Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями




Й класс

Пепе

Лабаз

Класс

Анализ рассказа

Анализ стихотворения

Понимание жанровой специфики волшебной сказки

Проверка техники чтения. Анализ сказки

Уровни выполнения работы

Задание 1

1. Темп чтения (при норме 90 слов в минуту):

  • 4-й уровень – выше нормы;
  • 3-й уровень – 80–90 слов в минуту;
  • 2-й уровень – 70–80 слов в минуту;
  • 1-й уровень – менее 70 слов в минуту.

2. б)

3–4.

а) Тридевять, тридесятое.
б) Начало сказки: «Жил...»
г) Встреча с незнакомым старичком.
д) Путешествие в «чужую» страну – путешествие купца.

5. «Аленький цветочек».

6. Торговал дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по чужим государствам; Пристал к великому, богатому городу, распродал все свои товары, а новые закупил, корабль нагрузил.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.
  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты, например, в выполнении задания 4.
  • 2-й уровень – даны правильные ответы только на два вопроса.
  • 1-й уровень – все задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 2

1. в)

2.Зрительные образы: бродить по этим солнечным палатам; повсюду блеск, повсюду яркий свет; а ствол – гигант, тяжелый, величавый; кора красна.

3. Упоминания о запахах: дышать сухим смолистым ароматом; кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света.

4. Осязательные образы: Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой...; Кора груба, морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

5. Да.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.
  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.
  • 2-й уровень – выполнены только два пункта задания.
  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

1. б)

2. Выстрел грубо нарушил тихое спокойствие леса, и деревья недовольно заворчали. Человеческое (выстрел) потревожило естественную лесную жизнь.

3. Каждый новый абзац – новая часть. Они могут быть озаглавлены так:

1. Тишина (Лесная тишь).

2. Выстрел (Выстрел в лесу).

3. Лесное эхо (Голоса леса).

4. Лес молчал;...играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца; притихли молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом; лес встрепенулся; ответил недовольным, обиженным эхом; береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула; дубы ахнули, как богатыри; осина торопливо посыпала листьями.

5. Солнце смеется.

Река спит, играет.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.
  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты; или даны верные ответы на четыре вопроса.
  • 2-й уровень – выполнены только два пункта задания.
  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Всё лето геологи искали в тайге алмазы. Пришла осень. Начались дожди. Геологи стали собираться домой. Перед отъездом завхоз сообщил начальнику партии, что осталось сто банок сгущёнки, три пуда муки, мешок компота и ящик масла.
– Надо поставить лабаз, – решил начальник.
Геологи взяли топоры, пилы и за три дня срубили лабаз. Лабаз получился вроде небольшой избушки без окон, с бревенчатыми стенами. Он был поставлен на четырёх тонких столбах так, чтобы медведь по ним не мог залезть в лабаз. Получился лабаз, как избушка на курьих ножках.
Уложили геологи продукты и убрали лестницу. Геологи ушли, а избушка осталась стоять в тайге.
Весной геологи вновь вернулись в тайгу искать алмазы, но расположились на другой стороне реки Чуролы. Завхоз и предложил молодому геологу Проньке сходить и принести ребятам сладенькой сгущёнки.
Пронька взял мешок, ружьё и отправился к старому лабазу. Пронька шёл и свистел в костяной пищик – дразнил весенних рябчиков.

Вот и знакомое место. В груди у Проньки похолодело, а в голове вдруг стало очень горячо. Под лабазом стоял огромный бурый медведь. Передними лапами он расшатывал столб. В раскрытой двери что-то зашевелилось. Оттуда сам собой стал вылезать мешок муки. Медведь подхватил мешок, когтём продырявил дырку, поднял его и стал вытряхивать муку себе на голову. Вмиг он стал похож на огромный жёлтый одуванчик. Ржавым языком он хватал мучное облако и облизывался.
Из открытой двери лабаза вновь высунулась рука в лохматой варежке и бросила вниз банку сгущёнки. Медведь ловко подхватил её и с силой сдавил. Липкая сладкая масса полилась на язык медведицы. В это время ловко спустился медвежонок и подхватил банку с молоком. Он лизал её, словно сплющенный леденец.
И тут Пронька отошёл в сторону и с другой стороны подошел к медведям. Он поднял ружьё вверх и дважды выстрелил. Не успел заглохнуть выстрел, Пронька принялся кричать, громко смеяться, звать несуществующих друзей, он даже запел. Голос его звучал хрипло, но он отыскал лестницу и приставил ее к лабазу. Он разыскал муку, сгущёнку, чернослив, сухие груши и яблоки, сложил всё в сумку. Слез Пронька на землю и подобрал сплющенную банку сгущёнки, похожую на блин.
Теперь нужно поскорее уходить, и Пронька запел ещё громче...

(По Ю.И. Ковалю)

Вопросы и задания

1. Расскажи, как в суровых условиях тайги шла борьба между людьми и медведями.

2. В чём проявилась находчивость медведицы при достижении своей цели? О чём это говорит?

3. Как Пронька выполнил задание геологов?

4. Каким тебе показался Пронька? Какие черты характера проявились у него в этой ситуации?

5. Составь план текста для подробного пересказа.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Пепе десять лет. Он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от жгучего итальянского солнца и грязи.
Он был похож на сухую былинку. Прыгает Пепе по камням острова с восхода до заката солнца, и льётся его неугомонный голосишко:

Италия прекрасная, Италия моя!..

Его всё занимает: цветы, густыми ручьями текущие по доброй земле, ящерицы среди лиловатых камней, птицы в чеканной листве олив, в малахитовом кружеве виноградника, рыбы в тёмных садах на дне моря.
Множество интересных историй можно рассказать о Пепе.
Однажды какая-то синьора поручила ему отнести в подарок подруге корзину яблок из своего сада.
– Заработаешь сольдо! – сказала она. – Это ведь не вредно тебе...
Он с полной готовностью взял корзину, поставил её себе на голову и пошёл, а воротился за сольдо лишь вечером.
– Ты не очень спешил! – сказала ему женщина.
– Но всё-таки я устал, дорогая синьора! – вздохнув, ответил Пепе. – Ведь их было более десятка!
Пепе рассказал, что по дороге ему повстречались мальчишки: Микеле, Джованни и другие. Они обзывали его ослом, смеялись над его матерью...
– Тут я поставил корзину на землю и стал метать в них яблоки, – сказал Пепе.
– Они растащили мои плоды?! – закричала женщина. Она бранила Пепе, наконец устала и пошла прочь.

– О сударыня, если бы вы видели, как я победил этих мошенников, вы бы дали мне два сольдо вместо обещанного одного!
Грубая женщина не поняла скромной гордости победителя – она только погрозила ему железным кулаком...

(А.М. Горький)

Вопросы и задания

1. Что вы узнали о бедном итальянском мальчишке Пепе? Какой он, по вашему мнению, внешне и внутренне?

2. Что произошло с Пепе, когда он выполнял поручение сударыни?

3. Какие черты характера привлекают, притягивают читателя к этому бедному итальянскому мальчишке?

4. Составь план для пересказа этого отрывка:

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

5. В свободное время прочитай полностью произведение «Пепе» А.М. Горького.

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Три пёрышка

(Сказка)

Жил-был король, и было у него три сына. Из них двое умных и толковых, а третий был простоват, и звали все его Дурнем.
Вот состарился король и никак не мог решить, кому же из своих сыновей оставить царство. Говорит он сыновьям:
– Ступайте странствовать по белу свету, и кто принесёт мне самой лучшей работы ковёр, тот и будет королём.
Взял король три пёрышка, дунул на них, и они полетели вверх. Отец говорит сыновьям:
– Куда они полетят, туда и вам идти.
Полетело одно пёрышко на восток, другое на запад, а третье взлетело, но далеко не улетело и опустилось на землю.
Запечалился Дурень. Вдруг он заметил, что там, где лежит перо, находится вход в подземелье. Поднял он дверь, а там лестница. Спустился Дурень по лестнице, а там вторая дверь. Открыл он вторую дверь, а там сидит большая, толстая жаба. Спрашивает у него толстая жаба:

– Что хочешь ты, Дурень?
– Хотел бы я получить самый красивый ковёр на свете, – говорит Дурень.
Позвала старая жаба молодую и говорит:

– Девушка зелёная,
Ножка ты сушёная,
Эй, поди-ка поскорей
Принеси ларец живей!

