Старой спорить ли, тщедушной, С ней – царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных* ветерков!
А что шума, что гуденья, Тёплых ливней и лучей, И чириканья, и пенья!.. Уходи себе скорей!
У неё не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь – и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам! Вон уж пчёл рои шумят, И летит победным флагом Пёстрых бабочек отряд! (76 слов)
(А.Майков)
Вопросы и задания
1. Как Весна вступает в свои права? Рассказывая, используй слова и выражения из стихотворения. 2. Как автор называет Зиму? Что он хотел показать этими выражениями? 3. Какие звуки можно услышать, читая стихотворение А.Майкова?
* Благовонный – ароматный, душистый.
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: – Не бойтесь – это солнце! Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: – Приветствуем вас, владыка мира! Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны. – Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли? Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят, и говорят: – Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы. Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – мы такие простые... Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и смеются! Сняв почтительно шляпу, я говорю им: – Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но у меня сегодня нет времени... День пришёл!
(228 слов) (М.Горький)
Вопросы и задания
1. Расскажи, как рождается новый день? 2. Как автору удалось изобразить беседу волн и солнца? 3. Как вели себя шаловливые цветы с человеком? О чём они его просили?
В нашей стране все знают имя замечательного садовода Ивана Владимировича Мичурина. Его отец был садовод-любитель. Маленький Ваня мало играл с соседскими ребятами. Его чаще можно было видеть в саду или на огороде. Там он выискивал самые лучшие семена гороха, отборные, крупные косточки вишен, слив. Карманы мальчика всегда были набиты семенами. Дома он раскладывал их по сортам. В саду и в огороде Ваня завёл свои грядки и высаживал на них семена. Ему хотелось вывести самые лучшие сорта растений: сладкий горох, крупные сладкие вишни и сливы. Ваня делал опыты. Иногда они не удавались, но это мальчика не смущало. Он снова сажал свои растения и отборные семена. Родители Мичурина были небогатые. Учиться много ему не пришлось. С ранних лет Иван Владимирович поступил на службу и сам начал зарабатывать себе на хлеб. Всё время после службы Мичурин проводил в саду, делал опыты. По вечерам, особенно зимой, Иван Владимирович читал книги по садоводству. Через несколько лет у Ивана Владимировича вырос чудесный сад. В саду у Мичурина даже рябина стала хорошим плодовым деревом. А низенькие вишнёвые деревья были густо обсыпаны ягодами. На яблонях висели яблоки, да такие крупные, что одно яблоко едва удержишь в руках. Мичурин много и упорно работал. Теперь во всех уголках страны растут мичуринские сорта яблонь и груш, слив и вишен. (206 слов)
Вопросы и задания
1. Как маленький Ваня стремился к своей цели, к своей профессии? 2. Когда ты слышишь словосочетание "мичуринские сорта", какие фрукты ты себе представляешь? 3. Какими человеческими качествами обладал Иван Владимирович Мичурин?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление