КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просвещение. Западноевропейская литература 18 века
1. II. Западноевропейская литература 18 века
Просветительство — идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Сев. Америке в 17-18 вв., проникнутое духом борьбы против всех порождений феодализма в социально-политических установлениях— монархии, церкви, схоластической псевдонауке, а также в литературе и искусстве. Термин встречается у Вольтера, И. Г. Гер-дера, но утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784). Идеология Просвещения появилась первоначально в Англии в 17 в., где буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах. Но особенно высокого уровня оно достигло во Франции накануне Великой французской революции, охватив своим влиянием широкие круги общества и прежде всего третье соссловие. Важным событием того времени было издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—80), в котором принимали участие Д. Дидро (организатор), Ж. Л. Д'Аламбер, Вольтер, Ш. Л. Монтескье и др. Антифеод,альное и ангикрепостническое настроения питали просвещение в Германии, Испании, Италии, в России, на Востоке, в странах Америки. Просвещение выдвигало идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности. Борьба просветителей против церкви сопровождалась развитием деизма, атеизма, расцветом материализма. Просветители выдвигали на первый план непосредственное изучение природы, развитие техники, в вопросах социальных они полагали, что общественные преобразования могут быть достигнуты посредством убеждения и пропаганды, т.е. просвещения. Многие из них возлагали надежды на просвещенную монархию, и только Ж. Ж. Руссо во 2-й пол. 18 в. начал развивать республиканские идеи. Основной целью просвещения было преодоление с помощью разума тьмы невежества. Эти идеи нашли яркое выражение в философии и художественной литературе, которую просветители считали главным средством воздействия на умы в целях утверждения идей разума и справедливости. Сложившиеся формы жизни просветители рассматривали как результат заблуждений народов или как следствие обмана их властелинами и священнослужителями. Просветители исходили из того, что в обществе, если оно разумно устроено, «естественный» человек становится «цивилизованным». Историческое будущее представлялось просветителям «царством разума». Просветители рассматривали человека как абстрактное родовое существо, отсюда характерная тема «робинзонады», возникшая благодаря роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719), где деятельность одинокого индивида развертывается на необитаемом острове. Эти тенденции сказались на всей худож.ественной лит-ре просвещения. Эволюция идейного содержания и художественных форм 18 в. отмечена такими течениями, как просветительский классицизм (А. Поп, Вольтер), просветительский реализм (Дефо, Г. Филдинг, Дидро, Г. Э. Лессинг), сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Руссо). Просветительский реализм 18 в. отразил подъем буржуазии, ее борьбу против дворянства, что выразилось в выдвижении на первый план героев из демократической среды. Изображение их судеб вытесняет из романа и драмы царственных и высокопоставленных героев. Взамен традиционных конфликтов литературы 17 в. (борьба долга и чувства, страсти и разума) в романе утверждается изображение активной жизни героев, их борьба за существование, за признанное положение в обществе, за материальное благополучие, за утверждение личного достоинства человека из демократических слоев. Интерес английских просветителей к повседневному быту заурядных людей оказал влияние на все европейское просвещение. Так, мещанская драма во Франции (Дидро) и Германии (Лессинг) повторяла английские формы этого жанра (Дж. Лилло, Э. Мур). Если утверждение положительных идеалов в буржуазной драме получилось мало убедительным, то сатирическая комедия (Р. Б. Шеридан в Англии, П. Бомарше во Франции) достигла больших успехов. Просветители внесли в трагедию тираноборческие мотивы («Брут», 1731, Вольтера), и в конце 18 в. в Германии получает большое развитие жанр трагедии («Эмилия Галотти» 1772, Лессинга «Гец фон Берлихипген» 1773, Гете «Разбойники» 1781, и трагедии Ф. Шиллера). Сатира («Путешествия Гулливера» 1726 г. Дж. Свифта, «Кандид, или Оптимизм» 1759 г. Вольтера) беспощадно критиковала пороки не только феодального, но и укреплявшегося буржуазного строя. Филдинг и Т. Смоллетт создали глубоко жизненные образы. Путем мудрого воспитания просветители надеялись сформировать образцового человека с психологией честного добропорядочного буржуа, Между тем наиболее живыми и яркими образами лит-ры просвещения оказались типы, в моральном отношении далеко не безукоризненные: герой плутовского романа А. Р. Лесажа «История Жиль Блаза из Саптильяпы» (1715—35), Ловлас в романе Ричардсона «Кларисса Гарло, или История молодой леди» (т. 1—7, 1747-48). Гармония частной и гражданской активности литературе просвещения не удавалась. Добродетельная развязка в плутовских авантюрах лишена художественной убедительности. С приближением франц. революции усиливаются попытки преодолеть абстрактные нормы моралистики. Так, Дидро показал сочетание в одном и том же персонаже цинизма и острого критицизма («Племянник Рамо» в 1762—1779, изд. 1823), Бомарше — плутовства и сметливости (Фигаро в «Севильском цирюльнике», пост. 1775 г.). Многие художественные открытия немецкой литературы подняли просвещение на новую ступень: трагедия Шиллера «Валлешптейн» (ч. 1—3, 1800), философская трагедия «Фауст» (1808—32). Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1795) и Гёте в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» стремились доказать, что с помощью искусства можно перевоспитать людей, живущих в царстве «нужды и рассудка», создать гармоническое общество. Если раннее и зрелое просвещение видело главную творческую и социально-преобразующую силу в Разуме, то просвещение последних десятилетий 18 в. отмечено выдвижением на первый план в природе человека его эмоциональной стихии — чувства, что получило выражение в литературе сентиментализма и «Бури и натиска». С другой стороны, повышенная эмоциональность казалась многим просветителям противоречащей типу нормального среднего человека, а у личности выдающейся — ослабляющей ее гражданское, общественное сознание. Отсюда преобладание в литературере просвещения прозаических жанров над поэтическими и интереса просветителей к бытовому роману. Нравоописание в литературе 18 в. сочетается с нравоучительностью. Авторы представили живые и конкретные картины современного быта и нравов, яркие социальные типы того времени: нравоописательные очерки Р. В и Дж. Аддисона, породившие подражания в литературе всех стран. Очерки проложили путь реалистическому роману — гавному. достижению просветиельской литературы, получившему блестящее развитие первоначально в Англии, а затем и в других странах. Поэзия нач. 18 в. была рассудочной (Поп, Вольтер), а затем появилась новая лирика, коренящаяся в традициях народной поэзии (Роберт Бернс в Шотландии, Гёте в Германии). Литература просвещения сделала шаг вперед и в теоретической эстетике, и в художественной практике, создав роман воспитания, философскую повесть и сказку, семейную и философскую драму, углубив методы психологического анализа, по сравнению с классицизмом 17 в. приблизив искусство слова к широким демократическим слоям общества.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |