Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к ЗАЧЕТУ по риторике




Фонд оценочных средств по дисциплине

Вопросы

1. Русский национальный язык и его подсистемы.

2. Русский язык как государственный. Языковая политика.

3. Русский язык как нормированный вариант общенародного русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.

  1. Определение риторики. Законы риторики. Связь риторики с другими науками и дисциплинами.
  2. Древнегреческое красноречие: причины возникновения риторики, типы древнегреческого красноречия, риторика Горгия, Сократа, Демосфена, Платона.
  3. Древнегреческая риторика Аристотеля. Прочитать наизусть отрывок из «Метафизики» или «Поэтики».
  4. Римское красноречие: Аппий Клавдий Цек, Марк Порций Катон, Марк Антоний, «Риторика к Гереннию, Цицерон. Прочитать наизусть отрывок «Из первой речи против Катилины, произнесенной в храме Юпитера Статора, 8 ноября 1963г.» или из «Самой короткой речи Цицерона».
  5. Риторика Марка Фабия Квинтилиана. Прочитать наизусть отрывок «Из риторических наставлений: о воспитании оратора, как распознавать способности детей».
  6. Ораторское искусство в средние века и в «новое время»: Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, возникновение гомилетики, университетской лекции.
  7. Красноречие в России: древнерусское красноречие, первые русские риторики Макария, М.Усачева, Ф.Прокоповича, «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Прочитать наизусть отрывок из «Проекта речи в академическом собрании о переустройстве университета» или из «Краткого руководства к красноречию» М.В. Ломоносова.
  8. Красноречие в России: риторики М.М. Сперанского, А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, М.В.Буташевич – Петрашевского. Судебное красноречие: Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, П.С. Пороховщиков, (П.Сергеич), А.Ф.Кони. Прочитать наизусть отрывок из «Общей риторики Кошанского или из речи «Федор Михайлович Достоевский» А.Ф.Кони.
  9. Полемика: подготовка к спору, ведение спора по сути. Прочитать наизусть отрывок из введения к книге «Языковая структура» А.Ф.Лосева.
  10. Полемика: аргументы к слушателям, аргументы к личности оппонента. Прочитать отрывок «Из Карачаровских записей 1955 и 1962г. И.С. Соколова-Микитова.
  11. Переговоры: подготовка к переговорам, ведение переговоров. Прочитать наизусть отрывок из статьи «Наши плюралисты» А.И.Солженицына.
  12. Переговоры: уловки на переговорах, ведение переговоров в специальных условиях. Прочитать наизусть стихотворение А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору студента).

13. Ораторика: подготовка к выступлению. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

  1. Ораторика: процесс выступления, приемы косвенного воздействия. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).
  2. Беседа и речевой этикет. Приемы активизации беседы.
  3. Правильность и выразительность речи: нормативность речи, выразительность речи. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).
  4. Языковые средства риторики: риторические фигуры (аллитерация, смысловой повтор, словесный повтор, повтор однокоренных слов, синтаксический параллелизм, инверсия, эллипсис, антитеза, анафора, эпифора, кольцо, хиазм, аллегория, аллюзия, умолчание, риторический вопрос и т.д.).
  5. Языковые средства риторики: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, лилота, сравнение, эпитет, антономазия, перифраза, ирония).
  6. Общая характеристика функционального стиля научной литературы: способ изложения материала, лексика научного текста. Работа с текстом.
  7. Характеристика морфологических средств научного текста: существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, предлоги, союзы, частицы. Работа с текстом.
  8. Характеристика синтаксических средств научного текста. Экстралингвистические (неязыковые) средства, подъязыки и жанры. Работа с текстом.
  9. Структурные особенности научного произведения: логическая схема научного исследования, рубрикация, композиция, объем. Работа с текстом.
  10. Аннотация: определение, сущность и назначение аннотации. Виды аннотации. Составить аннотацию.
  1. Реферат: структура и содержание реферата, требования к составлению рефератов. Проанализировать подготовленный реферат на научное издание по лингвистике (по выбору студента).
  2. Оформление научной работы: общая характеристика оформления научной работы, справочно-бибилиографический аппарат научного издания, библиографическое описание, библиографическая сноска, библиографический список. Работа с текстом.
  3. Оформление научной работы: цитирование, цитация. Работа с текстом.
  4. Оформление научной работы: сокращение. Работа с текстом.
  5. Оформление научной работы: иллюстрация. Работа с текстом.
  6. Оформление научной работы: цифровое обозначение. Работа с текстом.
  7. Проанализировать речевое поведение говорящего: диктора, комментатора, официального лица, учителя. Предложить набор рекомендаций, которые могли бы способствовать устранению барьеров в процессе коммуникации.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Когда возникла риторика как наука и почему?

2.Кто такие софисты и каковы были их методы рассуждения?

3.Назовите великих ораторов древности и расскажите о каждом из них.

4.В чем состоят особенности теоретического наследия Платона по проблемам риторики?

5.В чем состоят особенности теоретического наследия Аристотеля по проблемам риторики?

6.Перечислите основные разделы античного риторического канона.

7.Каковы особенности инвенции как первого раздела античного риторического канона?

8.Какие приемы можно использовать в 4 разделе античного риторического канона, чтобы запомнить свою речь?

9.Перечислите основные требования 3 раздела античного риторического канона: Элокуции.

10. Что собой представляет направление в риторике, которое называется азианство?

11.Назовите особенности риторики Древнего Рима.

12.Какие произведения по риторике написал Цицерон и в чем суть этих произведений?

13.Дайте определение понятию: «азианство». Кто из ораторов поддерживал это направление в развитии риторики?

14.В чем заслуга Квинтилиана как теоретика риторики?

15.Кого из известных ораторов Древнего Рима Вы можете назвать? Расскажите о них.

16.Дайте определение понятиям «диалектика», «софистика», «эристика».

17. В чем основа правильного спора?

18.Какие могут быть логические ошибки в доказательствах?

19. Каковы нечестные приемы, используемые во время спора?

20.Как правильно подготовить научный доклад?

21.Каковы требования к структуре научного доклада и к введению понятий?

22.Что такое методологические требования к научному докладу и как их соблюсти?

23.Перечислите некоторые методические требования к научному докладу.

24.Дайте определение понятию: «культура речи».

25.Что собой представляют стили речи?

26.Дайте определение понятию: «ораторский стиль речи»?

27.Что такое фигуры речи? Приведите примеры градации и параллелизма.

28. Что такое тропы? Приведите примеры метафоры и идиомы.

29.В чем состоят особенности соотношения: Оратор – Аудитория?

30.Дайте определение оратора и его свойств.

31.Дайте определение аудитории и ее свойств.

32.Что такое невербальные методы общения оратора с аудиторией?

33.Дайте определение понятиям «ораторская лихорадка» и «ораторское волнение».

34.Каковы причины возникновения страха у оратора при встрече с аудиторией. Как его преодолеть?

35.Начертите график восприятия аудиторией речи оратора.

36.Дайте определение понятиям: «плеоназм», «контаминация», «неразличение паронимов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.