КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенствование физических и волевых качеств
Физические и волевые качества волейболиста, как и все биологические и социальные процессы, детерминированы условиями жизнедеятельности. Иными словами, физические качества развиваются и совершенствуются применительно к специфическим особенностям вида спорта, а волевые отправления спортсмена возникают и воспитываются в процессе овладения навыками и двигательными качествами и формируются благодаря преодолению определенных препятствий и трудностей, возникающих на тренировках и соревнованиях. Поэтому так называемые общеразвивающие упражнения могут на начальных этапах обучения создать определенные предпосылки для положительного переноса качеств силы, быстроты и ловкости на их специфические проявления в избранном виде спорта. Однако в дальнейшем для достижения высшего спортивного мастерства необходима более углубленная специальная физическая подготовка. Как известно, в спортивных играх умения и навыки представляют собой довольно сложные по координации двигательные акты, и поэтому их выполнение обусловливается оптимизацией и спецификой физических качеств. Таким образом, физические качества у занимающихся волейболом нужно совершенствовать исходя из конкретных условий их двигательной деятельности. К этой деятельности прежде всего нужно отнести все проявления быстроты (начиная от быстроты реакции и кончая скоростью и частотой движений); сочетание скоростно-силовых качеств силы и быстроты, имеющих место в большинстве выполняемых в волейболе технических приемов: прыжках, беге, передачах мяча, ударах и бросках; развитие акробатической ловкости, необходимой для бросков и падений в игре, а также прыжковой ловкости, предполагающей виртуозное владение частями своего тела в безопорном положении. Важное в этой деятельности место занимают также упражнения, воспитывающие точность движений, результатом которых является точность передач, подач и ударов по мячу. Выносливость в волейболе проявляется в самых разнообразных формах: это и прыжковая выносливость при многократном выполнении блокирования и нападающих ударов, это и выносливость защитника-волейболиста, связанная с определенным напряжением нервно-мышечного аппарата и акробатической ловкостью. Все эти качества в их сочетании и взаимосвязи целесообразно выполнять посредством упражнений динамического характера, которые позволяют совершенствовать технику игры и одновременно развивать необходимые для игровой деятельности физические качества в интегральной тренировке. Как говорилось выше, моральные и волевые качества также воспитываются в условиях спортивной деятельности. Однако в социалистическом обществе действуют и такие высокие мотивы занятий спортом, как стремление всесторонне подготовиться к творческому труду, необходимому для строительства нового общества, и защите Родины, как стремление поддержать спортивную честь своего коллектива, прославить страну спортивными достижениями. Задача состоит в том, чтобы путем занятий волейболом развить эти устремления, превратить их в глубоко осознанную цель. Раскрывая общественный смысл спортивной деятельности, воспитывая патриотизм, коллективизм и другие качества, тренер развивает у спортсмена чувство высокой ответственности за свою подготовку и намечаемые достижения. Одна из важных специальных задач в процессе волевой подготовки состоит в необходимости научить спортсмена умению экстренно управлять своим психическим состоянием. Это очень важно для формирования установки на состязание, для умения преодолевать предстартовое состояние и отрицательные эмоции в ходе соревнований. Для решения этих задач применяются методы, основанные на самовоспитании,— так называемая психорегулирующая тренировка. Большое значение волейбол может иметь и в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с трудностями, подчинять свои интересы интересам и воле коллектива команды — все это делает волейбол прекрасной школой воспитания воли и характера. ТЕХНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Для совершенствования волейболистов в спортивной технике применяются упражнения, позволяющие совершенствовать отдельные технические приемы, и комбинированные упражнения, в которых одновременно выполняется два или несколько различных игровых приемов. Некоторые технические приемы, например нападающий удар, можно выполнять вообще только в сочетании с передачей мяча. То же относится и к блокированию, тренироваться в котором можно только при отражении нападающих ударов. Зато совершенствоваться в технике подач мяча и передачах можно как изолированно, так и в сочетании с другими техническими приемами. В тренировочном уроке (в зависимости от этапа и периода подготовки) совершенствованию техники уделяют от 15 до 50% времени. Осуществляется эта задача в первой половине основной части занятия. После тренировки в технике игры обычно проводятся двусторонние учебные игры или упражнения по тактической подготовке. Передачи мяча В упражнениях для совершенствования техники верхних (вторых) передач выполняются передачи, применяемые в комбинациях различных систем игры. Наиболее целесообразно тренироваться в технике вторых передач после выполнения передач в парных или групповых упражнениях. При совершенствовании вторых передач необходимо многократное выполнение задания, а поэтому так называемые поточные упражнения в данном случае малоэффективны. Особенное внимание в тренировке вторых передач следует обращать на выполнение техники таких передач игроками, осуществляющими функции связующих игроков команды. В частности, связующие игроки основного и дублирующего составов, объединившись в отдельную подгруппу из четырех-пяти человек, могут с успехом поочередно совершенствоваться в технике вторых передач. Закрепление и дальнейшее совершенствование вторых передач осуществляется в групповых и командных упражнениях с розыгрышем мяча с подачи, последующей системой передач и завершающим нападающим ударом. Такие упражнения называются комбинированными. Их сокращенно иногда называют по последовательности выполняемых действий, например «подача — передача — удар». Наибольший удельный вес имеет совершенствование техники вторых передач в учебных и контрольных двусторонних играх, где очень важным для развития способностей перадающего игрока является блокирование. В данном случае в задачу связующего игрока входит выполнение второй передачи таким образом, чтобы «вывести» нападающего игрока своей команды на завершающий удар без блока или против одного блокирующего игрока противника. Кроме совершенствования вторых передач в групповых и командных упражнениях, целесообразно выполнять индивидуальные упражнения. Индивидуальные упражнения могут проводиться в двух направлениях: в них волейболист совершенствует свои движения, оттачивая спортивную технику, и, кроме того, может развивать точность передачи из различных исходных положений, передавая мяч в цель на различные расстояния. Индивидуальные упражнения с мячом целесообразно включать и в упражнения, проводимые на ежедневной утренней зарядке. Из специально-подготовительных упражнений для совершенствования физических качеств, необходимых для выполнения техники верхних передач, можно рекомендовать упражнения с набивными мячами различного веса (ими выполняется имитация передачи на незначительную высоту), упражнения с ручными эспандерами, с теннисными мячами. Эти упражнения нужно чередовать со свободными потряхиваниями рук и упражнениями для расслабления мышц верхних конечностей. Отрицательный эффект дают упражнения с большими отягощениями (поднятие гирь или штанги, подтягивание на перекладине и др.). Эти упражнения не способствуют развитию необходимых тонких нервно-мышечных дифференцировок и ощущений, нужных для точных движений рук при взаимодействии их с мячом. Освоение отвлекающих движений (финтов) при выполнении техники вторых передач осуществляется только после того, как волейболисты овладеют основами техники вторых передач вперед, перед собой и за голову, а также темповыми передачами при выполнении ударов «на взлете» и с прострельных передач. В упражнениях для совершенствования техники верхних (первых) приемов-передач выполняются передачи мяча, посланного нападающим ударом или планирующей подачей. Кроме того, первые передачи следует совершенствовать из глубины площадки при встречной незначительной скорости полета мяча. Наибольшей плотности достигает тренировка в передаче мяча в парных упражнениях и в индивидуальном тренинге занимающегося с тренером. Кроме этих, могут быть использованы другие групповые и командные упражнения. Приведем основные из них.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |