КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жан Жак Руссо
10. Денни Дидро 1. Какой тип философского диалога использует Дидро в повестях и статьях и почему?
2. Почему диалог об актере Д. Дидро называет «Парадокс об актере»?
3. Что такое сенсуализм и как с ним связано название пьесы Дидро «Хорош он или плох»?
(1712-1778) «Ей рано нравились романы Они ей заменяли все. Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо» Вот ведь каких несхожих писателей читала героиня А-С. Пушкина: тишайшего автора«Памеллы» и предшественника Французской революции сочинителя «Новой Элоизы». Примечательно, что где-то в российской глубинке, в поместье, где росла Татьяна Ларина были хорошо известны эти книги. Надо думать, что Татьяна не имела никакого представления о многообразной литературной деятельности Руссо, и его «Общественном договоре» и других публицистических трудах.. Она читала романы. А выдающимся художественным открытием в XVIII веке был роман в письмах. Читатель словно держал в руках не историю вымышленных героев, а пачку подлинных писем, предназначенных, может быть, не для печати, а для одного единственного лица — их адресата. Характерно, что и Ричардсон и Руссо называли себя не авторами, а издателями На титульном листе «Новой Элоизы» так и было написано: «Собраны и изданы Ж.Ж. Руссо». Более того, он снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниями, в которых дает оценку тем или иным поступкам или суждениям героев. От этого впечатление, что Руссо лишь печатает и комментирует письма, становится еще сильнее «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) — большой роман (163 письма), отмеченный высоким накалом чувств. Руссо недаром считается основоположником сентиментализма в европейской литературе. Если до него просветители объявляли Разум главным критерием человеческой деятельности, то Руссо видел достоинство и главную заслугу личности в ее способности чувствовать. Он писал о «золотых россыпях человеческого сердца». В наши дни понятие «сентиментальный» приобрело почти негативную окраску. Во времена же Руссо это понятие воспринималось как философское, идеологическое. В этом смысле роман Руссо был шагом вперед по сравнению с сочинениями Ричардсона, в основе своей довольно рассудочными. Содержание романа Руссо внешне несложно. В богатом дворянском доме барона д'Этанжа появляется скромный учитель Сен-Пре. Проходит немного времени, и его знатная ученица начинает проявлять интерес не столько к наукам, которые ей преподают, сколько к самому учителю. Он держит себя строго, сдержанно, но Юлия сама находит повод и средства, чтобы выразить свое расположение к нему, и вскоре наступает час признания. Вот что Сен-Пре пишет Юлии после того, как она его впервые поцеловала, «Что ты сделала, ах, что же ты сделала, моя Юлия! Хотела наградить меня?,вместо этого — погубила. Я охмелел, вернее, я обезумел. Все чувства мои в смятении, ум помутился из-за твоего смертоносного лобзания. И этим ты хотела облегчить мои муки? Жестокая! Ты сделала их еще нестерпимей. Из уст твоих я испил яд; он волнует, зажигает кровь, убивает меня, и твое сострадание грозит мне смертью». Сегодня этот стиль кажется слишком выспренним, даже неестественным, но он неотделим от эпохи, его породившей. И тогдашние читатели и читательницы верилиавтору, понимали его и героя. Нельзя не признать, что нынешний читатель живет в эпоху известной девальвации чувств, и ему трудно представить себе реально такой волнующий поток переживаний, И еще одно обстоятельство важно: герой романа — человек скромного происхождения. Простого учителя не могло не ошеломить, буквально свести с ума то, что его удостоила вниманием девушка из высшего круга. И в этомсостоит демократический пафос романа. Плебей Руссо бунтует против всякого социального неравенства. Он писал однажды: «Я ненавижу знатных, я ненавидел бы их еще больше, если бы меньше презирал». В первой и второй частях романа развертывается история любви двух молодых людей. Их письма друг к другу и к близким друзьям волновали и продолжают волнован, читателя, раскрывая перед ним все оттенки чувства, сложное сплетение переживаний. Искусно подводит писатель к кульминации отношений героев. Поразительно письмо Юлии, где она подробно излагает свой план свидания и даже весьма серьезно пишет о смертельной опасности, которая подстерегает их во время встречи. Читатель может по-разному расценить эти слова Юлии: может быть, она все преувеличивает и страхи ее необоснованны? Ну, а если в самом деле появится грозный отец? И кто поручится, что он не возьмется за оружие против того, кого сочтет соблазнителем своей дочери? И тут звучат слова Юлии, исполненные отчаяния и мужества: «Помни еще и о том, что тебе не придется проявлять храбрость, забудь о ней и думать. Решительно запрещаю тебе брать для самозащиты оружие, даже шпагу, — она тебе ничуть не нужна, ибо вот что я придумала: если нас застанут, я брошусь в твои объятия, крепко обовью тебя руками и приму смертельный удар, чтобы уже не расставаться с тобою навеки. И, умирая, я буду счастлива, как никогда в жизни». (Письмо LIII). Это одно из самых волнующих писем романа. Оставляя Сен-Пре безоружным, Юлия обещает ему самую большую защиту: она обнимет его и спасет от удара. Если говорить о сентиментальности романа, то здесь она мужественна и величественна. Однако вскоре назревает трагедия. Тайна отношений между молодым человеком и Юлией становится известной отцу Попытки его друга заступиться за Сен-Пре и доказать отцу, что это достойная партия для его дочери, только больше обостряют конфликт. Возникает мысль тайно обвенчаться, уехать в Англию, но Юлия не может согласиться на это. Сен-Пре вынужден отправиться сначала в Париж, а затем в более длительное заморское путешествие. Тем временем в доме барона д'Этанжа появляется его 50-летний друг Вольмар, которому он давно обещал свою дочь. И Юлия становится его женой. Но тут в сознании Юлии происходит непонятный перелом: она считает, будто выполняет моральный долг и даже пытается убелить себя в том, что ее первая любовь была ошибкой. Однако этим роман не заканчивается. После многих трудных странствий Сен-Пре возвращается. Новая встреча с Юлией не только проявила благородство всех ее участников, не только всколыхнула воспоминания молодой женщины, но и пробудила ее прежние чувства. Руссо завершает роман несколько искусственно: его героиня, спасая своего ребенка, простудилась и вскоре умерла. В истории литературы XVIII века было немало произведений, героями которых становились знатные или богатые мужчины, соблазнявшие девушек из скромных мещанских семей. Рассказ об этом тоже был одной изформ общественной критики. «Руссо этот банальный сюжет выворачивает наизнанку, падение девушки становится ее возвышением. «Развратитель» выглядит трагичным, нормы патриархальной морали выявляют свою догматичность, даже бесчеловечность». (И.Е.Верцман). Содержание романа не сводится к изображению чувств героя и героини, в нем много рассуждений на самые различные темы, которые волновали тогдашнее общество. Исследователи нередко отмечают, что Юлия слишком много знает для молодой девушки — она запросто ссылается на античных классиков. Юлия не просто чувствительная девушка, но девушка одаренная, у нее разум не противоречит чувству. Следует обратить внимание на двойное название романа. Элоиза — героиня популярной средневековой книги Абеляра «История моих бедствий» (1132—1136). Горестная судьба молодой Элоизы, ушедшей в монастырь (хота, по ее словам, она больше любила Абеляра, чем Бога), конечно, несопоставима с жизнью Юлии, но, тем не менее, бросает трагический отблеск на историю, рассказанную Руссо. Роман Руссо стал программным художественным документом европейского сентиментализма. Но мировоззрение писателя шире и богаче: сентиментализм был лишь одной из его граней. Уже в самом произведении содержится острая критика современных автору социальных порядков. Его герой Сен-Пре, побывав в Париже и проявив незаурядную наблюдательность, рассказывает о жизни светского общества, о падении нравов, о глубокой пропасти, разделяющей богатых и бедных, знатных и незнатных. Свой нравственный идеал Руссо связывает с патриархальным состоянием, когда человек близок к природе. В этом смысле труд земледельца наиболее благороден. Но, критикуя помещиков, Руссо вместе с тем создает идеальный образ сельского хозяина, владельца большого поместья, каким был муж Юлии — Вольмар. Восемнадцатый век во Франции — век философов, но Руссо не оставил специальных философских трудов, более того, он настороженно относился к любым теоретическим спекуляциям. Философские идеи Руссо содержатся в различных его сочинениях, но больше всего их — в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). В основе своей это педагогическое произведение, автору которого воспитание видится в развитии естественных способностей и задатков ребенка, не допускающем никакого насилия над его личностью. При этом должно не только постигать науки, но и овладевать навыками какого-либо ремесла. Близость к природе для Руссо есть основа нравственного здоровья. Он считал, что после букваря первой книгой для чтения должен быть роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Подвиг Робинзона, который осваивал необитаемый остров, полагаясь только па силу своих рук и своего ума, являл для Руссо высокий нравственный пример и передавал суть педагогических исканий французского писателя. «Исповедь савойского викария», включенная в эту книгу, стала попыткой обосновать новую религию. Если, Вольтер был деист, Дидро — атеист, то Руссо, критикуя официальную церковь, формулирует своего рода религию сердца, исповедуя которую, человек напрямую выходит к Богу, минуя попов и всякие церковные институты. Позднее эта концепция оказалась притягательной для Л.Н.Толстого. И как Толстой был отлучен от церкви, так иРуссо подвергся гонениям. Выступления парижского епископа и других деятелей церкви обличали Руссо как еретика. Он вынужден был скрываться, переезжать из провинции в провинцию, а в Швейцарии — из одного кантона в другой. В XVIII веке с такими вещами не шутили: могли и голову отрубить. А в годы революции на «Исповедь савойского викария» опирался Робеспьер, провозгласивший в 1794 году культ Высшего Существа. Однако, страдая от преследований, Руссо сам предлагал суровые меры против атеистов: он считал, что их следует высылать из страны, а в случае упорства — казнить. Природа и Бог парадоксально сочетались в его философии. «Чем более я наблюдаю, — писал Руссо, — противодействие естественных сил, тем более убеждаюсь, что, переходя от действия к действию, приходится всегда восходить до какой-нибудь воли, действующей в качестве их первой причины». И далее: «Это бытие, которое хочет и может, это бытие, активное, через самого себя, словом, это бытие, движущее вселенной и управляющее всеми вещами, я называю Богом». В сущности, это также была одна из форм деизма, но такая, при которой философ делал слишком много уступок Богу, за что его резко критиковали энциклопедисты. В философии и литературе XVIII века была весьма популярна идея естественного человека, то есть человека, живущею по неким «естественным» законам. Сама по себе она была прогрессивна, поскольку просветители, используя эта понятие, осуждали современный им общественный строй не только как неразумный, но и противоречащий самой природе. Но у Руссо этаидея обрела парадоксальный смысл. На вопрос: «Способствовало лиулучшению нравов развитие наук и искусств?», он отвечает отрицательно. В трактате «О науках и искусствах» (1750) он обрушивается на всю современную цивилизацию, прежде всего на искусство, которое, по его мнению, «обвивает гирляндами из цветов сковывающие людей железные цепи, сдерживает в них естественное чувство свободы, для которого они казалось бы рождены, заставляет их любить свое рабство». Если просветители, как правило, обращались к классическим образцам античности и прославляли в первую очередь Афины — центр греческой цивилизации, то Руссо с восхищением пишет о суровых чаконах и обычаях Спарты, где, как известно, не терпели ни поэтов, ни философов. Миф о Прометее, что привлек в XVIII веке внимание молодого Гёте и стал для него символом цивилизации, совершенно чужд мировоззрению Руссо. Он отвергает эту символику «творчества и созидания». «Какая может быть истина в этих символах, — спрашиваем Руссо, - если искусство возникло из роскоши, астрономия — из суеверия, геометрия — из скупости, физика из пустого любопытства, и все они — из честолюбия?» Современному человеку могут показаться абсурдными столь невежественные суждения великого человека, но у Руссо была своя логика, подсказанная глубоким неприятием современной цивилизации, основанной на неравенстве и угнетении. Руссо участвовал в подготовке первых томов «Энциклопедии» (писал для нее, главным образом, музыковедческие статьи; кстати, сам он был автором оперы «Деревенский колдун»), но порвал и с Дидро, и с его изданием, когда прочитал статью «Женева», автор которой сетует на то, что в таком большом городе нет театра, ноРуссо-то считал, что современный театр не воспитывает, а развращает людей! Трактат Руссо «О науках и искусствах» вызвал возмущение многих просветителей Вольтер писал, что теперь остается только одно: стать на четвереньки, то есть вернуться к дикому состоянию и убежать в лес. Идеи Руссо Вольтер называл «философией бродяги». Их взаимная неприязнь лишь подчеркивала глубокое идейное размежевание среди просветителей. Однако другие современники не разделяли этого мнения Вольтера, понимая, что противопоставление «природы и цивилизации» исполнено актуального общественного значения. «За восхвалением дикаря», ведущего счастливую жизнь среди лесов и гор, они угадывали пропаганду достоинства и доблести бедных людей: крестьян и охотников, рыбаков, ремесленников». (В.Ф.Асмус). Не менее смелым был и другой трактат Руссо: «О происхождении и причинах неравенства среди людей» (1755). Стал хрестоматийным знаменитый пассаж из этой книги: «Первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Эта земля моя», и нашел людей, достаточно наивных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких несчастий и ужасов избавил бы род людской тот, кто крикнул бы, вырывая колья и засыпая рвы: «Берегитесь, не слушайте этого обманщика! Вы погибнете, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а земля никому». Какой замечательный документ человеческой мысли, не потерявший своей остроты и сегодня! «Знатные люди любили его, несмотря на то, что он выступал против них. За ним ухаживали, его старались избавить от забот, vi