КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мари Франсуа Аруэ де Вольтер
8. (1694-1778) В конце 60-х годов XVIII века в одно из французских почтовых отделений принесли письмо. Без адреса. Без имени адресата. Только обращение — но какое! «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества, историку королей, панегиристу героев, верховному судье в делах вкуса, покровителю искусств, благодетелю талантов, ценителю гения, бичу всех преследователей, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, примеру для подражания богатым людям, опоре для людей нуждающихся, бессмертному образцу всех высших добродетелей». Просвещенные почтовые чиновники немедленно отправили письмо Вольтеру — к кому же еще могли относиться столь громкие эпитеты? Все духовные искания XVIII века пронизывали две взаимосвязанные тенденции: освобождение разума, почувствовавшего свою зрелость и силу от пут церковных догматов, и страстные поиски нового, не навязанного извне авторитета. Воплощением этих исканий суждено было стать Мари Франсуа Аруэ, принявшему в 1718 году псевдоним де Вольтер. Он родился в Париже в семье нотариуса. Отношения с отцом не сложились, и позднее Вольтер даже утверждал, что был сыном некою Рошбрюна, военного и литератора, принадлежавшего к древнему дворянскому роду. Настоящий отец, нотариус, избрал для своего отпрыска традиционную стезю — образование в иезутском коллеже Людовика Великою, который юный Аруэ посещал с 1704 по 1711 год, а затем изучение права. Но молодой человек пошел против воли отца. Он предпочел заняться стихосложением, изрекать парадоксы, смеяться над условностями и предаваться удовольствиям. Почти год, проведенный в Бастилии, куда он попал за сатиру на герцога Орлеанского, регента Франции — и тот не избавил Мари Франсуа от смешливости и литературных амбиций. Первая из его известных работ, пьеса «Эдип», была поставлена в 1718 году. Длинная же эпическая поэма «Генриада» (172S) укрепила литературную репутацию Вольтера. Уже в этой поэме о событиях времен гугенотских войн, предшествовавших воцарению Генриха IV, зазвучала критика религиозного фанатизма и королей-деспотов. Ссора с шевалье де Роганом дала Вольтеру почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Избитый лакеями де Рогана, порвавший с «друзьями»-аристократами, вновь посаженный в тюрьму и в конце концов высланный в 1726 году из Парижа — так начинает он новый этап своей жизни. Два с лишним года, проведенные затем в Англии - стране конституционной монархии, — упрочили его приверженность к политической свободе, религиозной терпимости и склонность к философским раздумьям. Свои либеральные убеждения Вольтер выраА в «Философских письмах», вышедших в 1733 году на английском, а в 1734-м – на французском языке. «Философские письма» идеализировали английские учреждения, английскую мысль и в самых мрачных тонах рисовали состояние общественных институтов и умов во Франции. Французское правительство издало приказ об аресте автора, а сама книга по приговору Парижского парламента была сожжена. Чтобы избежать новой тюрьмы, Вольтер вынужден был отложить возвращение в Париж. Более десяти лет он прожил со своей возлюбленной, маркизой дю Шатле, в ее замке Сирей-сюр-Блэз в Шампани. Оба с увлечением предавались не только «науке страсти нежной», но и естественным наукам, а также метафизическим размышлениям и библейской критике. Они часами работали в собственной лаборатории и посылали отчеты о своих опытах в Париж, в королевскую Академию. Сотрудничество Вольтера и мадам дю Шатле продолжалось и после окончания их любовной истории. Годы, проведенные в Сирее, оказались весьма плодотворными в творчестве Вольтера: он создал там трагедии «Альзира, или Американцы», «Фанатизм, или Пророк Магомет», трактат «Элементы философии Ньютона», большую часть исторического труда «Век Людовика XIV». Приобретенные за это время познания побудили Вольтера более настойчиво искать рациональное объяснение природных и социальных явлений. Воинственный скепсис сирейского периода проявился в знаменитой поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (1735). Вольтер не побоялся использовать столь дорогую французам легендарную историю Жанны д'Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, будто Жанна была послана Богом, о ее видениях и чудесах, Вольтер представил именно эти стороны предания в смешном виде. Так, святой Дени у него в поэме спускается с небес, чтобы поговорить с Жанной на героико-комическом арго, достойном вольтеровских персонажей. Искушающий Жанну демон предстает в образе грубого и грязного осла. Достается и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру, разумеется, претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, а затем сумела передать этот, настрой, королю иармии. Трагическая смерть Орлеанской Девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов- инквизиторов. В 1744 году началась краткая и неудачная карьера Вольтера-придворного. Благодаря своим литературным и научным трудам, а также ходатайствам влиятельных покровителей он был назначен придворным историографом Франции, а вскоре получил и кресло в Академии. Как ни стремился Вольтер защитить королевскую власть от той опасности, которую, по его словам, представляли реакционные и корыстолюбивые знать и духовенство, ему так и не удалось снискать расположение короля, перед которым знаменитый уже писатель заискивал, проявляя обычные человеческие слабости. Холодность Людовика XV, смерть маркизы дю Шатле в 1749 году и другие тягостные обстоятельства привели к тому, что Вольтер почувствовал себя лишним во Франции и принял приглашение прусского короля Фридриха II, ко двору которого он прибыл в 1750 году. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась много раньше — с восторженного письма молодого кронпринца. Позже они несколько раз встречались. Рассчитывая на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер надеялся прижиться в Пруссии. Однако с близкого расстояния ему открылись в «просвещенном монархе» двуличие и деспотизм, эгоизм и циничность, заставившие их расстаться. После долгих странствий Вольтер отправляется в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он приобретает небольшое имение, которое называет Делис — Отрада. Здесь Вольтер начинает писать для «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера, сперва — статьи по теории литературы и краткие определения различных терминов. В статье «Прелюбодеяние» он не упустил случая высмеять католических и иудейских теологов. Ревностным энциклопедистом Вольтер стал после 1756 года, когда Д'Аламбер посетил его имение. Он предложил для «Энциклопедии» несколько смелых статей. Так, в статье «История» он выразил сомнение в достоверности многих, исторических сказаний, в том числе преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство» намекал на то, что христиане, как правило, не меньшие идолопоклонники, чем нехристиане. Именно Вольтер поддержал Д'Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева», где похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали как критиА французской действительности, а кальвинистские пасторы Женевы были представлены почти как деисты, что, разумеется, не соответствовало истине. Статья вызвала решительный протест самих пасторов и Женевского университета, швейцарские друзья «Энциклопедии» оказались в затруднительном положении и также признали статью неудачной. В 1758 году Вольтер решил надежно защитить себя от ярости духовенства Женевы. Он приобрел поместье Ферней и арендовал поместье Турней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. Здесь Вольтер принимал гостей со всей Европы. Став чрезвычайно богатым человеком, он наконец-то мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от высокопоставленных лиц, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений; поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 году годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного их богатейших людей Франции. Даже после того, как ему перевалило за 65 лет, он продолжал отправлять сотни писем и выпускать множество литературных и философских произведений. Среди них — «Кандид, или Оптимизм», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь», «Простодушный», «Вопросы об «Энциклопедии». Обладая резиденциями по обе стороны французской границы, Вольтер чувствовал себя в относительной безопасности и действовал гораздо свободней, чем прежде. Он поддержал борьбу простых женевцев за расширение избирательного права и против религиозной нетерпимости. Наибольшую известность приобрело участие Вольтера в защите доброго имени тулузского протестанта Жана Каласа, четвертованного и сожженного за будто бы совершенное им убийство собственного сына, который якобы собирался перейти в католичество. Горячо защищал Вольтер репутацию и юного шевалье де ла Ае, казненного по доносу о святотатстве — у него, в частности, нашли «Философский словарь» Вольтера. Выступая, как и многие, против религиозного фанатизма, Вольтер имел по сравнению с другими одно преимущество: его не могли не услышать. Вот несколько строк из его письма Д'Аламберу по поводу дела шевалье де ла Ае: «Не понимаю, как мыслящие люди могут жить в стране обезьян, которые так часто превращаются в тигров. Что касается меня, то мне стыдно жить даже на границе. Поистине настало время порвать прежние связи и вынести за пределы страны омерзение, которым мы проникнуты». Кто в Европе, во всяком случае, из просвещенной элиты, не знал призыва Вольтера «Раздавите гадину!» против могущественной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его фраза: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать». Он не призывал отказаться от религии вовсе — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа. Когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил последний раз повидать Париж. В феврале 1778 года патриарх французского Просвещения прибыл, в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» в «Комедии Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Все это оказалось ему не по силам, и спустя три месяца он скончался. Даже своей смертью Вольтер, на сей раз помимо своей воли, нанес удар по католицизму. Деизм философа был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную и законы ее развития (далее он не вмешивается в жизнь природы), но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, резко отличается от бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, как тело еретика, выбросили на городскую свалку, и формально исповедовался перед смертью. Архиепископ Парижский Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции вызвало справедливое негодование и способствовало дальнейшему подрыву авторитета церкви. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 году и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне. Фернейский мудрец имел столь сильное влияние на современников, что XVIII столетие порой и сейчас называют веком Вольтера. Повальное увлечение Вольтером, его произведениями действительно было одной из характерных черт эпохи. В России, где Екатерина 11 даже решила создать в Царском Селе копию Фернея, мода на великого просветителя, получившая наименование «вольтерьянства», ставила превыше всего здравый смысл, который позволял себе насмешки над всем и вся. Вольтер утверждал в свое время, что даже самый гениальный философ не в состоянии изменить нравы обитателей своего квартала. Так ли оказалось на деле? В XVIII веке повсюду, даже в твердынях католицизма, к власти пришли просвещенные министры — Помбал в Португалии, Аранда в Мадриде, Тануцци в Неаполе, Тийо в Парме. Они изгнали иезуитов и оказали сопротивление папской власти. Католическая церковь, похоже, превращалась в мозаику национальных церквей, догмы которых упрощались, а духовенство переходило в подчинение государству. Разумеется, светские власти, наступая на церковь, в последнюю очередь заботились о гуманизме — и Вольтер это понял. Однако после того, как революционная буря в Европе улеглась и католицизм возродился, выяснилось, что некоторые религиозные предрассудки и безоговорочный авторитет католической церкви безвозвратно канули в прошлое. Веротерпимость стала постепенно нормой политики католических правительств. Даже люди религиозные смогли благодаря Вольтеру освободиться от нелепого суеверия и обскурантизма. Очевидный пример тому — развитие библейской критики на протяжении XIX века. Вольтер многое сделал для опровержения априорного оптимизма, считая, что в мире нет и не может быть гармонии. Вспомним знаменитое «Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров!» незадачливого философа Панглоса, над нелепым оптимизмом которого Вольтер так иронизировал в «Кандиде». Однако неверно было бы утверждать, что смех и скептицизм Вольтера лишь разрушали. Ему принадлежит немалая заслуга в формировании нового типа личности — активной, предприимчивой, устремленной в будущее, стремящейся к личному и общественному благосостоянию. Желание «возделывать наш сад» стало лейтмотивом новой эпохи. Конечно, опыт Французской, революции показал, что Вольтер и другие просветители несколько переоценили роль разума и образования. Они придавали слишком мало значения многовековым традициям и инстинктам и слишком много — индивидуальному интеллекту. Однако в основе этих заблуждений лежала благородная надежда на совершенствование человеческого рода. Поразмышляйте над текстом:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |