокорентабельной продукции и т.п.).

Факторы, влияющие на себестоимость, вытекают из состава затрат, входящих в себестоимость:

· По материальным затратам – выбор более дешевого сырья и экономия транспортно-заготовительных расходов, выбор метода оценки стоимости материальных ресурсов.

· По заработной плате – строгое выдерживание соотношения между ростом заработной платы и производительности труда (с этой целью производится модернизация производства, поиск организационных резервов роста производительности труда и т.п.).

· По амортизации – выбор наиболее эффективного метода начисления амортизации

· По прочим затратам (меры по уменьшению налогов, непроизводительных затрат и так далее – в эту статью в основном собраны накладные расходы и здесь традиционно есть достаточно резервов экономии.)

· Использование наиболее выгодного для организации способа учета поступления выручки от реализации продукции.

 

 

Показатели рентабельности являются, в отличие от прибыли, относительными показателями. Они характеризуют финансовые результаты организации и измеряют уровень доходности, широко используются при оценке финансового состояния организации.

Важно запомнить, что, несмотря на большое количество показателей рентабельности, у них есть общие свойства:

1. Все они измеряются в процентах.

2. В числителе – всегда какая-нибудь прибыль (в основном: от реализации, общая прибыль отчетного периода, чистая прибыль).

3. В знаменателе – в основном либо затраты, либо объем продаж, либо какой-нибудь капитал.

Как раз в зависимости от знаменателя, все показатели рентабельности объединяются в следующие группы:

1. Рентабельность производства продукции (рентабельность затрат).

2. Рентабельность продаж.

3. Рентабельность капитала организации.

Рентабельность производства продукции – характеризует, насколько выгодно организации производство той или иной продукции. Часто рассчитывается отдельно по видам выпускаемой продукции, как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Поэтому ее еще называют рентабельностью затрат (формула 9).

 

(9)

Рентабельность продаж – характеризует уровень доходности организации. Определяется, как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции (формула 10).

 

(10)

 

Рентабельность капитала – характеризует, насколько эффективно используется капитал организации. Причем, в зависимости от того, эффективность использования какой части капитала нас интересует, может быть определена рентабельность основного капитала, всего капитала организации, акционерного капитала и т.д. Любой из этих показателей рассчитывается отношением прибыли отчетного периода (либо общей прибыли) к основному капиталу (либо любому другому, эффективность использования которого мы хотим определить) (формула 11).

 

(11)

 

4. «Порог рентабельности»: экономический смысл, расчет и применение показателя в практике финансовой работы.

 

«Порог рентабельности» (или, другими словами, «точка безубыточности») характеризует тот минимальный объем продаж, либо минимальное количество выпускаемой продукции, при котором будет достигнута безубыточность организации. (Затраты покрыты, прибыль еще равна нулю, но уже нет убытка).

Значение термина «порог рентабельности» объясняется следующим: при этом объеме продаж рентабельность продаж = 0 (так как прибыль =0), а как только объем продаж превысит указанный минимум – значение рентабельности начнет превышать нулевую отметку и возрастать.

Для определения порога рентабельности необходимо все затраты организации разбить на две группы: переменные и постоянные. Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход организации.

Для организаций, выпускающих однородную продукцию или один вид услуг (особенно характерно для малого бизнеса), расчет порога рентабельности можно провести в натуральном выражении, как отношение суммы постоянных затрат организации за весь плановый период к разнице между ценой единицы изделия (либо стоимости услуги) и суммой переменных затрат на единицу изделия (формула 12):

 

, (12)

где ТБшт. – парог рентабельности (точка безубыточности) в натуральном выражении;

Зпост. – суммарная величина постоянных затрат организации;

Ц1ед. – цена одной единицы продукции, товара, работы, услуги;

Зперем.1ед. –величина переменных затрат организации на единицу продукции, товара, работы, услуги.

Полученное значение характеризует то минимальное количество продукции (или услуг) в натуральных единицах, которое необходимо произвести организации в течение планового периода, чтобы окупить затраты.

Поскольку, как правило, организация выпускает различные виды продукции или оказывает разные виды услуг, то порог рентабельности лучше определять по общему объему продаж – как отношение суммы постоянных затрат, умноженных на выручку от реализации (нетто) и деленных на разницу между выручкой от реализации (нетто) и себестоимостью реализованной продукции в части переменных затрат. Термины применяются в соответствии с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (формула 13):

 

, (13)

где ТБруб. – парог рентабельности (точка безубыточности) в денежном выражении;

Зпост. – суммарная величина постоянных затрат организации;

В – выручка от реализации продукции, товара, работы, услуги;

Зперем. – суммарная величина переменных затрат организации.

Расчет порога рентабельности широко применяется при разработках бизнес-планов и для оперативной оценки эффективности финансово-хозяйственных операций при принятии решений по финансовому менеджменту. После определения порога рентабельности можно проанализировать уровень финансовой устойчивости организации, рассчитав запас финансовой прочности. Он определяется как разница между выручкой от реализации (нетто) и порогом рентабельности (точкой безубыточности) в денежном выражении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.