КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. ЛЕКЦИЯ 12. Публичное выступление как разновидность ораторской прозы
ЛЕКЦИЯ 12. Публичное выступление как разновидность ораторской прозы План: 1.1 Подготовка ораторского выступления 1.2 Композиция выступления Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской речи. Специфика ораторской речи состоит в том, что она может быть максимально подготовленной. Подготовка к выступлению состоит из нескольких этапов. Первый этап подготовки в классической риторике называется инвенция. На этом этапе необходимо: 1. Выделить тему речи, определить то, о чем следует сказать; серьезной риторической ошибкой будет попытка охватить в одном выступлении несколько тем. 2. Подразделить основную тему на ряд подтем, обеспечить разностороннее рассмотрение темы. 3. Выдвинуть основной тезис, главную мысль выступления: неправильно поступают люди, пытающиеся обосновать в одном выступлении несколько тезисов. 4. Определить стратегию выступления, т.е. выбрать основной путь к успеху (это может быть логически стройная защита собственного тезиса, опровержение тезисов возможных оппонентов, аргументация к чувствам слушателей, использование различных уловок и др.). Второй этап подготовки в классической риторике называется диспозиция (расположение). Он начинается со сбора информации. Необходимо узнать максимум о том, о чем пойдет речь. Третий этап подготовки в классической риторике называется элокуция (выражение), в это время происходит «превращение мысли во фразу». Здесь необходим тщательный отбор слов и их сочетаний для построения каждой фразы, при этом учитываются все признаки слова: значение, звучание, стилистические свойства, сочетаемость и т.д. Особое внимание обращается на соответствие речи таким требованиям, как правильность, точность, уместность, богатство, ясность. Важная задача – удачно использовать фигуры и тропы. Хорошо подготовленная речь должна не только убедить, но и доставить эстетическое наслаждение. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Современное построение речи предполагает три обязательных структурно-смысловых части: введение (начало), основная часть (аргументация) и заключение (концовка). Главная задача вводной части – привлечь внимание слушателей, убедить их серьезно отнестись к выступлению. Показательно, что Цицерон советовал писать введение только после того, как подготовлен весь текст речи – это очень важная часть, которая должна быть органически связана с другими разделами. В риторике обычно различается естественное начало, в котором называется основная проблема выступления, показывается ее значимость для аудитории, внезапное начало – сообщение о каких-то фактах, способных поразить слушателей, вызвать их эмоциональный подъем; ораторское начало – более осторожное, настраивающее слушателей; в этом случае оратор осторожно проверяет реакцию слушателей на свои слова, прикидывает, какой из подготовленных вариантов выступления окажется наиболее эффективным. К классической триаде можно добавить еще один тип: интригующее начало, совершенно неожиданное для слушателей по форме. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного выступающим. Эти методы хорошо описаны в различных учебных пособиях по риторике, поэтому дадим им лишь краткую характеристику. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Вопросы: 1. Подготовка к выступлению. 2. Этапы подготовки. 3. Композиция выступления. 4. Способы фиксации и использования подготовленного текста выступления. 5. Процесс выступления. 6. Имидж оратора. 7. Типы аудитории (слушателей). 8. Поведение в нестандартных ситуациях. 9. Приемы косвенного воздействия.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |