Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-нибудь другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча. – Добрый вечер, – сказал на всякий случай Маленький принц. – Добрый вечер, –- ответила змея. – На какую это планету я попал? – На Землю, – сказала змея. – В Африку. – Вот как. А разве на Земле нет людей? – Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая. Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу. – Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся, – задумчиво сказал он. – Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог опять найти свою. Смотри, вот моя планета – прямо над нами... Но как до неё далеко! – Красивая планета, – сказала змея. – А что ты будешь делать здесь, на Земле? – Я поссорился со своим цветком, – признался Маленький принц. – А, вот оно что... – И оба умолкли. – А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне всё-таки одиноко... – Среди людей тоже одиноко, – заметила змея. Маленький принц внимательно посмотрел на неё. – Странное ты существо, – сказал он. – Не толще пальца... – Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, – возразила змея. Маленький принц улыбнулся. – Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь... – Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, – сказала змея. И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет. – Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, – сказала она. – Но ты чист и явился со звезды... Маленький принц не ответил. – Мне жаль тебя, – продолжала змея. – Ты так слаб на этой Земле, жёсткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу... – Я прекрасно понял, – сказал Маленький принц. – Но почему ты всё время говоришь загадками? – Я решаю все загадки, – сказала змея. И оба умолкли. Маленький принц пересёк пустыню и никого не встретил. За всё время ему попался только один цветок – крохотный, невзрачный цветок о трёх лепестках... – Здравствуй, – сказал Маленький принц. – Здравствуй, – отвечал цветок. – А где люди? – вежливо спросил Маленький принц. Цветок видел однажды, как мимо шёл караван. – Люди? Ах да... Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать – неизвестно. Иx носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно. – Прощай, – сказал Маленький принц. – Прощай, – сказал цветок. Маленький принц поднялся на высокую гору. "Какая странная планета!– подумал Маленький принц. (393 слова)
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вопросы и задания
1. Как Маленький принц оказался на земле? 2. Что вызвало у него удивление на чужой планете? Расскажи. 3. Кого он стремился увидеть? Почему?
Работа 1
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАРИКА И ВАЛИ (отрывок)
Сверху, с мокрых листьев, падали на крышу тяжелые, словно чугунные ядра, капли воды. В домике было тепло и сухо. Профессор и ребята растянулись на полу. Ковры были мягкие, как пуховики. Но путешественники долго не могли заснуть. Это была их первая ночь в странном, новом для них мире, где за один только день они так много пережили и встретили так много опасностей. Валя лежала с открытыми глазами. Она смотрела не отрываясь на голубую звезду, которая висела над входом в пещеру. Звезда была такая большая, как полная луна, но только часто-часто мерцала. Вот так и дома, когда лежишь в кровати и смотришь в окно, перед глазами качается большой, похожий на луну, веселый уличный фонарь. Валя закрыла глаза. На минуту ей показалось, что она лежит у себя дома в теплой кровати и слушает уличный шум. Дверь в соседнюю комнату прикрыта, но из-под двери виднеется желтая полоска света. В столовой мама убирает посуду. Гремят тарелки и чашки, звенят чайные ложечки.
(Ян Ларри)
Задания
1. Прочитай отрывок вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст до конца.
4. Найди и подчеркни в тексте волнистой линией те выражения, в которых автор использует сравнения.
5. Найди в тексте описание воспоминаний о родном доме Карика и Вали, в котором они жили до своего превращения; отметь карандашом начало и конец этого отрывка.
6. Чьими глазами автор смотрит на этот дом: а) Карика; б) Вали; г) профессора. Обведи нужную букву.
7. Подчеркни одной чертой те слова и выражения, которые подтверждают предыдущий ответ.
8. Придумай и запиши название для этого отрывка.
Работа 2
ВЕСНА (отрывок)
Над первыми цветами прогудела Налаженным моторчиком пчела... Садовнику сегодня много дела, Ждут пахаря великие дела. С лица земли сметен последний снег, И грач в таком веселом настроенье, Как будто он не грач, а человек И сочинил сейчас стихотворенье. Запасом убедительных речей Богат словоохотливый ручей, И жаворонок стынет в ожиданье, Готов к полету мирного заданья.
(М.Светлов)
Задания
1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2. Подчеркни одной чертой слова и выражения, при помощи которых поэт оживляет образ ручья.
3. Найди в стихотворении сравнения и подчеркни их волнистой линией.
4. Соедини дугами рифмующиеся слова во всех трех строфах.
5. В какой из строф использована: а) парная рифма (аабб); б) перекрестная рифма (абаб). Поставь напротив каждой строфы букву а или б.
Работа 3
ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО (отрывок)
...Вот вошла она (старуха) в государскую комнату, помолилась на иконы и поклонилась королю. – Что скажешь, старушка? – спросил король. – Да вот пришла к твоей милости; не во гнев тебе сказать: есть у меня купец, у тебя товар. Купец-то – мой сын Мартынка, пребольшой умница, а товар – твоя дочка, прекрасная королевна. Не отдашь ли ее замуж за моего Мартынку? Король тем же часом собрал к себе всех господ министров, и начали они судить да рядить: какой бы ответ дать этой старухе? И присудили так: пусть-де Мартынка за единые сутки построит богатейший дворец, и чтоб от того дворца до королевского был сделан хрустальный мост, а по обеим сторонам моста росли бы деревья с золотыми и серебряными яблоками, на тех на деревьях пели бы разные птицы, да еще пусть выстроит пятиглавый собор: было бы где венец принять, было бы где свадьбу справлять. Если старухин сын все это сделает, тогда можно за него и королевну отдать. Ровно в полночь встал Мартынка с постели, вышел на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку – и тотчас явились перед ним двенадцать молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос. – Что тебе понадобилось, Мартын, вдовин сын?
(По А.Афанасьеву)
Задания
1. Прочитай текст вполголоса.
2. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки): а) наличие волшебного числа; б) присутствие тотемного дерева; в) наличие тотемного зверя или птицы; г) обращение к помощи волшебного предмета; д) необходи- мость выполнения героем сложного задания; е) мотив ухода главного героя из дома. Обведи нужные буквы.
3. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
4. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами те конкретно-исторические подробности жизни, которых не могло быть в самой древней сказке, существовавшей до появления на Руси христианской Церкви.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минуту):
4-й уровень – 90 и более слов в минуту, целыми словами;
3-й уровень – 80 слов в минуту, целыми словами;
2-й уровень – меньше 75 слов в минуту, целыми словами;
1-й уровень – меньше 70 слов в минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания прочитанного (в том числе различение авторской точки зрения и точки зрения героев), эмоционально точное восприятие текста, выражение смысла текста в названии:
4-й уровень – верно выполнена работа 1 (вопросы 5, 6, 7, 8);
3-й уровень – неверно выполнена работа 1 (вопрос 6);
2-й уровень – на два из четырех вопросов дан неверный (неточный ответ).
1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.
3. Владение литературоведческими понятиями (строфа, рифма парная, рифма перекрестная), узнавание литературных приемов (сравнения, олицетворения):
4-й уровень – верно выполнены работа 1 (вопрос 4) и работа 2 (вопросы 2, 3, 4, 5).
3-й уровень – на два из пяти вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
2-й уровень – на три из пяти вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Понимание жанровой специфики сказки, умение обнаружить в ней связь с древними представлениями о мире и приметы конкретно-исторического времени:
4-й уровень – верно выполнено задание 3 (вопросы 2, 3, 4);
3-й уровень – не выполнена или выполнена с ошибкой работа 3 (вопрос 3 или работа 4);
2-й уровень – на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление