КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иоганн Вольфганг Гёте
14. (1749-1832) Он стал легендой еще при жизни, и еще при жизни — символом культуры, творческой мощи человеческого духа. Не только герои Гёте — он сам, его характер, взгляды, судьба, его отношения с женщинами и друзьями вдохновляли художников, композиторов, поэтов, становились темой бесчисленных романов, драм, стихотворений, новелл, эссе, кино, теле- и радиопостановок. О нем рассказывают тысячи научных трудов, 50 томов его писем, 13 дневников (по 400 страниц в каждом!), десятки книг воспоминаний, записей бесед с ним. И все равно он остался загадкой — тем более сложной, чем глубже мы погружаемся в мир (а может быть, Вселенную) под именем «Гёте». Каков он, тот, кого называли Протеем, этим вечно изменчивым древнегреческим божеством? Где его суть, истинная натура, а где наносное, искаженное обстоятельствами? Где он настоящий — в неугомонной юности или в размеренно-важной старости, в живой влюбленности или в «олимпийской» отрешенности от суеты повседневного? Вот он, 18-летний, мускулисто-стройный, с темнеющими от возбуждения карими глазами, в шумной компании, за бокалом вина пылко спорит с друзьями (о, эти вечные темы юных сердец — о Боге и благе, справедливости и возмездии, о женщинах и стихах...), поражая одного из тех, кто слышит его впервые, не только умом и блеском речей, но и «невоспитанностью»... Неоднозначность впечатления, которое производил Гете, разил в письме к другу знаменитый Жан Поль Рихтер, один из последних чувствительных бытописателей-сентименталистов и первых европейских романтиков, посетивший поэта в 1796 году: «К Гёте я шел все же с робостью — говорили, что он холоден ко всем людям и ко всему на земле... что он ничем уже не восхищается, даже и самим собой, каждое слово его словно ледяная глыба... только искусство, кажется, еще способно разогреть его... Его дом-дворец поражает, единственный в Веймаре в итальянском вкусе, с этакими лестницами, целый пантеон картин н статуй, леденящий страх сжимает грудь... Наконец, вышел бог, холоден, односложен, однотонен... В облике его чувствуется нечто энергическое и страстное, взгляд светится (но без приятного огня). Скоро шампанское и разговоры об искусстве, публике и прочих предметах разгорячили его — и тут мы увидели наконец Гёте. Он говорит не так гладко и цветисто, как Гердер, зато весьма определенно и спокойно. Напоследок он прочел нам... великолепное, еще не напечатанное стихотворение, и тут вспьгхнувшее в его сердце пламя растопило ледяную кору... Клянусь Господом, мы еще полюбим друг друга... А еще он ужасно много жрет, одет же весьма и весьма изысканно...» Вот он, молодой завсегдатай театров и начинающий сердцеед, едва вернувшись домой после очередного представления, спешит излить в письме другу свой ревнивый гнев — и прерывистое дыхание раскаленной страсти, уязвленного самолюбия обжигает нас и через столетия: «…ежели б мне привести себя в порядок или порядок привести в себя! Дорогой, дорогой... За ее стулом господин Риден в весьма нежной позе. Ха! Представь себе меня! На галерке! Со зрительным стеклом — и видящим это! Проклятие!». Вот он, порывистый и страстный «бурный гений», уже известный автор исторической драмы о Гёце и романа о Вертере (оба эти произведения стали знаменем бунтарского просветительского направления «Буря и натиск»), имевшего колоссальный успех сразу же после выхода в свет в 1774 году — все модники надевают «вертеровский» костюм: синий фрак и желтые панталоны — бродит по горам Гарца вместе с двумя другими не менее блистательными молодыми людьми, Иоганном Каспаром Лафатером, теологом и создателем нашумевших «Физиологических фрагментов», где доказывалось, что по лицу и фигуре можно определить суть человека, и Иоганном Бернгардом Базедовом, педагогом-просветителем и новатором, в скором будущем основателем знаменитого воспитательного, учреждения «Филантропинум». Впоследствии они разойдутся во взглядах (особенно резко — с Лафатером, ударившимся в католическую мистику, столь чуждую Гете; впрочем, все трое сохранят друг к другу полное уважение). А пока они жадно вбирают в себя свежесть долин и величие гор, блеск утренних рос и пахучую мглу лесов, делясь впечатлениями и планами. Гёте много говорит о Спинозе, о набросках «Вечного жида», юноши пьют вино, сочиняют шутливые стихи, ухаживают за девушками, даже купаются голышом в попутных речках — словом, предаются «гениальным безумствам», о которых так приятно вспоминать в старости. Что Гёте и делает в своих мемуарах «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1—4, 1811—1833): «Я сидел между Лафатером и Базедовом, первый поучал некоего сельского священника касательно темных мест откровения Иоанна, второй тщетно силился доказать некоему тугодуму-танцмейстеру, что крещение - обычай устарелый..- (позже) я написал кому-то в альбом: Шли как в Эммаус, без дорог В огне и в буре — трое. Один пророк, другой пророк, Меж них — дитя земное».