он мог чувствовать себя спокойно в круговороте жизни» (Томас Манн). И еще один трактат написал Руссо - «Общественный договор» (1762), где прокладывал дорогу в будущее, предвосхищая декреты и конституционные акты Великой французской революции. Последние годы жизни Руссо посвятил «Исповеди», большой автобиографической книге. Он не всегда справедлив к своим современникам, и это можно понять, если учесть, что многие из них относились к нему враждебно. По это сочинение следует рассматривать как роман — необычайно искренний, с тонким проникновением в психологию героя и не уступающий в этом смысле «Новой Элоизе». С поразительной откровенностью автор повествует о своей жизни, он не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах: может даже рассказать, что в молодости, когда был лакеем, он украл ленту, авину свалили на горничную, которую из-за этого уволили. Но самым неожиданным для читателя будет признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить сначала первого их ребенка, а затем и второго. И это будущий автор «Эмияя»! Однако свою книгу он предваряет словами, исполненными достоинства: «Я предстану пред Верховным Судьей с этой книгой в руках,.. Я обнажил свою душу и показал ее такою, какою ты видел ее сам, Всемогущий. Собери вокруг меня неисчислимую толпу подобных мне: пусть они слушают мою исповедь, пусть краснеют за мою низость, пусть сокрушаются о моих злополучиях. Пусть каждый из них у подножия Твоего престола всвою очередь с такой же искренностью раскроет сердце свое, и пусть потом хоть один из них, если осмелится, скажет тебе: «Я был лучше этого человека». Руссо всю жизнь скитался, хотя много лет провел в Париже, а последним пристанищем его стал Эрменонвиль, где он скончался в один год с Вольтером. Посмертная судьба Жан Жака Руссо удивительна. «Остров тополей» в Эрменонвиле, где он был похоронен, стал местом паломничества. У его могилы можно было встретить и королеву Марию Антуанетту, и адвоката из Арраса Максимилиана Робеспьера, при котором ее позже казнят, и будущего императора Наполеона. Здесь побывали многие из тех, кого покорила «Новая Элонза», и те, кто в преддверии революции размышлял над политическими формулами «Общественного договора». И когда она началась, из всех французских просветителей именно Руссо обрел наибольшую популярность. Более того, его имя постоянно звучало в выступлениях вождей, его без конца цитировали, его именем освящали каждый шаг революции. Барельеф Руссо, высеченный на камне из разрушенной Бастилии, украшал зал Законодательного собрания. «Он научил вас воспитывать людей для свободы», — говорил один из депутатов, обращаясь к Собранию. Часто вспоминали в речах, настраницах периодических изданий и в листовках начальную фразу «Общественного договора»: «Человек рождается свободным, а между тем онвезде в оковах». Разрабатывая новую конституцию, деятели революции опирались на Руссо. Именно он писал, что государство должно быть основано на договоре всех граждан. Это должно быть государство свободных и равных людей, объединенных в мощный коллектив «Они коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участники суверенной власти, и подданными, как подчиненные законам государства» Даже для оправдания революционного террора французские законодатели указывали на «Общественный договор», в котором Руссо писал, что общество имеет право силой заставлять человека быть свободным, если он отказывается уважать свободу народа. В 1794 году, уже после гибели Робеспьера, прах Руссо был торжественно перенесен в Париж и захоронен в Пантеоне. Немецкий писатель Г.Клейст, побывавший в Париже в последние годы XVIII века, поражался тому, что в устах французов каждое десятое слово - «Руссо». В XIX веке в эпоху романтизма Руссо обрел новую славу, прежде всего как художник. На него ссылались и на него опирались писатели самых разных идейных позиций. Не только бунтарь Байрон, но и такой противник революции, как Шатобриан. Преемственно связан с автором «Исповеди» французский «исповедальный роман» (А. де Мюссе). Э.Т.А. Гофман признавался: «Я, кажется, тридцатый раз читаю «Исповедь» и нахожу себя во многом похожим на автора». Реалисты же XIX века — от Стендаля до Достоевского — увидели заслугу автора «Исповеди» в создании нового типа героя, человека нелегкого жизненною пути, в формировании нового метода, что позволил раскрыть этот характер. Разумеется, у Руссо по-прежнему были враги, мстившие ему за «Общественный договор». И когда после падения Наполеона во Францию вернулись Бурбоны, молодчики из монархического лагеря даже выкрали прах Руссо из Пантеона. Противники народоправства боялись и мертвого Руссо. Не забыт Руссо и в XX веке. О нем писал Р. Роллан. А перу Л.Фейхтвангера принадлежит роман «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан Жака Руссо».
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |