Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение. Класс К учителю К предмету (в %)




 

 

 

Класс К учителю К предмету (в %)
любимый нейтральный нелюбимый
VI Любимый,   11,5 1,5
  нейтральный,      
  нелюбимый      
VII Любимый,      
  нейтральный,      
  нелюбимый      

Среди многообразия путей и средств, выработанных прак­тикой для формирования устойчивых познавательных интере­сов, выделим:

• увлеченное преподавание;

• новизну учебного материала;

• историзм;

• связь знаний с судьбами людей, их открывших;

• показ практического применения знаний в связи с жиз­
ненными планами и ориентациями школьников;

• использование новых и нетрадиционных форм обучения;

• чередование форм и методов обучения;

• проблемное обучение;

• эвристическое обучение;

• обучение с компьютерной поддержкой;

• применение мультимедиа-систем;

• использование интерактивных компьютерных средств;

• взаимообучение (в парах, микрогруппах);

• тестирование знаний, умений;

• показ достижений обучаемых;

• создание ситуаций успеха;

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

• создание положительного микроклимата в классе;

1 См.: Психологические основы формирования личности в педагогичес­ком процессе. — М., 1981. — С. 195.


доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений и т. д.

III. Выберите правильный ответ. Внутренняя мотивация •
(или самомотивация, автомотивация) школьника начина- •
ется с:

1) самоприказа;

2) самооценки;

3) самоободрения;

4) самоубеждения;

5) самоанализа.

IV. О правильности действий учителя по мотивации уче­
ния можно узнать, задавая учащимся следующие воп­
росы:

1. Охотно ли вы идете к учителю с вопросами, делитесь
ли с ним своими проблемами?

2. Берет ли на себя учитель часть вины и ответственность
за плохую учебу, поведение учащихся?

3. Поддерживает ли учитель ваши конфетные действия по
самоусовершенствованию, понимает ли он их?

4. Помог ли вам учитель разобраться в себе, составить
программу самосовершенствования?

5. Согласен ли педагог с вашими жизненными планами,
целями учения?

Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не из-1 нывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школяр, садящийся за свой урок без инте­реса.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Но почему же так тревожно ноет сердце, когда мы начи­наем обсуждать проблему интереса школьников к учению?

Проблема воспитания интереса к учению — еще одна из ключевых дидактических проблем. На ее практическое обес­печение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л. Божович, А. Дусавицкого, Н. Мо­розовой, Г. Шукиной и многих других познавательные инте­ресы школьников «препарированы» с достаточной тщатель­ностью.



Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них, конечно, — как вызвать ус­тойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания.

Законы интереса ясны, как солнечный день. Действие од­ного из них вы сейчас легко обнаружите в нарисованной с натуры картине.

... Папа приходит с работы невеселый. Кряхтя принимается за нехитрые домашние обязанности, наименее приятная среди кото­рых — проверка уроков у сына. Мама без видимого удовольствия направляется на кухню готовить ужин. Попили чай. Посмотрели телевизор. Так изо дня в день.

Книг не читают, хотя они есть. Никто ничем не увлекается, все интересы крутятся вокруг попить, поесть, чего-нибудь достать...

Нужно ли удивляться, что Коля вот уже много дней, приходя из школы, бесцельно слоняется по комнатам, «балдеет» у телека, «давит железяку» — то бишь крутит магнитофон, листает непо­требные журналы, поддевает ногой кошку. «Неужели тебе не на­доело? Уму непостижимо!.. — Возмущается мать. — Займись чем-нибудь! Порисуй, почитай». «Смотри, сколько книг, раскрой хоть одну! Для тебя ведь куплены», — проводит «воспитательную ра­боту» полупроснувшийся после сытого обеда отец.

Глаза подростка бездумно скользят по книжным полкам. Фразы в книгах тяжелые: пока дойдешь до конца предложения, забу­дешь, что было в начале. Нет, читать ему не хочется. Рисовать не хочется. Ничего не хочется. Скучно...

Но больше всего возмущает несправедливость. На папиной тумбочке раскрытая на 23-й странице книга лежит третью неделю. А ты читай...

Увлечь ребенка может только увлеченный родитель. Ис­следования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. К большому наше­му огорчению, источником интересов ребят является, как правило, не школа. Увлекается папа конструированием, и можно спорить, что рано или поздно сын приобщится к это­му занятию. В спортивных семьях легко формируется инте­рес к занятиям спортом и у детей. Что ближе всего, то, как правило, действует сильнее.

Со школы, учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлеченный учи-


тель, интересный для ребят человек. Если в семье один ре­бенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс.

Детское любопытство — бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет. Построить полноценное обучение на нем нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много — завлека­тельное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется ве­ликое искусство держать учеников «между». Вы, конечно, помните, что буквальный перевод латинского слова «инте­рес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать не­достаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы до­стичь большего, одолеть неведомое. А коль к интересу при­мкнули и стремление, и долг, то человек уже не просто ре­шает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Именно так мы понимаем заключение: интерес направлен на то, что­бы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа.

Как аппетит приходит во время еды, так и интерес креп­нет по мере проникновения в суть предмета. Когда-то и ваш профессор никак не мог понять, что интересного может быть в педагогике. И только отдав ей всю жизнь, понял — ничего более интересного нет и быть не может на свете.

Когда придете в класс, посоветуйте отстающим: сделайте первое невероятное усилие — разберитесь в каком-нибудь кусочке нелюбимого вами предмета. Может статься, это ре­шит вам дальнейшую судьбу. Ибо так везде, всегда, во всем: чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы — неразъединяемое целое.

Даже неопытный учитель легко замечает изменение инте­реса обучаемых. Профессор А. К. Дусавицкий составил ти­пичные «портреты» заинтересованного и незаинтересован­ного учеников.

«... Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интерес­но. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как мо­жет быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в


своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

... Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят реше­ния, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И по­тому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.

... Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из ко­торого его может вывести только резкий окрик или замеча­ние»1.

| V. Для выяснения уровня интереса школьников суще-

ствуют:

1) прямые способы измерения;

2) словесные косвенные способы описания;

3) практические косвенные способы наблюдения;

4) способы компьютерного анализа;

5) все ответы верны.

VI. Обучение можно сделать более интересным, если:

1) поддерживать высокую трудность обучения;

2) взывать к совести, ответственности, долгу обучаемых;

3) включать опровергающие излагаемую истину аргументы;

4) поддерживать постоянно высокую интенсивность обуче­
ния;

5) ни один из ответов не верен.

В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое определение потребностей — нужда в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей

1 Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М., 1989. — С. 57—58.


силой. Вначале потребность возникает как чисто энергетичес­кий импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к по­исковой деятельности. Когда четко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мо­тив учения может быть определен и как опредмеченная по­требность — направленная на предмет обучения активность обучаемого. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. И за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.