КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генри Филдинг
4. Джонатан Свифт 1. Какие художественные образы творчества Свифта для вас наиболее яркие и какие, с вашей точки зрения, вполне могут быть воплощены сегодня в театре или кино? 2. Как имена героев «Сказки о бочке» Петр, Мартин, Джек способствуют развитию главной идеи текста? Прокомментируйте слова Вольтера: «Свифт хорошо высек братьев, но розги были столь длинны, что задели и отца». 3. Как «Путешествие Гулливера» соединено с современной Свифту философией, идеологией и европейской политикой? 4. Почему «Путешествие Гулливера» популярно в наши дни и неоднократно экранизируется? Только ли в социальной критике причина? 5. Какие сценографические детали вы бы придумали, если бы ставили «Путешествие Гулливера»? (1707-1754) Филдинг — творец человеческой природы в прозе. Байрон По недостоверной генеалогии, род Генри Филдинга восходит к Габсбургам — «фамильные» черты находят в его единственном изображения, сделанном рукою знаменитого мастера сатирического бытового жанра Уильяма Хогарта (правда, уже после смерти писателя). Во всяком случае, графы в родне были, сам же Филдинг принадлежал к захудалой семейной ветви. Его отец дослужился до генерала. По материнской линии Филдинг происходил из сомерсетских джентри (средних и мелких дворян, приспособившихся к развитию капитализма). В усадьбе Шарлем-парк близ Гластонбери и родился будущий писатель. Прослеживая жизненный путь Филдилга, мы будем постоянно присутствовать при борьбе в нем противоречивых начал: поединке между повесой и ученым, накопителем и расточителем, художником классической выучки и балаганщиком, атлетом и эстетом. Фидцингу были присущи усердие, трудолюбие, тяга к знаниям — и в то же время какая-то самозабвенная непрактичность, аристократические замашки; ведь его семья свято верила в свое королевское происхождение, и в пользу такой родословной впоследствии засчитывался римский нос, высокий рост, плотное сложение и внушительный вид писателя. Когда Генри исполнилось 11 лет, умерла его мать. Отец, протестант, женился на вдове с двумя детьми, католичке — все это напоминало сюжет викторианского романа. За юного Филдинга начали великую семейную тяжбу бабушка и отец. Генри будет уже юношей, когда судебная баталия завершится в пользу бабушки. В 1719 году Филдинг — унылый подросток, лишенный семьи, враждующий с мачехой. Перед ним — не открытая дорога, как перед его будущим героем, «найденышем» Томом Джонсом, а привилегированная тюрьма под названием Итон, где царит спартанский дух и истово изучают классиков, где юношей подавляют убогие санитарные условия и ничем не сдерживаемое рукоприкладство. Здесь, среди будущих композиторов, политиков и философов, юный Филдинг толковал Гомера и Овидия, декламировал Демосфена и Цицерона, сам писал стихи на древнегреческом языке. Отсюда не раз совершал побеги, в том числе 18-летним выпускником вместе со своей «невестой», 15-летней Сарой Эндрю. Это первое амурное приключение Филдинга имело комическую развязку: беглецов поймали, а дядюшка и опекун невесты наняли деревенского парня «поколотить» влюбленного. Раздосадованный любовник прибил к стене дома обидчика следующее заявление: «Настоящим довожу до вашего сведения, что Эндрю Такер и его сын Джон шуты гороховые и жалкие трусы. Собственноручно подписал Генри Филдинг». Филдинг оставляет Итонский колледж в 1724 или 1725 году. Его местопребывание в 1726 и 1727 годах покрыто мраком неизвестности. Затем объявляется в Лондоне, но уже в 1728—1729 годах он учится на филологическом факультете Лейденского университета в Голландии (на втором году учебы оставляет университет из-за отсутствия средств), после чего возвращается окончательно в Лондон, где оказывается, по его собственным словам, перед выбором: «стать наемным извозчиком или наемным писакой». Творческий путь Филдинг начал как поэт и драматург. В конце января 1728 года крупнейший лондонский издатель выпускает его сатиру «Маскарад», адресованную «Графу Х-д-г-р-у» (популярному в те годы либреттисту и оперному постановщику, устраивавшему в дни, когда не было опер, маскарады с девяти вечера до семи утра) и подписанную знаменательным псевдонимом: «Лемюзл Гулливер, поэт-лауреат короля Лилипутии». Текст сопровождался хогартовской гравюрой «Маскарады и оперы». К тому же еще до отъезда из Лондона в 1728 году на сцене театра Дрюри-Лейн была поставлена первая комедия Филдинга «Любовь под разными масками» — чисто любительский, во многом подражательный опыт. По возвращении он стал писать для театра профессионально. Его драматургическая деятельность продолжалась неполных десять лет; в 1737 году свет рампы увидела последняя пьеса Филдинга — сатира «Политический ежегодник за 1736 год». Всего он, лично и в соавторстве, написал 26 пьес — немало для человека, чье имя украсит мировую литературу по разряду прозы (для сравнения, шекспировский Канон - это 37 пьес): среди них несколько комедий нравов, единственная в его творчестве «серьезная комедия» или «мещанская драма» - «Современный муж» (1732), основную же массу составили фарсы, бурлески (музыкальные пьесы грубовато-комического характера), «балладные оперы» и политические сатиры. В фарсах Филдинга выведена целая галерея «героев дня»: пустой светский щеголь, недоучка студент, засидевшаяся в девицах провинциалочка, соблазняемая блеском городской жизни, отвратительнейшие из породы «педантов» — ханжи и лицемеры всех мастей. В отличие от демократического фарса, бурлеск предполагал в зрителе известную культуру: «Трагедия трагедии, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик» (1731) Филдинга на две трети — причудливое смешение цитат из самых разных источников. Но автор удивительно хорошо вышел из положения: героем бурлеска он сделал героя сказки, и от пьесы получали удовольствие и партер и галерка — каждый в меру своих возможностей. В отличие от традиционных фарса и бурлеска, целиком достоянием века были «балладная опера» и политическая сатира. Классический образец — «Опера нищего» Джона Гея, сочетавшая литературно-музыкальную пародию с политической сатирой. Поразительна художественная чуткость Филдинга, уже в 1731 году поставившего «Валийскую оперу, или У жены под башмаком» (позднейшее название «Опера Граб-стрит»), где в полный голос зазвучали политические обертоны «ньюгетской (то есть тюремной) пасторали». В сатирах же «Пасквин» (1736) и «Исторический ежегодник», используя приемы комедии-репетиции («театра в театре»), Филдинг в открытую развернул действие под знаком, «Все продажны, все подкупны». В 1737 году, под нажимом потерявшего терпение премьера Роберта Уолпола, парламент утвердил закон о театральной цензуре. «Филдингу таким образом был закрыт путь Мольера и Аристофана, — скажет полтораста лет спустя Б. Шоу. —... Он избрал путь Сервантеса — и с той поры английский роман становится гордостью мировой литературы, а английская драма ее позором». Отойдя от драматургии, Филдинг определился в юридическую корпорацию Средний Темпл и три года изучал юриспруденцию — она и стала его профессией. Однако его разящее перо недолго оставалось в бездействии. Филдинг-публицист — приметная фигура в начале 1740-х годов. Романистом он стал едва ли не случайно, сочинив «Шамелу» (опубликованную анонимно) — пародию на роман С.Ричардсона «Памела». Поднаторев в искусстве бурлеска и язвительного пересмешничества, он не оставил живого места на самовлюбленной и расчетливой буржуазке, обнажив торгашескую подоплеку ее показного целомудрия. Как пародия на «Памелу» был задуман и роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742). С этого времени он признанный писатель. Стремительность и сила его роста изумляют. Вот примерная хроника его тогдашних трудов: поздней осенью 1741 года он начал «Путешествие в загробный мир и прочее» (1743); но в декабре вышла вторая часть «Памелы» Ричардсона, и Филдинг, отложив «Путешествие», сел за «Джозефа Эндруса» и в феврале 1742 года выпустил роман в свет; весной 1742 года он продолжает работать, над «Путешествием», но летом опять оставляет его и принимается за «Историю жизни покойного Джонатана Уайлда Великого» (1743), тогда же объявив о намерении издать по подписке трехтомник своих сочинений, который и появляется в апреле 1743 года с незавершенным «Путешествием». Хотя все три вещи писались как бы одновременно, совершенно ясно, что «Путешествие» и «Джонатан Уайлд» неотрывны от публицистики и драматургии Филдинга 1730-х годов, а «Джозеф Эндрус» — роман-первенец, предвестье зрелого Филдинга. И говорить о них нужно в такой последовательности: «Путешествие» — «Джонатан Уайлд» — «Джозеф Эндрус». Литературным источником «Путешествия» стали «Разговоры мертвых» и «Правдивая история» Лукиана из Самасаты (ок. 120 — ок. 190), а шире — мениппова сатира (по имени древнегреческого философа и писателя-сатирика III века до н.э. Мениппа), в которой его привлекли отказ от жизненного правдоподобия, свобода вымысла, тасующего в одном сюжете век а и стр а ны и устраивающего самые неожиданные встречи (в том числе, автора со своими героями), резкая смена положения героя (падение — возвышение), явление истины в парадоксальном облике (добродетельный грабитель, например). Из более поздних образцов жанра Филдинг учитывал «Сновидения» (1627) испанского писателя Ф.Кеведо-и-Вильегаса (1580—1645), английские сатирико-нравоучительные эссе в духе Р.Стиля и Дж.Аддисона (несколько «новостей» с того света появилось и в их «Болтуне»), «Путешествия Гулливера» (1726) Дж.Свифта (островок Глаббдобдриб, иначе — остров чародеев или волшебников). Смысл загробного путешествия у Филдинга состоит в том, что духи, недостойные блаженства, возвращаются из потустороннего мира на землю, дабы в новой жизни искупить прегрешения прежней. Редко кому это удается сразу. Например, горемычный император Юлиан Отступник перевоплощался 19 раз: он начал рабом в конце IV века, а кончил учителем танцев в середине XIV века. Кому был интересен в Англии XVIII века Юлиан? Вероятно, Филдингу было достаточно того, что в расхожем представлении Юлиан был лицемер и притворщик. Каждая глава, рассказывающая об очередном воплощении Юлиана, это его новая роль, «характер», данный в форме популярных повествовательных жанров. Тогдашние авантюрные, криминальные, галантные романы, как заимствованные из Франции, так и национального происхождения, — это, по большей части, «жизнеописания» от первого лица с непременной «моралью». Таковы они и здесь, но написанные чрезвычайно компактно. В совокупности они дают «обозрение» эпохи, это парад ее пороков, ее типов. При известном запасе жизненных впечатлений «обозрение» уводило в дурную бесконечность, и автор на скорую руку мотивировал обрывочность сочинения ссылкой на то, что по небрежности дарителя многое в рукописи утрачено. При этом читатель получил — пусть фрагментарно — историю Европы за целое тысячелетие. Вслед за «Путешествием» в «Джонатане Уайлде» центральной также стала тема извращенного величия и неотвратимости судьбы. Джонатан Уайлд — реальное лицо. Укрыватель краденого и организатор преступной шайки, он был повешен в 1725 году. Казнь Уайлда, собравшая огромную толпу, породила целую литературу о нем. Две его биографии написал Д.Дефо. В Уайлде поражало сосуществование закоренелого злодея, и респектабельного, делового человека. Удивительно и другое: с начала 1720-х годов неуклонно восходила звезда Уолпола, и проницательные умы скоро заметили определенные совпадения в методах его правления с «практикой» Уайдда (подкупы, взятки, расправа с неугодными, беззастенчивый цинизм). Исподволь, вызревала аллегория, по которой государственное правление, осуществляемое известными методами, и дела преступного мира суть одно и то же. «Джонатан Уайлд» Филдинга написан в жанре сатирической биографии. Именуя низость безмерно падшего человека «величием» и соответственно перестроив всю шкалу оценок, Филдинг создал символ продажности и бесчестия. В шайке те же законы, что и в мире официальном, время разбойничьей вольницы миновало. Мы не располагаем авторскими признаниями, но, думается, Филдинг должен был любить этого героя. Ведь Уайлд — движитель интриги, и Филдинг возжигает от него не только сатирические молнии, но и просто комические шутихи. Вопрос об «исправлении» Уайлда даже не возникает, он само воплощение зла, и антиподом его выступает, естественно, воплощение добра — его бывший школьный приятель, ювелир Хартфри. Своей образцовостью он давно раздражает критиков, отказывающих ему вправдоподобии. Но важнее альтернатива: обыкновенный человек, не герой, Хартфри устоял против зла, явив то обыкновенное величие, которое не надо ставить в кавычки или определять как «ложное». При этом радужный финал не отменяет Уайлда и его страшной правды. В происхождении романа «Джозеф Эндрус», как было сказано, обычно видят литературный казус: начавшись как пародия на «Памелу», он перерос первоначальный замысел и стал творческим опровержением Ричардсона. Однако не следует преувеличивать пародийных намерений Филдинга в связи с романом Ричардсона, тем более, что сам автор так объявил натитуле книга: «Написано в подражание манере Сервантеса, автора «Дон Кихота». Филдинг «подражал» Сервантесу-эпику, гордо, сознавая при этом новаторское значение своего предприятия: «...литература того рода, в котором до сей поры никто еще, насколько я помню, не пытался писать на нашем языке». Пастор Адамс, бредущий в Лондон искать издателя для своих проповедей, и вывел «комический роман» на эпический простор. Чего ожидать от Джозефа, озабоченного лишь сохранением целомудрия? Только героического поведения в альковных сценах. А пастор указывает читателю на дорогу, кишащую людьми, которые обирают постояльцев, грабят кареты, помогают страждущему, обижают безответного — разнообразно живет дорога! Роман оставляет впечатление шумной многолюдности, хотя действующих лиц в нем меньше, чем в «Памеле» (соответственно, 81 и 134), не говоря уже о «Дон Кихоте» (669). Адамс здесь главный герой, и, конечно, несправедливо, что для краткости роман традиционно называют другим именем. В отличие от Дон Кихота, он не беззащитен в мире дикости и произвола: если не действуют увещевания, в дело вступают последние аргументы — пара кулаков и суковатая палка. Он поборник активной помощи, фанатик добрых дел. От него берет свое начало линия «филантропов» в английском романе. На этом бурлящем жизнью фоне Джозеф и его возлюбленная Фанни проходят тенями, они условны, и так же условно благополучна их судьба: благодетельный случай возвращает героям настоящих родителей(Джозеф оказывается дворянином). Все это, пожалуй, сказочно, но герои имели право на простое никого не задевающее счастье, они доказали, что умеют постоять за него, — и хорошо, что они его получили.Новаторство романа не в сюжете, пародирующем расхожие мотивы тогдашней беллетристики: в ряду современных ему прозаиков Филдинг единственный осознал необходимость теории романа (отсюда и его титул одного из отцов-основателей жанра) и сделал подступы к ней в первых главах «Джозефа Эндруса». Окончательное оформление его эстетическая программа просветительского романа обретет во вступительных главах к «Истории Тома Джонса, найденыша» (1749). Филдинг не потому отстаивал законность «комического романа», что комическим по преимуществу было его дарование: под «комическим» в терминах привычной ему классицистической поэтики, он разумел сугубо человеческое, земное, обыденное, то есть,он ратовал за демократическое содержание искусства. «История Тома Джонса-найденыша» — вершинное творение Филдинга, совершенна его архитектоника, искуснейше выстроена интрига, переплетенная с реальными историческими событиями, год-другой назад сотрясавшими Англию (якобитское восстание). За время после «Джозефа Эндруса» Филдинг далеко ушел в искусстве создания многомерной жизни. Том Джонс — не ходячая добродетель вроде Джозефа, прекрасные душевные задатки не мешают ему совершать (хотя и с наилучшими намерениями) вполне предосудительные поступки. Эти издержки переполняющих его сил и не очень строгой нравственности тогда же восстановили против героя (и автора, разумеется) записных моралистов, от чьего лица в романе представительствует сводный брат Тома пакостник Блифил и его достойные наставники Тваком и Сквейр. Но даже недруги романа сошлись на том, что его героиня Софья Вестерн теплее и обаятельнее самой Клариссы (второй роман Ричардсона был неостывшей новинкой, и Филдинг, кстати, высоко его оценил). Если в образе Тома принято находить некоторые черты самого автора, то его суженой, по отзывам друзей и близких, Филдинг любовно передал очарование и прелесть своей жены Шарлотты, умершей в 1744 году. Вторым браком (1744) он женился на собственной экономке, ставшей преданной супругой и помощницей, облегчившей ему последние, мучительные годы жизни. Напряженная с молодых лет литературная работа, многотрудные обязанности мирового судьи (с 1748) и основателя городской полицейской службы, социально-реформаторская деятельность (политические памфлеты, обличающие в числе прочего коррупцию политиков и власть чистогана; трактаты об устройстве работных домов, об искоренении игорного бизнеса и т.п.) и, что греха таить, небережный к себе образ жизни — все это подкосило здоровье Фиддинга. Закономерно, что в его последнем романе «Амелия» (1752) комическое начало приглушено; в авторе возобладал моралист самой суровой складки. От любовных интриг Филдинг впервые перешел к изображению семейной жизни, как бы разомкнув финалы своих прежних романов, где все кончалось свадьбой. Бойкий характер Тома причинял страдания, как правило, тем, кто этого заслуживал; здесь же непутевый капитан Бут огорчает любящую (и любимую!) жену. Непривычно звучат в романе нотки меланхолии, болезненной рефлексии. Все это могло быть обещанием дальнейшего развития — в сторону психологического романа. Однако на «дальнейшее» уже не оставалось времени. «Дневник путешествия в Лиссабон» писался на борту «Королевы Португалии» в июле-августе 1754 года. По совету врачей Филдинг был вынужден срочно сменить климат. Путешествие продолжалось 50 (!) дней. Ограниченный в своих действиях обстоятельствами (кругом море) и нездоровьем, автор вынужденно предается размышлениям, самоанализу, наблюдениям. Под его пером обретают новую жизнь и капитан корабля, и его племянник — «сухопутный капитан», и чета содержателей прибрежного трактира. Филдинг, безусловно, сознавал отчаянность своего положения, и, однако, сколько в этой книге выдержки, достоинства, внимания к близким, терпящим с ним тяготы пути! Примечательна и спокойная, пророческая уверенность писателя в том, что и после смерти, «когда эта небольшая комната, где я сижу в настоящую минуту, сменится еще более убогим помещением, меня с уважением будут читать люди, никогда меня не знавшие и не видевшие и которых я никогда не узнаю и не увижу». Генри Филдинг умер в Лиссабоне 8 октября 1754 года и там же похоронен. На его надгробном камне высечена велеречивая латинская эпитафия, но лучшее слово о нем скажет столетие спустя автор всемирно известной «Ярмарки тщеславия» Уильям Теккерей, прочтя предсмертную книгу великого писателя: «Мужественный англичанин Генри Филдинг». Пользуясь прочитанным о Филдинге текстом и лекцией преподавателя, ответьте на вопросы:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |