КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н.И. Балашов
5. БАРОККО – еще один художественный метод 17 века, совершенно отличающийся от классицизма.
Барочная поэтика - система художественных форм, обусловленных специфической творческой задачей: найти в хаосе устойчивое и вечное, преодолеть иллюзии и выйти из лабиринта кажимости к истине - Божественному порядку, ordo dci. Художественный образ в искусстве Б. строится поэтому на пересечении двух противоположных точек зрения: одной, расположенной внутри хаоса ослепляющих человека земных страстей, и другой, находящейся над этой действительностью и позволяющей прозреть в том, что человеку представляется непреодолимым хаосом, вечный Божественный порядок, истину. Отсюда так или иначе ощутимо проявляющие себя в структуре художественного образа Б. моменты напряжения, конфликта, обусловленные преодолением хаоса. Это происходит как на уровне тематическом, фабульно-сюжетном, так и на уровнях внутренней и внешней формы, а также отношений искусства и действительности. Для понимания Б. п. важно осознавать, что она развивается на фоне кризиса возрожденческих мифов о мире как гармоническом единстве и о способности человека духовно и практически овладеть материальной действительностью. В искусстве начала 17 века впервые дают себя знать драматические аспекты процессов обособления личности, ведущие к кризису традиционалистской культуры. Прежде устойчивые формы бытия и представлений человека о мире расшатываются, картина мира оказывается непрозрачной и недоступной для познания человека, живущего среди иллюзий; действительность рассыпается на осколки и предстает как лабиринт и хаос; граница между субъективным и объективным кажется непреодолимой. Эти черты кризиса наследуются, но полемически переосмысливаются Б. п. На основные особенности содержания и формы барочного произведения косвенно указывает этимология слова «Б.», в которой преобладают такие значения, как неравномерность, неправильность, остроумие или нелепость конструкции, иллюзорность. Все это негативные определения, данные с точки зрения ориентации на классическую традицию и ренессансный идеал и указывающие на неоправданную причудливость и избыточность формы произведения. Это реакция ренессансного сознания на внутренне драматичную позицию барочного художника, который обращается к хаосу для того, чтобы, преодолевая земные представления, подняться к гармонии и свету истины. В последующие века в Б. видели то продукт одичания ренессанса (Я. Буркхард: «барочная архитектура говорит на том же языке, что и ренессанс, но на его низком диалекте»), то искусство «католической реакции», антиреформации. Показателен при этом часто прорывающийся элемент амбивалентности в оценке и понимании стиля Б. Так, Ф. Ницше, рассматривая его как продукт упадка «великого искусства», отмечал вызывающее восхищение «искусство выражения и повествования», силу аффектов и мощь «безобразно-возвышенного», дерзость художнических исканий, которую способен оценить только художник, но вместе с тем создающих впечатление природной стихийности; барочные формы Ницше характеризует одновременно как сумеречные, просветленные и огненные. В конечном счете, эта «иная мудрость» Б. п., хоть иногда и неявно, восходит к традиционно-религиозному решению проблемы человека, основанному на учете и стремлении изнутри превозмочь новый опыт обособления личности: разрушительной для Божественного миропорядка ренессансной гордыни. Так, в искусстве II. Кальдсрона изображение слепых страстей и преступлений, иррациональных аффектов и абсурдно-комических ситуации, бесформенное нагромождение и, кажется, бесконтрольное развертывание тропов сочетается с изощренной и математически-строгой сюжетно-композиционной выстроенностью и вычисленностью художественного целого. В поэзии Д. Марино и К. Гофманнсвальдау почти физиологическая чувственность растворяется и, в эстетически изощренной форме, соседствует с мотивами бренности человеческого существования. Характерное для Б. нагнетание материально-чувственных мотивов оказывается связано с повышенной мерой семиотичности изображения, целенаправленно оперирующего всем арсеналом знаковых систем эпохи, риторических фигур и в особенности сложных эмблем, доступных только самым образованным. Это в высшей степени ученая поэзия, использующая, однако, мотивы и сюжетные ситуации, восходящие в том числе к народной культуре: ученая поэзия для народа. Аллегоризм и эмблематичность — существенные особенности Б. п., тяготеющей к конвенциональным, письменно закрепленным значениям. Структура эмблемы (inscriptio, subscriptio, pictura - надпись, подпись, изображение), предполагающая сложное сочетание визуального изображения с афористичным вербальным комментарием, требует от читателя работы по разгадыванию его смысла. По этому принципу в барочной поэзии строится и словесный образ, и театральное действие, в котором реквизит постоянно получает эмблематическую аранжировку в виде надписей и комментария или, как в немецкой драме, где трехчастная структура эмблемы реализуется как название пьесы, действие и хор, комментирующий действие с позиции последней истины {A. Scheme). В свою очередь, в действие включены речи персонажей и аллегорических фигур, говорящих от имени вечности (например, Мертвец, Смерть. Вечность): так в эмблематической структуре образа встречаются обобщение и конкретизация. Аристотелевское понятие трагедии, как показал В. Беньямин, неприменимо к барочной драме, так как она не носит характера культа; ее цель - не катарсис, не «ужас и сострадание», а «честь Божия и наставление для бюргера» (3. фон Бирксн). Поэтому, с другой стороны, катарсис часто связывается здесь с религиозным обращением. Барочная трагедия часто имеет определенные черты трагикомедии - и по материалу (смешение высоких и низких предметов изображения) и по форме (элементы снижения и внутритекстового самопародпрования), а комедия черты «комитрагедии»; так, герой комедии Грифиуса говорит о «трагировании комедии". Учительный характер барочного театра проявляется, в том числе, в прологах, эпилогах, а также пара-текстах: предисловиях, посвящениях, изложениях содержания пьесы и примечаниях ученого характера. Метафора театра и мотивы игры принадлежат к ряду центральных метафор Б. п. — реальный мир понимается как театр (ihcatrum mundi), в котором каждый играет свою роль. Морально-религиозный смысл этой метафоры, эксплицированный в пьесе Кальдерона «Великий театр мира», заключается в том, что земная роль человека является испытанием его души, а познание иллюзорности земного существования - важнейшим моральным уроком («Жизнь есть сон»). Поэтому театр - прежде всего искусство, предметом которого являются равно и конкретные жизненные, политические, эмоциональные смыслы (здесь следует отметить мотивы крайней жестокости, невыносимых страданий), и спмволико-аллегорическис значения. В обладающей своей системностью и нормативностью театральной семиотике Б. (Е. F i seller- Li elite) проявляется также и игровой, «искусственный» характер барочного искусства. Театр целенаправленно разыгрывает и делает предметом рефлексии отношения между означаемым и означающим, истиной и кажимостью, создавая таким образом то трагические, то комические эффекты. Характерен также для этой поэтики прием конструирования художественного целого по принципу параллелизма действия, судеб, позиций персонажей, позволяющий достигнуть своеобразной симультанности и парадигматичности изображаемого, между элементами которой формируются отношения различия и тождества. Наиболее выразительным примером в этом плане может служить «двуфокусная» пьеса Кальдерона «Стойкий принц», в которой сюжет христианского подвижника сопровождается сюжетом любовного страдания мавра. Такого рода структуры играют существенную роль в повествовательном искусстве Б., и прежде всего в романе, две ветви развития которого (высокая и низкая) связаны с проблематикой соотношения иллюзии и реальности. К высокому варианту относятся пасторальные романы Ф. Сидни, О. д'Юрфе (мотивы любви в относительно условном пространстве), придворные галантно-героические и придворно-исторические (соединение любовной, исторической и государственной проблематики- Барклай, М.Л. де Гомбервиль. Г. Дс Кост де ла Кальпрснсд, М. Скюдери, А.-У. фон Воль-фенбюттель, Д. Лоэнштейн, А. фон Циглер), к низкому— плутовской роман (М. Алеман, Уведа, Ф. Кеведо. Г. Гриммельсгаузсн) и роман сатирический, причем низкий вариант принято считать негативным отражением высокого, так как его ценностные ориентации практически совпадают с идеалом, представленным в варианте высоком. В центре высокого романа - идеалы чистоты и постоянства в любви и вере, разумного поведения в обществе, реализованные в индивидуальных судьбах, выступающих как испытание добродетели героев. Роман, и прежде всего это относится к пасторальному роману О. д'Юрфе «Астрея», изображая сильную чувственную страсть, вместе с тем становится школой галантной любви, создает образны любовного этикета, оказавшие влияние на реальные нравы общества. Эта задача, однако, обуславливает значительную дистанцию романного мира по отношению к современной действительности - действие высоких романов происходит относительно условном мире. Текст произведения бывает переполнен развернутыми диалогами, дискуссиями на моральные и ученые темы, описаниями произведений искусства; в него включаются стихотворения, даже оперы. Синтетический характер искусства высокого романа действительно сближает его с одним из важнейших порождений барочной культуры — оперой с ее романными сюжетами, музыкальной риторикой и театральной техникой, создающей пеструю череду иллюзорных образов. Высокие жанры барочного романа используют повествовательные структуры, сформированные в «Эфиопике» Гелиодора: в основе сюжета лежит история разлученных влюбленных, разыскивающих друг друга по всему свету. Их судьбами играет фортуна [мотивы кораблекрушения, пленения, нападения разбойников, интриги, обмана, переодевания, мнимой смерти, подмены детей, совпадения имен), на их долю выпадает множество страданий (в которых в духе неостоицизма испытывается их добродетель, и прежде всего, твердость в вере и любви - constantia). Герои непрерывно клянут превратности своей несчастной судьбы, однако в конце романа они вновь обретают друг друга, но таким образом, что становится понятно, что на самом деле ими руководила не Фортуна, а Провидение, позволившее им увидеть в цепи случайностей их жизни Божественный план. Образ строится на двух точках зрения - точке зрения изнутри мира, которым правит Фортуна, и точке зрения высшей вненаходимости, с позиции которой мир устроен изначально гармонично. Недаром Г. Лейбниц, автор концепции предустановленной гармонии, высоко ценил этот жанр: «никто не может лучше подражать нашему Господу, чем создатель хорошего романа». Важнейшей особенностью поэтики барочного романа являются большой объем текста (до 10 тысяч страниц, сотни персонажей), позволяющий создать практически необозримое поле разнообразных событий, охватывающее огромные географические пространства. Повествование начинается in medias res, предыстория событий вводится затем во множестве вставных историй, что позволяет дополнительно умножить количество сюжетных линий и создать их запутан ней шее переплетение. Герои романа, как и его читатели, неспособны разобраться в хитросплетениях судьбы и живут в «тумане заблуждений», так как им доступна лишь ограниченная «вырезка» из лабиринта изображенного мира, благодаря чему ситуация то запутывается, то частично распутывается, чтобы тут же опять запутаться. И только на последней странице романа наступает прозрение - так в финале, романа А.-У. фон Вольфенбюттеля «Октавия. Римская история» в одно время и в одном месте находят друг друга 24 пары разлученных влюбленных. Центральное место в низком варианте романа Б. играет испанский плутовской роман XVII в., который, в отличие от высокого романа, находится в ситуации близкого контакта с современностью, но вместе с тем также строится на двойной точке зрения - повествование ведется от лица старика, рассказывающего о своих юношеских похождениях: рассказчик находится внутри повествуемых событий и одновременно оценивает их с дистанции опыта, познания тщеты себялюбивых стремлений — с позиции традиционно-религиозной. Реалии современной действительности, входящие в текст, в отрицательной форме служат утверждению высокого барочного идеала. Лирика эпохи Б. (основные направления или стили - маринизм, консептизм, культизм или гонгоризм, метафизическая поэзия; прециозность; выдающиеся образцы барочной лирики дала также немецкая поэзия времен тридцатилетней воины; можно говорить о «стоической» и «эпикурейской» лирике) в целом еще не вполне осознала себя как отдельный род литературы и очень неоднородна. Основные жанры сонет, ода, песня, мадригал, эпиграмма, элегия, фигурные стихи. Ряд особенностей семантики и техники построения образа в барочной лирике тесно связан с риторической традицией и традицией итальянской и испанской маньеристской поэзии, в частности, петраркистского сонета с характерной для него остроумной игрой антитезами и парадоксами. Таким образом, поэты искусно разрабатывают противоречивость любовного переживания, играя мотивами «огонь и лед», «боль и наслаждение», «любовь и смерть» и т. п. Собственно барочному началу здесь соответствуют мотивы мгновения и вечности, жизни и смерти, связанные отношениями особой аналогии с мотивами дня и ночи: жизнь уравнивается со смертью, день- с ночью, смерть - с истинной жизнью. Это также мотивы бренности и иллюзорности земного бытия и чувственной красоты, обманчивости земных благ и т. п., мотивы парадоксального сближения противоположностей - чувственности и духовности. Структура барочного образа может быть интерпретирована с позиции значительного для эпохи учения Э. Тезауро об остроумии или быстром разуме - метафорах, аналогиях и кончетто (умение сводить несхожее), которые связывают предметы или идеи, представляющиеся бесконечно далекими, тем самым указывая на абсолютное начало. Это ведет к резкому усложнению образа, в результате чего часто теряется узнаваемое предметное содержание и завершенность смысла. Так, Д. Марино писал, что единственное правило поэта заключается в том, чтобы в меру сил нарушать правила времени и пространства. Эстетически совершенное произведение самодостаточно, и этот «эстетизм», с одной стороны, позволяет преодолеть связанность поэта практическими, земными интересами и завоевать позицию существенной вненаходимости - точку зрения над хаосом реальности. С другой стороны, барочное стихотворение строится во многом по правилам риторики, и его предметное содержание часто определяется топикой и риторическими принципами разработки мотива. Барочный стиль в лирике отличается насыщенностью различными фигурами речи и экстенсивной образностью: использование перифраз, амплификации, гипербол, игры словами, параллелизма, перечисления отдельных частей, повторов, обращений - обнаруживает тенденцию одновременно и предметно-чувственно развернуть образ в любой его точке, и сделать его максимально семиотичным.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |