Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как культурный феномен




Базис

Рисунок 3 – Модель системы общественных отношений К. Маркса

 

Совокупность производственных отношений составляет базис, а политические, семейные, религиозные и другие отношения, а также способы осознания этих отношений (идеологии, мораль, право и др.) образуют надстройку, структуры которой по-своему воспроизводят структуру производственных отношений. Саморегуляция системы осуществляется в процессе классовой борьбы, обусловленной противоположностью экономических интересов.

4. Структурный функционализм Талкотта Парсонса. Общество – это такой тип социальной системы, который как система достигает по отношению к определенной среде наивысшего уровня самодостаточности благодаря механизмам контроля над отношениями общества с окружающими средами (физико-органической, природной средой, системой культуры, системой личности) и высокому уровню внутренней интеграции.

Согласно Парсонсу, любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

ü адаптация к окружающей среде (А);

ü саморегуляция: при изменении в окружающей среде в ней должны вырабатываться цели и функционировать механизмы реализации этих целей (G);

ü интеграция элементов системы (I);

ü стабилизация структуры системы, а именно, сложившаяся структура системы должна воспроизводиться согласно латентному (скрытому) образцу (L).

Общество как особый тип социальной системы встроен в более крупную – общую систему действия как показано на рисунке 4. Его основные структурные элементы должны также удовлетворять четырем основным функциональным требованиям: экономика выполняет функцию адаптации, обеспечивая людей средствами существования, политика – функцию целедостижения, обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей, право – функцию интеграции, обеспечивая скоординированность действий людей, образование

 
 

 


Рисунок 4 – Структура общества как социальной системы в общей системе действия Т. Парсонса

 

и семья – функцию поддержания образца, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

Общество понимается в рамках номиналистической традиции как понятие, сконструированное людьми для обозначения формы совместной жизни и являющееся, соответственно частью культуры.

Социальная реальность – это смыслы, которые необходимо не принимать, а понимать. Индивид действует и взаимодействует, ориентируясь не на некие «социальные объекты», а на общезначимую интерпретацию социального мира. Система общезначимой и соответственно объективной интерпретации существует как система общих значений, которая сложилась без участия индивида, но включена в его деятельность как субъективный момент.

Представитель данного подхода Джордж Герберт Мид рассматривал общество как представления, порождаемые взаимодействием между индивидами, стремящимися приспособиться друг к другу, как «обобщенный другой», под которым он понимал организованные установки группы. Поскольку люди постоянно включены в отношения интеракции, общество является конструируемым и постоянно реконструируемым феноменом.

В рамках феноменологической социологии А.Щюца социальная реальность представляется как совокупность объектов социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции.

 

Литература:

1. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – С.3-43

2. Социология: учебник / Под ред. Д.В. Иванова. – М.: Высшее образование, 2005. – гл. 5. – С. 180-200

3. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход// Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - С.341-359

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.