КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отношение. Класс К учителю К предмету (в %)
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим: • увлеченное преподавание; • новизну учебного материала; • историзм; • связь знаний с судьбами людей, их открывших; • показ практического применения знаний в связи с жиз • использование новых и нетрадиционных форм обучения; • чередование форм и методов обучения; • проблемное обучение; • эвристическое обучение; • обучение с компьютерной поддержкой; • применение мультимедиа-систем; • использование интерактивных компьютерных средств; • взаимообучение (в парах, микрогруппах); • тестирование знаний, умений; • показ достижений обучаемых; • создание ситуаций успеха; • соревнование (с товарищами по классу, самим собой); • создание положительного микроклимата в классе; 1 См.: Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. — М., 1981. — С. 195. доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений и т. д. III. Выберите правильный ответ. Внутренняя мотивация • 1) самоприказа; 2) самооценки; 3) самоободрения; 4) самоубеждения; 5) самоанализа. IV. О правильности действий учителя по мотивации уче 1. Охотно ли вы идете к учителю с вопросами, делитесь 2. Берет ли на себя учитель часть вины и ответственность 3. Поддерживает ли учитель ваши конфетные действия по 4. Помог ли вам учитель разобраться в себе, составить 5. Согласен ли педагог с вашими жизненными планами, Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не из-1 нывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школяр, садящийся за свой урок без интереса. Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Но почему же так тревожно ноет сердце, когда мы начинаем обсуждать проблему интереса школьников к учению? Проблема воспитания интереса к учению — еще одна из ключевых дидактических проблем. На ее практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л. Божович, А. Дусавицкого, Н. Морозовой, Г. Шукиной и многих других познавательные интересы школьников «препарированы» с достаточной тщательностью. Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них, конечно, — как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания. Законы интереса ясны, как солнечный день. Действие одного из них вы сейчас легко обнаружите в нарисованной с натуры картине. ... Папа приходит с работы невеселый. Кряхтя принимается за нехитрые домашние обязанности, наименее приятная среди которых — проверка уроков у сына. Мама без видимого удовольствия направляется на кухню готовить ужин. Попили чай. Посмотрели телевизор. Так изо дня в день. Книг не читают, хотя они есть. Никто ничем не увлекается, все интересы крутятся вокруг попить, поесть, чего-нибудь достать... Нужно ли удивляться, что Коля вот уже много дней, приходя из школы, бесцельно слоняется по комнатам, «балдеет» у телека, «давит железяку» — то бишь крутит магнитофон, листает непотребные журналы, поддевает ногой кошку. «Неужели тебе не надоело? Уму непостижимо!.. — Возмущается мать. — Займись чем-нибудь! Порисуй, почитай». «Смотри, сколько книг, раскрой хоть одну! Для тебя ведь куплены», — проводит «воспитательную работу» полупроснувшийся после сытого обеда отец. Глаза подростка бездумно скользят по книжным полкам. Фразы в книгах тяжелые: пока дойдешь до конца предложения, забудешь, что было в начале. Нет, читать ему не хочется. Рисовать не хочется. Ничего не хочется. Скучно... Но больше всего возмущает несправедливость. На папиной тумбочке раскрытая на 23-й странице книга лежит третью неделю. А ты читай... Увлечь ребенка может только увлеченный родитель. Исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. К большому нашему огорчению, источником интересов ребят является, как правило, не школа. Увлекается папа конструированием, и можно спорить, что рано или поздно сын приобщится к этому занятию. В спортивных семьях легко формируется интерес к занятиям спортом и у детей. Что ближе всего, то, как правило, действует сильнее. Со школы, учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлеченный учи- тель, интересный для ребят человек. Если в семье один ребенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс. Детское любопытство — бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет. Построить полноценное обучение на нем нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много — завлекательное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учеников «между». Вы, конечно, помните, что буквальный перевод латинского слова «интерес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А коль к интересу примкнули и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Именно так мы понимаем заключение: интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Когда-то и ваш профессор никак не мог понять, что интересного может быть в педагогике. И только отдав ей всю жизнь, понял — ничего более интересного нет и быть не может на свете. Когда придете в класс, посоветуйте отстающим: сделайте первое невероятное усилие — разберитесь в каком-нибудь кусочке нелюбимого вами предмета. Может статься, это решит вам дальнейшую судьбу. Ибо так везде, всегда, во всем: чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы — неразъединяемое целое. Даже неопытный учитель легко замечает изменение интереса обучаемых. Профессор А. К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников. «... Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение. ... Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел. ... Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание»1. | V. Для выяснения уровня интереса школьников суще- ствуют: 1) прямые способы измерения; 2) словесные косвенные способы описания; 3) практические косвенные способы наблюдения; 4) способы компьютерного анализа; 5) все ответы верны. VI. Обучение можно сделать более интересным, если: 1) поддерживать высокую трудность обучения; 2) взывать к совести, ответственности, долгу обучаемых; 3) включать опровергающие излагаемую истину аргументы; 4) поддерживать постоянно высокую интенсивность обуче 5) ни один из ответов не верен. В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое определение потребностей — нужда в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей 1 Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М., 1989. — С. 57—58. силой. Вначале потребность возникает как чисто энергетический импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к поисковой деятельности. Когда четко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мотив учения может быть определен и как опредмеченная потребность — направленная на предмет обучения активность обучаемого. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. И за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |