Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривые обучения I




Знать величину влияния каждого фактора на продуктив­ность обучения, безусловно, очень важно. Но не менее важно знать и характер (форму) этого влияния, т. е. закон, по которо­му осуществляется изменение одной величины по отношению к другой. Из курса элементарной математики известно, что


 



12 И. П. Подласый, кн. 1



если две какие-либо переменные связаны между собой в дина­мическом процессе, то эта связь может быть описана с по­мощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значительно облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи. Не зная последней, невозможно ставить и ре­шать задачи оптимального управления формированием конеч­ного продукта.

Принято считать, что первую в психологии обучения кри­вую взаимосвязи (кривую обучения) построил в конце прошло­го века немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени. С тех пор кривые начинают все шире применяться для описа­ния психологических и дидактических зависимостей (связей), получив общее название кривых обучения. Построить кри­вую — конечная и привлекательная цель каждого дидактичес­кого исследования. Задача очень нелегкая, учитывая специфи­ку педагогики. Ведь для построения кривой необходимо скру­пулезно выполнить экспериментальные исследования, выяс­нить все особенности исследуемой связи. К нынешнему време­ни с помощью кривых обучения удалось описать сравнительно небольшое число дидактических процессов.

Для изучения форм связи между дидактическими фактора­ми и продуктивностью обучения был применен так называе­мый экспериментально-опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возмож­ной форме связи формулируется теоретически, далее накапли­ваются факты и экспериментальные наблюдения, а на заверша­ющем этапе построенные на этом материале кривые взаимо­связей верифицируются опытом (практикой) массового обуче­ния. Сопоставление идеального и реального, теории и практи­ки обеспечивает наиболее высокую вероятность выводов и по­лучение скорректированных (сглаженных) кривых.

Уже отмечалось, что для установления иерархии между фак­торами обучения необходимо иметь общее основание (базис), в качестве которого выступает продуктивность обучения. Необхо­димо такое основание и для построения кривых. Трудно для


этой цели подобрать более емкое образование, чем все та же продуктивность обучения, ради обеспечения которой осуще­ствляется процесс. Таким образом, кривые будут показывать, как влияют различные факторы на продуктивность дидактичес­кого процесса. Венцом научной дидактики станет создание ка­талога дидактических кривых, описание процессов обучения на языке функциональных зависимостей. Работа по выявлению новых кривых и упорядочению уже известных очень оживилась в связи с эффективным решением ряда проблем компьютериза­ции учебного процесса, и можно надеяться, что прогресс в этой области будет развиваться опережающими темпами.

Повторений
 

На рис. 23—27 представлены кривые связей некоторых зна­чимых факторов с продуктивностью обучения. На горизонталь­ных осях (осях X) в большинстве случаев отложены значения, которые «пробегает» фактор. По вертикальным осям (осям У) отложена продуктивность обучения. Анализируя кривые, видим, что они имеют различные углы прилегания к оси X; некоторые из них пологие, другие круто взмывают, быстро достигая макси­мума. О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что сила (степень) влияния факторов различна. Чем ближе кривая «при­жимается» к оси V, тем выше коэффициент корреляции данного фактора с продуктивностью обучения, тем больше последняя зависит от этого фактора. Некоторые кривые имеют гипотети­ческий характер. Все кривые сглажены по отношению к опыт­ным данным и выражают общую тенденцию.

 

Варианты ответов


МСИМаН

10 20 30 Слогов Рис. 23

Т1 Т2 Время Рис. 24




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.