Принесла молодая жаба ларец, а там ковёр прекрасный и такой тонкой работы, что подобного во всём мире нет. Поблагодарил он её и выбрался снова наверх.
А между тем братья принесли грубые шерстяные ковры. В это самое время Дурень развернул свой ковёр. Тут все и ахнули!
Снова король даёт задание: принести самое красивое кольцо. И опять Дурень приносит из подземелья от жаб кольцо, усыпанное драгоценными каменьями дивной красоты. Ни один мастер не мог бы сделать подобное кольцо. Дуются братья, да делать нечего. Надо третье задание отца выполнять. Просит отец привести в дом самую красивую, добрую и умную девушку на свете.
Отправился Дурень в подземелье. Дала ему старая жаба жёлтую репу и шесть мышей. А в репу посадила самую маленькую жабу.
Тотчас же жаба превратилась в прекрасную девицу, репа – в чудную карету, мышата – в быстрых коней.
Увидел их король и говорит:
– Младшему после моей смерти будет принадлежать королевство!
Так младший сын получил корону короля и правил долго, мудро и счастливо жил со своей молодой женой!

(По сказке Братьев Гримм)

Вопросы и задания

1. Сюжет какой сказки напоминает тебе сказка «Три пёрышка»?

2. Какие признаки жанра сказки ты подметил? Выдели и запиши их.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

3. Как ты думаешь, в соответствии с каким признаком жанра сказки хороших и добрых героев называют «Дурень», «Глупец», «Дурак» и т.д.?

4. Сходство с какими сказками ты находишь в содержании этой сказки?

5. Если бы тебе нужно было сочинить сказку данной тематики, то каких героев ты бы выбрал для своей

Жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик как мальчик. А сладу с ним никакого не было. Однажды случилось с ним необыкновенное происшествие.
Читал Нильс учебник, читал, постепенно буквы стали прыгать перед глазами, а потом Нильс заснул...
В комнате стоял сундук матери. В нём она хранила свои драгоценности и наряды. Нильса она не подпускала к сундуку. И вдруг сквозь сон Нильс видит: кто-то открывает крышку сундука! Кто же открывает сундук, ведь он был закрыт? Что за тень мелькает в углу? Вот она поползла по краю... Мышь? Нет, это не мышь...
Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки.
«Да ведь это гном! – догадался Нильс. – Самый настоящий гном!»
Мать часто рассказывала Нильсу о гномах. Они живут в лесу. Они умеют говорить и по-человечьи, и по-птичьи, и по-звериному. Они знают о всех кладах, которые хоть сто, хоть тысячу лет назад были зарыты в землю. Захотят гномы – зимой на снегу цветы зацветут, захотят – летом замёрзнут реки.
Ну, а бояться гнома нечего. Что плохого может сделать такое крошечное существо!
Гном не обращал внимания на Нильса. Он всецело был поглощён рассматриванием старинной безрукавки, что лежала в сундуке. Она была расшита мелким речным жемчугом.
Хорошо бы столкнуть его в сундук и захлопнуть крышку! А можно ещё вот что...
Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза.
– Послушай, Нильс, отпусти меня, я дам тебе золотую монетку, – взмолился наконец гном. Но Нильс ещё раз взмахнул сетку. И тут кто-то вдруг отвесил ему такую затрещину, что сетка выпала у него из рук. Когда же он, кряхтя и охая, встал, то гнома уже и след простыл.
«Приснилось мне всё это, что ли?» – подумал Нильс. И вдруг он увидел, что из зеркала на него смотрит крошечный человечек. И тут он понял: гном заколдовал его и превратил в маленького гнома.
Что же будет дальше?! Но тут у Нильса над головой зашумели крылья. Это с юга на север летели дикие гуси. Домашние гуси заволновались. А самый молодой гусь Мартин закричал: «Подождите меня!»
– Стой! Стой! – закричал Нильс и ухватил Мартина за шею. Но Мартин даже не почувствовал этого и взмыл в небо.
Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже были высоко в небе... Гуси летели в Лапландию... Нильсу даже стало весело...

(С. Лагерлёф)

Вопросы и задания

1. Выполни краткий пересказ этого отрывка.
2. Запиши план этого текста:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

3. Зачитай отрывок, в котором говорится о том, как выглядел маленький гном.
4. Пофантазируй: как может закончиться эта сказка?
5. Постарайся прочитать это произведение дома полностью самостоятельно.
6. К какому жанру можно отнести это произведение? Докажи, что это так.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.