Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной группы




Социальные группы

Лекция 8

1. Понятие социальной группы и ее разновидности.

2. Малая группа и групповая динамика.

3. Лидерство в малой группе.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Данные объединения в социологии определяются как социальные группы.

Социальная группа − совокупность индивидов, характеризующаяся относительной схожестью некоторых характеристик и отвечающая таким признакам как:

Ø Наличие любого типа взаимосвязи.

Ø Целостность – способность общности выступать как самостоятельный субъект социальных действий.

Ø Относительная устойчивость условий жизни, интересов и ценностей, характеризующих общность.

В социологии выделяются следующие разновидности социальных групп:

1. По продолжительности существования:

· стационарные – устойчивы, существуют продолжительный период времени;

· в ременные – быстро распадаются, часто создаются ради одной конкретной цели, по реализации которой прекращают свое существование.

2. По онтологическому статусу:

· реальные − осознаются людьми в качестве существующих, складываются сами по себе, независимо от желания исследователя;

· номинальные – группы, искусственно сконструированные для целей статистического анализа; реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

3. По форме идентификации:

· ингруппа, члены которой воспринимаются человеком как свои, имеющие схожие с ним интересы и ценности;

· аутгруппа, члены которой рассматриваются человеком как чужие.

4. По способу формирования:

· Формальная – группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с групповыми правилами и ролевыми функциями.

· Неформальная − группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий.

5. По степени сопричастности индивида группе:

· Первичная – характеризующаяся устойчивыми, личностными, эмоционально окрашенными отношениями между ее членами.

· Вторичная – группа, характеризующаяся опосредованной совместной деятельностью ее участников ради достижения общих целей.

6. По степени значимости:

· Референтная группа − группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.

· Антиреферентна я группа − группа, поведение и психологию членов которой человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

· Нерефентная группа – группа, интересы и ценности которой не являются для индивида значимыми, но и не вызывают отторжения.

Неустойчивые социальные образования кратковременного действия получили в социологии название квазигрупп.

Квазигруппа − бесструктурное, неорганизованное скопление людей, которое при определенных условиях может превратиться в группу. К ним, как правило, относят:

· Аудиторию − общность людей, объединенную взаимодействием с коммуникатором (читательская аудитория, киноаудитория).

· Толпу – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Наибольший интерес феномен толпы вызывал у исследователей на рубеже XIX-XX веков. В частности, известный французский ученый Густав Лебон выделил основные характеристики, касающиеся психологии толп:

− анонимность, благодаря которой человек в толпе приобретает чувство непреодолимой силы и ведет себя безответственно;

− заразительность, восприимчивость к внушению, легковерие;

− импульсивность и раздражительность;

− преувеличение и односторонность чувств;

− нетерпимость и консерватизм.

· Социальные круги − свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами (коллекционеры, фан-клубы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.