«Дитя земное» — так совершенно справедливо окрестил он себя, и стоило ли удивляться тому, что он столь полно жил, столь щедро раздаривал свой талант, охотно придумывая стихи «на случай», на свадьбы и юбилеи, вписывая их в послания друзьям или куда придется. (И так — всю жизнь. Одно из самых знаменитых своих стихотворений, известное у нас в переводе М.Ю.Лермонтова, — «Горные ершины спят во тьме ночной...» Гёте нацарапал карандашом на стене беседки в горах Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного — Отдохнешь и ты!)
Может быть, поэтому многие, казалось бы, прозорливые и доброжелательные люди столь часто называли поэта «легковесным»? Так считал даже его старший друг и почитаемый наставник Иоганн Готфрид Гердер («Гёте и вправду хороший человек, только крайне легкомыслен»). Впрочем, в юности он получал определения и пожестче: «сумбурная голова», «в котелке винтиков не хватает»... А как на самом деле? Те, кто знал его близко, отмечали повышенную впечатлительность и ранимость — признак как раз самого серьезного и глубокого восприятия жизни. Его ощущение бытия словно мечется между полюсами восторга и отчаяния (записи в юношеском дневнике: «Как все сумрачно на этом свете»; чуть позднее: «Мир так прекрасен! Так прекрасен!..») Но разве не этой особой впечатлительности мы обязаны явлением поэта Гёте — ибо как же иначе можно преодолеть сердечные муки, если не воплотить их в творчестве, не передать на бумаге? Гёте вспоминал в «Поэзии и правде»: «...все, что радовало, мучило или хотя бы занимало меня, я тотчас же спешил обратить в образ, в стихотворение: тем самым я сводил счеты с самим собою, исправлял и проверял свои понятия о внешнем мире и находил внутреннее успокоение. Поэтический дар был мне нужнее, чем кому-либо, ибо моя натура вечно бросала меня из одной крайности в другую». Эти крайности — и в зрелом Гете. Величественный старец, чопорный и важный «олимпиец», в присутствии которого никто не чувствует себя уютно. Сколько подобных воспоминаний осталось потомкам! И сколько свидетельств прямо противоположных, говорящих о страстности, порывистости, дружелюбии старого Гёте. Так, разве не хрестоматийным примером немеркнущего сердечного огня стала любовь 74-летнего поэта к 19-летней Ульрике фон Леветцов, его неудачное, несмотря на посредничество самого владетельного герцога, сватовство к ней и традиционный для Гёте творческий исход любовной драмы — прелестная «Мариенбадская элегия»? (Хотя справедливости ради требуется отметить, что и эта любовь отнюдь не была последней у чувствительного мэтра). А внешний вид? Одни говорят о гордой осанке, благородстве черт, орлином взгляде старца Гёте; другие — о том, что время поступило с ним безжалостно: лицо избороздили резкие морщины, подбородок утонул в складках шеи, живот опустился книзу и выдался вперед, как у беременной женщины... Таков он был, этот великий немец, многоликий Гёте, уроженец вольного имперского города Франкфурта-на-Майне, где благодаря выгодному положению — в центре пересечения торговых путей — с XII века процветали искусства и ремесла, где царили протестанты, а евреи вплоть до 1782 года носили как мету желтые кольца. Иоганн Вольфганг явился на свет спустя ровно век после окончания Тридцатилетней войны. Род Гёте по отцовской линии шел из Тюрингии, по материнской — из Франконии и далее из Гессена. Среди его предков были князья и крестьяне, ремесленники и художники (в том числе знаменитый живописец и график XVI века Лукас Кранах), дворяне и члены муниципалитетов. Можно смело сказать, что он принадлежал всем слоям немецкого народа. Дед его, сын кузнеца, обучился портняжному ремеслу, а отец, тяготевший к искусствам и образованию, сумел получить степень доктора права и вообще являл собой классический тип просвещенного бюргера первой половины XVIII века, собрал богатейшую библиотеку, прекрасную галерею картин и скульптур и мечтал, увидеть своего первенца дипломированным юристом. Мечты отчасти сбылись: после нескольких лет обучения в Лейпцигском (1765—1768) и Страсбургском (1770—1771) университетах не слишком прилежный, но весьма способный юноша получил степень лиценциата, а затем доктора права и некоторое время занимался адвокатурой в своем родном городе, — пока судьба не позвала его на другое поприще, которым, впрочем, отец тоже очень гордился. Хотя, может быть, и не так, как мать — всегда деятельная, веселая, жизнерадостная и жизнестойкая Катарина Элизабета, обожавшая своего Гансика даже в зрелые годы, когда он держал ее в некотором отдалении. Кстати, она первая признала уважаемой супругой Гёте мать его единственного сына Августа, работницу фабрики искусственных цветов Кристиану Вульпиус, брак с которой он оформил лишь в 1806-м — через 18 лет после начала их совместной жизни. Впрочем, нам, лишенным обостренного снобизма веймарского света и скрытой робости перед ним тайного советника Гёте, лишь в 1782 году получившего дворянский титул и право на приставку «фон», покажется не таким уже мезальянсом союз бюргерского сына с Кристианой — внучкой юриста, дочерью архивариуса и родной сестрой Кристиана Августа Вульпиуса, издателя журналов для любителей искусства и древностей, а также автора некогда популярнейшего, в том числе в России, романа «Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников». Кстати, именно с просьбы о покровительстве брату, молодому литератору, и началось знакомство маленькой цветочницы и знаменитого поэта. Судьба Гёте была недолго связана с родительским домом. Вскоре пришла пора «странствий» по дорогам жизни, которые не становились более легкими от того, что почти целиком пролегали на территории одного маленького государства — соседнего герцогства Саксе-н-Веймар-Эйзенахского. Его правитель, 18-летний герцог Карл Август, за год до вступления на престол познакомившийся с молодой литературной знаменитостью и очарованный ею, пригласил Гете переехать в свою столицу: он намеревался создать в княжестве островок всеобщего благоденствия — высокой просветительской утопии, на которую не могло не откликнуться сердце гуманиста! Так, в 1775 году 26-летний Гёте стал, вопреки надутым губам старых придворных, членом, а затем и главой Тайного совета — высшего органа правления при герцоге, и более десяти лет ревностно исполнял эту роль. Сохранившиеся дневники, письма, документы, проекты и реляции неопровержимо свидетельствуют о том, сколь широк был круг обязанностей тайного советника Гете: бюджет, налоги, сельское хозяйство (стремился внедрить прогрессивные способы его ведения), финансы двора (пытался их урезать), юридические вопросы, горнорудное дело, военные наемники, местные ремесла.., даже устройство серных ванн в Баден-Эмсе. Чего только не говорили о «министерских» годах Гёте! «Княжеский прислужник», «измена собственному призванию», «погоня за чинами»... Разумеется, в определенном смысле для художника, привыкшего к непрестанному творчеству, это было отречение. Но, говаривал Гёте, отдавая, я и приобретаю: опыт, постижение жизни... Вельможный поэт болезненно переживал нищету простых тружеников («...если бы крестьянин работал только на себя, ему бы хватало, а сейчас за день при княжеском дворе съедается больше, чем он нарабатывает за год»), стремился видеть их довольство в княжестве, почти доверенном ему. Почти... Ибо его управлению не могли подлежать установившаяся социальная структура, образ мыслей и поведения сильных мира сего («весь смысл жизни герцога — в путешествиях и охоте», — с горечью сообщал Гёте в одном из писем). Его начинания что-то улучшают, что-то совершенствуют, а в целом... «Я всю жизнь ворочал камень, который так и не стал на место», — вспоминал Гёте в старости. И вот одним из сентябрьских дней 1786 года в три часа утра из Карлсбада, где вместе с высшим веймарским обществом отдыхал и лечился Гете, ничего никому не сказав, тайный советник и известный поэт со всеми возможными предосторожностями, захватив лишь чемодан и дорожную сумку, выбирается из дома, усаживается в почтовую карету и отправляется в путь. Начиналось «прекрасное, тихое, туманное утро. Верхние облака были полосаты и волнисты, нижние нависали тяжело. Это мне показалось хорошим предзнаменованием...» Два года беглец провел в Италии, наслаждаясь солнцем, морем, прекрасным климатом, живостью и непосредственностью итальянцев -- и, конечно же, творениями древности, и эпохи Возрождения. А затем возвратился в Веймар. И вновь заботы — о Веймарском театре, веймарской библиотеке, Иенском yуниверситете, куда Гёте, ставший его официальным попечителем, приглашал, не скупясь, лучшие умы Германии: историка Людвига Окена, философа Фридриха Шеллинга... Тогда же началась многолетняя, сильная и нежная привязанность Гёте к Фридриху Шиллеру, началась с приглашения последнего на должность преподавателя истории в этот университет. Вместе с Шиллером Гёте углубляется в изучение античного искусства, ведомый во многом блестящими штудиями Иоганна Иоахима Винкельмана, тоже бюргерского сына, ставшего «главным антикварием» и «президентом древностей» Ватикана, видевшего в благородной простоте и спокойном величии античного искусства не только норму прекрасного на все времена, но и результат определенного государственного устройства и политических свобод. В статьях и художественных произведениях, написанных Гёте (как и Шиллером, нередко совместно с ним), в 1780-е годы слагается и формулируется эстетика так называемого веймарского классицизма — не первая, если вспомнить несколько предшествующих столетий, и не последняя, если обратиться к искусству конца XIX — начала XX века, попытка европейцев вернуться к младенчески ясному осознанию колыбели своей цивилизации. Идеалы созерцательной сдержанности, самовоспитания посредством изучения классики, где все соразмерно, взаимообусловленно и стройно, принципы порядка, последовательности и гармонии — вот что приходит на смену недавней юношеской вере в энергию «броска», в способность человеческого разума и действия быстро и резко изменить жизнь. Здесь сказался, конечно, не только личный «сизифов» опыт усовершенствования мира в масштабе одного княжества, но и глубокое переживание таких всемирно-исторических событий, как Великая французская революция, с ее кровью и разрушениями, вандализмом и корыстью нуворишей, оскорбившая и перевернувшая представления многих просветителей, свято веривших в изначальное «добро» человеческой природы. Гёте не мог назвать себя другом этой кровавой революции, и именно в годы столь радикальных потрясений в центре Европы призвал сменить идею борьбы идеей нравственного самосовершенствования (драма «Торквато Тассо», 1780—1789, изд. в 1790). Но Гёте сердился, когда его называли «другом существующего порядка». Разве он не боролся, не действовал в альтруистическом порыве созидателя? Объявивший себя роялистом патриархального толка (наступление товарно-денежной эпохи он, вольно или невольно согласуясь здесь с Г.В.Ф. Гегелем, воспринимал как трагедию для человека, культуры и гуманности), Гёте именно правителей обвинял в ненавистных ему восстаниях черни, ибо те не проводили сверху требуемых изменений. Гёте наверняка поспорил бы и с теми, кто позднее отождествлял его миропонимание с гегелевским - ибо человеческий дух у Гёте стремился не к самоотождествлению с заранее заданным «мировым духом», как у Гегеля, а двигался вечно «вперед и ввысь», к бесконечному, трудноопределимому, символически загадочному, но безусловно облагораживающе-прекрасному, и идея прогресса, чуждая Гегелю, была в высшей степени близка поэту. Отсюда — широта интересов, ведь Гёте был еще и естествоиспытателем, занимался геологией, минералогией, ботаникой, анатомией, открыл наличие «межчелюстной» кости у человека, создал оригинальное учение о цвете, спорил с «корпускулярной» теорией Исаака Ньютона, интересовался астрономией, астрологией, химией, а также мистикой... И сам гравировал, рисовал, оставил свыше полутора тысяч рисунков; одно время даже колебался — не избрать ли вместо литературного труда путь художника? Отсюда предпочтение опыта — абстракции. Отсюда — почти такое же, как у Спинозы, обожествление природы. Отсюда - удивительно острое и неизменное чувство сопричастности всему происходящему, что делало Гёте «естественным человеком» не в руссоистском «первобытном», а в самом полном и всевременном значении этих слов.
Как, ты прошла? А я не поднял глаз; Не видел я, когда ты возвратилась. Потерянный, невозвратимый час! Иль я ослеп? Как это приключилось?
Но я могу утешиться пока, И ты меня охотно оправдаешь. Ты — предо мной, когда ты далека, Когда вблизи — от взора ускользаешь. Перевод С.Соловьева Не потому ли натуре «олимпийца» Гете был столь свойствен глубинный, непоказной демократизм? «По сути дела все мы — существа коллективные», — говаривал он, и «субъективность» была для него негативной характеристикой. С этим связано и гетевское неприятие романтиков: восхищаясь Байроном, уважая и ценя отдельные романтические произведения, жизнелюб и поклонник «здравого смыслам он отторгал от себя их «лазаретную поэзию», манерность, «искусственность», их «субъективность», не понимая их тоски, их иррациональности, их «изломанных», «форсированных», по его выражению, талантов. В его представлении творчество всегда оптимистично. Многими отмечалась терпимость Гете, его способность восхищаться одаренными людьми - почти со всеми своими выдающимися современниками он был дружен или по-доброму знаком. А о тех чувствах, которые он сам умел вызывать в людях, свидетельствует не только пример Шиллера, но и судьба Иоганна Петера Эккермана, явившегося к Гете начинающим литератором за советом и поддержкой и без колебаний отказавшегося от собственного призвания во имя счастья ежедневного общения с великим поэтом в качестве его секретаря и доверенного собеседника, памятью чему — и памятником самому Эккерману — стали его всемирно известные «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни». Гёте умел по достоинству ценить и тех, кто был по своей сути чужд ему. Так, Наполеона, вспоминая о личном общении, он охарактеризовал как «квинтэссенцию человеческого» (примечательно, что император встретил поэта почти однозначным «евангельским» восклицанием: «Вот человек!») Да и значение Французской революции, несмотря на критическое отношение к «взрыву», нарушающему ход плавной, «ненасильственной» эволюции, Гёте осознал уже в 1792 году, распознав в ней не просто мятеж разнузданной черни, но начало новой исторической эпохи; незадолго же до смерти признавал и благодетельные последствия революции, которые, по его словам, не сразу были видны. Для Гёте все в мире было достойно уважения и, в конечном счете, равно велико: Христос и Будда, Прометей и Магомет, масонство и суфизм; китайская поэзия интересовала его ничуть не меньше, чем, например, английская. Именно Гете принадлежит идея всемирной литературы как целого, имеющего общие законы развития. Гёте не признавал границ между государствами, устанавливаемых честолюбием и войнами, называя истинной трагедией не «гибель отечества», а разорение крестьянского Двора. Он стал не только сыном своего народа и своего века, но и гражданином мира в самом высоком значении этих слов, — историческим посредником, миссионером, посланцем из XVIII века (которому он принадлежал в большей мере, чем XIX, хотя и умер 22 марта 1832 года) последующим столетиям. Его протест против всех форм угнетения — будь то мятеж рыцаря-разбойника или испанского наместника в драмах «Гец фон Берлихинген с железною рукой» (1773; из эпохи Крестьянской войны в Германии 1524— 1525 годов) и «Эгмонт» (1788; из истории борьбы Нидерландов XVI века с испанским владычеством) или вертеровский бунт «третьесословного» сердца (победоносное шествие этого романа по Европе началось именно с предреволюционной Франции, и Наполеон, по его признанию, носил в походном ранце эту библию чувствительного простолюдина)... Его внимание к повседневности и умение высветить жизнь «обыкновенной» души (пьесы «Клавиго», 1774; «Стелла», 1775; «Побочная дочь», 1804); едкая насмешка над суетностью, корыстолюбием, пустотой, безнравственностью и суеверным невежеством мельчающей аристократии (комедия «Великий Кофта», 1792) и феодальным произволом (сатирическая поэма «Рейнеке-Лис», 1793); глубокое проникновение в мир народных преданий (баллада «Лесной царь», 1782) и благородных страстей античного «детства» европейской культуры, утверждающей победу гуманности над предрассудками варварства, косной «традицией» (трагедия «Ифигения в Тавриде», 1779-1786, изд.1787). Его ликующая песнь вольности в ранней лирике — и мысль о необходимости самоограничения в программных стихотворениях «Границы человечества» (1778-1781) и «Ильменау» (1783); его упоение, чувственными радостями бытия («Римские элегии», 1790,.и пропитанные ароматом восточной поэзии стихи «западно-восточного» цикла); его «языческое» полнокровие, отвергающее аскетизм ортодоксального христианства (баллады «Коринфская невеста», «Бог и баядера» — обе 1797); поклонение страстному гению Шекспира — и презрение к филистерству, скудоумию, ограниченности плоского, «растительного» бытия («Венецианские эпиграммы», 1796)...
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |