Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение. Западноевропейская литература 18 века




1.

II.

Западноевропейская литература 18 века

 

Просветительство — идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Сев. Америке в 17-18 вв., проникнутое духом борьбы против всех порождений феодализма в соци­ально-политических установлениях— монар­хии, церкви, схоластической псевдонауке, а также в литературе и искусстве. Термин встречается у Вольтера, И. Г. Гер-дера, но утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784).

Идеология Просвещения появилась первоначально в Ан­глии в 17 в., где буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах. Но особенно высокого уровня оно достигло во Франции накануне Великой французской революции, охватив своим влиянием широкие круги общества и прежде всего третье соссловие. Важным событием того времени было издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, ис­кусств и ремесел» (1751—80), в котором принимали участие Д. Дидро (организатор), Ж. Л. Д'Аламбер, Вольтер, Ш. Л. Монтескье и др. Антифеод,альное и ангикрепостническое настроения питали просвещение в Германии, Испании, Италии, в России, на Востоке, в странах Америки.

Просвещение выдвигало идеи буржуазной демократии, общественного про­гресса, равенства, труда на благо общества, свобод­ного развития личности. Борьба просветителей против церкви сопровождалась развитием деизма, атеизма, расцветом материализма. Просветители выдвигали на первый план непосредственное изучение природы, развитие техники, в вопросах социальных они полагали, что общественные преобра­зования могут быть достигнуты посредством убежде­ния и пропаганды, т.е. просвещения.

Многие из них возлагали надежды на просвещенную монархию, и только Ж. Ж. Руссо во 2-й пол. 18 в. начал развивать республиканские идеи.

Основной целью просвещения было преодоление с помощью разума тьмы невежества. Эти идеи нашли яркое выражение в философии и художественной литературе, которую просветители считали главным средством воздействия на умы в целях утверждения идей разума и справедливости. Сложив­шиеся формы жизни просветители рассматривали как результат заблуждений народов или как следствие обмана их властелинами и священнослужителями. Просветители исходили из того, что в обществе, если оно разумно устроено, «естественный» человек стано­вится «цивилизованным». Историческое будущее пред­ставлялось просветителям «царством разума». Про­светители рассматривали человека как абстрактное родовое существо, отсюда характерная тема «робинзонады», возникшая благодаря роману Д. Де­фо «Робинзон Крузо» (1719), где деятельность одино­кого индивида развертывается на необитаемом остро­ве. Эти тенденции сказались на всей худож.ественной лит-ре просвещения.

Эволюция идейного содержания и художественных форм 18 в. отмечена такими течениями, как про­светительский классицизм (А. Поп, Вольтер), просветительский реализм (Дефо, Г. Филдинг, Дидро, Г. Э. Лессинг), сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Руссо).

Просветительский реализм 18 в. отразил подъем бур­жуазии, ее борьбу против дворянства, что вырази­лось в выдвижении на первый план героев из демократической среды. Изображение их судеб вытесняет из романа и драмы царственных и высокопоставлен­ных героев. Взамен традиционных конфликтов литературы 17 в. (борьба долга и чувства, страсти и разума) в романе утверждается изображение активной жизни героев, их борьба за существование, за признанное положение в обществе, за материальное благополу­чие, за утверждение личного достоинства человека из демократических слоев.

Интерес английских просветителей к повседневному быту заурядных людей оказал влияние на все европейское просвещение. Так, мещанская драма во Франции (Дидро) и Германии (Лессинг) повторяла английские формы этого жанра (Дж. Лилло, Э. Мур). Если утвержде­ние положительных идеалов в буржуазной драме получилось мало убедительным, то сатирическая комедия (Р. Б. Шеридан в Англии, П. Бомарше во Франции) достигла больших успехов. Просветители внес­ли в трагедию тираноборческие мотивы («Брут», 1731, Вольтера), и в конце 18 в. в Германии получает большое развитие жанр трагедии («Эмилия Галотти» 1772, Лессинга «Гец фон Берлихипген» 1773, Гете «Разбойники» 1781, и трагедии Ф. Шиллера).

Сатира («Путешествия Гулливера» 1726 г. Дж. Свиф­та, «Кандид, или Оптимизм» 1759 г. Вольтера) беспо­щадно критиковала пороки не только феодального, но и укреплявшегося буржуазного строя. Филдинг и Т. Смоллетт создали глубоко жизненные образы. Путем муд­рого воспитания просветители надеялись сформиро­вать образцового человека с психологией честного добропорядочного буржуа, Между тем наиболее жи­выми и яркими образами лит-ры просвещения оказались типы, в моральном отношении далеко не безукоризненные: герой плутовского романа А. Р. Лесажа «История Жиль Блаза из Саптильяпы» (1715—35), Ловлас в романе Ричардсона «Кларисса Гарло, или История молодой леди» (т. 1—7, 1747-48). Гармония част­ной и гражданской активности литературе просвещения не удавалась. Добродетельная развязка в плутовских авантюрах лишена художественной убедительности.

С приближением франц. революции усиливаются попытки преодолеть абстрактные нормы моралистики. Так, Дидро показал сочетание в одном и том же персонаже цинизма и острого критицизма («Племянник Рамо» в 1762—1779, изд. 1823), Бомарше — плутовства и сметливости (Фигаро в «Севильском цирюльнике», пост. 1775 г.).

Многие художественные открытия немецкой литературы подняли просвещение на новую ступень: трагедия Шиллера «Валлешптейн» (ч. 1—3, 1800), философская трагедия «Фауст» (1808—32). Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1795) и Гёте в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» стремились доказать, что с помощью искусства можно перевоспитать людей, живущих в царстве «нужды и рассудка», создать гармоническое общество.

Если раннее и зрелое просвещение видело главную творческую и социально-преобразующую силу в Разуме, то просвещение последних десятилетий 18 в. отмечено выдвижением на первый план в природе человека его эмоциональной стихии — чувства, что получило выражение в литературе сентиментализма и «Бури и натиска». С другой стороны, повышенная эмоциональность казалась многим просветителям противоречащей типу нормального среднего человека, а у личности выдающейся — ослабляющей ее гражданское, общественное сознание. Отсюда преобладание в литературере просвещения прозаических жанров над поэтическими и интереса просветителей к бытовому роману.

Нравоописание в литературе 18 в. сочетается с нравоучительностью. Авторы представили живые и конкретные картины современного быта и нравов, яркие социальные типы того времени: нравоописательные очерки Р. В и Дж. Аддисона, породившие подражания в литературе всех стран. Очерки проложили путь реалистическому роману — гавному. достижению просветиельской литературы, получившему блестящее развитие первоначально в Англии, а затем и в других странах.

Поэзия нач. 18 в. была рассудочной (Поп, Вольтер), а затем появилась новая лирика, коренящаяся в традициях народной поэзии (Роберт Бернс в Шотландии, Гёте в Германии).

Литература просвещения сделала шаг вперед и в теоретической эстетике, и в художественной практике, создав роман воспитания, философскую повесть и сказку, семейную и философскую драму, углубив методы психологического анализа, по сравнению с классицизмом 17 в. приблизив искусство слова к широким демократическим слоям общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.