Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты контроля качества усвоения дисциплины




Вставьте пропущенное слово.

Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову.

 

К основным законам риторики не относится закон

а) гармонизирующего диалога

б) удовольствия

в) эмоциональности речи

г) краткости

 

Риторика относится к … наукам

а) философским

б) гуманитарным

в) лингвистическим

г) филологическим

 

Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики

а) наука о речи, об ораторском искусстве

б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи

в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи

 

Общая риторика отличается от частной тем, что

а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации

в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи

г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени

 

Частная риторика делится на:

а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую

б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную

г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную

 

Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

а) Египет

б) Греция

в) Китай

г) Рим

 

Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий

 

Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит

а) Платону

б) Аристотелю

в) Демосфену

г) Цицерону

 

10.Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»

а) Сократ

б) Платон

в) Цицерон

г) Горгий

 

Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел

а) во второй половине 18 в.

б) в первой половине 19 в.

в) в первой половине 20 в.

г) во второй половине 20 в.

 

Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается

а) светская направленность его книг по красноречию

б) систематизированность и широта обобщения риторики

в) популяризация в риторике научного знания и просвещения

г) опора на традиции и черты античного красноречия

 

Ренессанс риторики в современной России связан с именами

а) А.К. Михальской, А.А. Волкова

б) Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского

в) В.В. Виноградова

г) И.А. Стернина

 

Вставьте пропущенное слово.

Коммуникация – это специфический обмен …, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

 

15.Основными типами коммуникации по установочной задаче являются

а) информационная, дискутивная, письменная

б) информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)

в) непосредственная – опосредованная

г) межличностная, групповая, массовая

 

16. Описание стилей речевого общения - дистантный, дружеский и неопределенный - предложил

а) Дж. Сирл

б) Х. Грайс

в) Р. Лакофф

г) Дж. Остин

 

17. Наиболее оптимальным в коммуникации является

а) авторитарный стиль

б) демократический стиль

в) общение – заигрывание

г) общение на основе совместной деятельности

 

18. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят…- нарушен постулат

а) коммуникативная заинтересованность

б) настроенность на мир собеседника

в) коммуникативная компетенция

г) умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего

 

19. К невербальным средствам общения не относится

а) дистанция между партнерами по общению

б) голос

в) улыбка

г) внешний вид

 

20. Установите соответствие между типом и значением жеста

 

Тип жеста Значение жеста
1. Эмблематические жесты 1. Управляют ходом коммуникативного процесса, т. е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию
2. Иллюстративные жесты 2. Выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации
3. Регулятивные жесты 3. Имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста

 

21. Проксемика как наука изучает

а) зрительный контакт между собеседниками

б) язык жестов

в) дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах

г) коммуникативно-значимые движения и позы участников речевого события

 

К некооперативным стратегиям не относятся

а) споры

б) ссоры

в) убеждения

г) уклонение от ответа

 

В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику

а) представления

б) просьбы о помощи

в) предложения собственной помощи

г) личных вопросов собеседнику

 

Искусство комплимента, намека, шуткисвязывают со следующими тактиками речевого воздействия

а) прямые

б) косвенные

в) непосредственные

г) опосредованные

 

Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи

а) описание

б) рассуждение

в) повествование

г) повествованием с элементами описания

 

Определите жанр диалогической речи

а) проповедь

б) интервью

в) лекция

г) адвокатская речь

 

Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит

а) Аристотелю

б) Гомеру

в) Цицерону

г) М.В. Ломоносову

 

Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи

а) расположение

б) выражение

в) изобретение

г) произнесение (исполнение) речи


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абзац (нем.) - часть текста (его компонент), обладающая самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на письме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонационно.

Автор (лат.) - создатель какого- либо произведения. Авторство предполагает высокую степень самостоятельности (ср.: плагиатор).

Авторская позиция (лат.) - точка зрения, идея, которую проводит, отстаивает говорящий или пишущий (см. замысел автора).

Адресат речи (нем.) - лицо (лица), к которым обращена речь; получатель информации, заключенной в высказывании.

Академическое (греч.) - мастерство научного доклада, вузовской и иной

красноречие лекции, учебной беседы, популяризации знаний и пр.

Активность речевая (лат.) - свойство личности: участие в диалогах, быстрые реакции, быстрый и точный выбор слов и пр.

Актуальность речи (лат.) Важность, нужность ее содержания слушателям.

Анализ риторический (греч.) - вид филологического анализа речевых произведений; средство самоконтроля, редактирования.

Анафора (греч.) единочастие, повторение начальных слов ряда предложений или оборотов речи.

Аргумент (лат.) - довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно - факт, бесспорный, неопровержимый, ясный проверенный.

Аудитория (лат.) - слушатели лекции, доклада и т.п., а также слушатели радио- и телепередач; адресат речи оратора, лектора, на уровень возможностей и интересов аудитории ориентируется лектор.

Афоризм (греч.) - краткое меткое изречение, лаконичное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль; нередко строится как антитеза или иная фигура. Служить бы рад - прислуживаться тошно! (Л.С. Грибоедов).

Богатство речи Различают богатство содержания и богатый выбор языковых средств: разнообразие лексики, синтаксических конструкций, а в устном варианте – интонации, владение голосом, паузы и пр. богатству речи противостоит ее бедность, однообразие.

Введение (вступление) - начальная структура часть композиции речевого произведения.

Виды речи (психологическая классификация): речь внутренняя, мысленная, и речь внешняя, она подразделяется на устную (говорение и аудирование) и письменную (письменное выражение мысли и чтение).

Внешний облик (внешность) оратор. По мнению П. Л Сопера, речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение - не обмен текстом, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость - все это привлекает слушателей.

Внешняя речь - речь для других, материализованная в виде акустических или графических комплексов; ее виды: говорение и письмо - аудирование и чтение.

Внутренняя речь (мысленная) различается по целям: подготовка к внешней речи, устной или письменной; диалог с самим собой; последняя имеет ступени глубины; глубинные структуры характеризуются использованием невербальных средств: образов, схем.

Военное красноречие - одна из ветвей мастерства убеждения; речи полководцев отличаются силой призыва, лаконизмом, афористичностью, эмоциональностью.

Воодушевляющая речь она не может нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого призыва к действию, но она помогает человеку почувствовать себя личностью, проникнуться нравственной идеей, укрепляет силу духа, волю. Обращена к чувствам, к духовному миру человека. Например, церковная проповедь.

Вопрос риторический (фигура) или вообще не требует ответа, или ответ содержится в самом вопросе, например. Что может быть постыднее недомыслия? (Цицерон), или ответ будет дан в речи оратора.

Восклицание (фигура) — выражение эмоций автора, прием, привлекаю-

риторическое щий внимание слушателей.

Восприятие речи (аудирование, чтение) — вид внешней речи, прием сигналов акустических или графических, их перекодирование на мыслительный код, понимание смысла.

Вывод - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается илиопровергается тезис.

Гомилетика (греч) - учение о мастерстве церковной проповеди, беседы священника с верующими и пр.

Градация (лат.) - стилистическая (риторическая) фигура: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, усиливающая впечатление.

Деловая речь Устная: переговоры в производной, коммерческой, административной сферах; письменная: используемые в этих сферах документы (договоры; акты, доверенности, заявления и пр). Отличается высокой точностью, строгой юридической обоснованностью, полным отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

Диалог (греч) - разговор двух человек (иногда – нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий все время меняются ролями. Употреблен термин диалогическая речь.

Дипломатическое красноречие - одна из ветвей ораторского мастерства, требует высокой точности, соблюдения этикета. Высокого уровня культуры, международных правовых норм.
Доказательство -логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезисы, гипотезы). Бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктивные и индуктивные. В доказательстве используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположенных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).
Жест (фр.) Жестикуляция – движения (руками), головой и пр., сопровождающие речь с целью выразительности. Жест помогает оратору передать свои чувства, мысль, подчеркнуть важное. Жестами передают утверждение и отрицание, изумление и пр.
Инвенция (лат.) – один из основных разделов классической риторики, «изобретение»; в нем определились правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.
Инверсия (лат.) Изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передачи оттенка мысли (стилистический прием): Вывели лошадей, Не понравились они мне (Тургенев). В данном примере сказуемое не понравилось приобретает фразовое ударение и особую интонацию, передающую сомнение.
Индивидуальный стиль   (лат.) – совокупность особенностей выбора слов, повторения предложений и текста, использования выразительно-изобразительных средств языка, присущих данному автору.
Интеллект   (лат.) – мыслительная способность человека, рассудок, разум. Интеллектуальное развитие – основа речевого развития.
Интенсивность речи   (лат.) – ее энергия, волевая напряженность, страстность, высокая активность оратора; сила голоса, его напряжение, энергия.
Информационная речь   (лат.) – содержащая сообщение новых, актуальных, ценных сведений; в отличие от агитационной, воодушевляющей к действию речи, ее главная цель – сообщение.
Классическая риторика   - учение, сформировавшееся в Древней Греции, развитое в Риме (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.), получившее развитие во Франции и других странах Европы, включая Россию (Ломоносов, Сперанский, Кошанский и др.), преподававшееся в учебных заведениях. Ныне в значительной мере уступает место неориторике.
Клише   (фр.) – речевой стереотип, готовый оборот, стандарт, легко используемый в определенных условиях; облегчает восприятие. Используется в массовой коммуникации, напр., в сообщении о землетрясении: Жертв и разрушений нет.
Коммуникативная цель   - цель взаимопонимания: чтобы тебя услышали и поняли; задача воздействия: чтобы тебя послушались; задача продолжения общения: чтобы тебе ответили.
Коммуникация   лат.) – общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка – речь. Возможна невербальная коммуникация.
Контакт   (лат.) – связь, общение, взаимопонимание, взаимодействие. Контакт оратора с аудиторией – условие эффективности его речи.
Красноречие - мастерство (иногда искусство) устной речи, способность говорить убедительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается в результате длительного самосовершенствования, специального обучения, отличного владения языком.
Культура речевого общения   - соблюдение совокупности требований к хорошей, т.е. достигающей коммуникативных целей речи: а) актуальность, истинность, способность заинтересовать слушателя; б) соответствие законам логики и композиции; г) целесообразный выбор средств языка, выразительность и др.
Лаконичная речь   (греч.) – речь краткая, четкая, чеканная: словам тесно: - мыслям просторно.
Лекция   (лат.) – публичное выступление на научную тему в вузе, в колледже, в гимназии. Читаются циклы лекций, целые лекционные курсы. Лекция подчиняется правилам: временные рамки, строгий научный стиль речи, последовательность, логика.
Литота   - один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.
Личность оратора   - предполагает совокупность и взаимодействие всех аспектов его социального, интеллектуального, духовного облика, его характера и воли, темперамента и культуры. Особенно высокие требования к личности оратора предъявляли классики риторики в Древней Греции, в Риме.
Логика   (греч.) – наука о формах и закономерностях мышления. Ее единицы: Понтия, суждения, умозаключения разнообразных типов. Операции: выделение признаков явлений, сравнение, обобщение, субординация понятий, построение рассуждений, доказательств и др. Средства логики широко использует риторика. Важнейшие законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон транзитивности равенства, закон двойного отрицания и др.
Логическое ударение   - усиление голоса на том слове в фразе, которое автор хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу!
Логичность речи   -одно из требований культуры общения. Соблюдение законов и правил логики: так, закон тождества будет нарушен, если оратор, - может быть, неосознанно, - начав речь, термином экология обозначает одно понятие, ав дальнейшем вкладывает в это слово иное понятие (значение).
Логос   (греч.) - одно из трех оснований риторики в античном мире: этос – этическое начало, логос – словесное, мыслительное начало, пафос – эмоциональное начало.
Манера оратора   -личностныесвойства, привычки, факты внешнегоповедения: сдержанность - развязность, открытость - замкнутость, доброжелательность - безразличие и пр. известно, чтоораторам вредили привычки сморкаться, вытирать пот, чрезмернаяжестикуляция, привычка смотретьв сторону, часто поправлять воротничок и т.п.
Меморио   (лат.) - так называли раздел античной риторики, в котором рассматривались приемы запоминания, сохранения в памяти всего того, что подготовлено оратором на первых трех этапах работы над содержанием речи, над композицией, над словесным выражением.
Механизм речи   (греч.) - научные представления о том, как протекает процесс формирования высказываний на внутреннем и внешнем уровнях: мотивация, определение содержания, плана и словесного выражения, материализация высказывания в акустическом или графическом коде, восприятие речи и ее понимание.
Мимика   (греч.) - движение лицевых мышц, средство передачи душевного состояния говорящего.
Модель   (фр.) - схема, изображение или описание какого-то явления; риторика использует модели текстов, их компонентов при изучении образцов (моделирование) и в построении текстов по моделям.
Монолог   (греч.) – речь одного человека, в отличие от диалога. Речь оратора имеет форму монолога. Однако в некоторых ситуациях, монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.
Невербальные средства общения     - неязыковые: взгляды, мимика, улыбка, жесты, указания на предметы, различные сигналы – стук, звонок, рисунок; в тактильном общении – прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.
Неориторика   (греч.) – новая риторика, возникла во второй половине XX в. на основе идей классической риторики, как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу неориторики положены новые научные направления – психолингвистика, теория коммуникации, лингвистика текста и др.
Норма языковая   (лат.) – общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы и пр. в использовании языка. Выделяется произносительная норма (фонетика, орфоэпия, интонация) словоупотребительная, лексическая – ее определяют словари; морфологическая – правила формообразования; синтаксическая; орфографическая.
Обращение риторическое   - стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия, напр.: ветры мои, ветры, вы буйные ветры! (русск. народ. Песня).
Общая риторика   - такой курс риторики, в котором излагаются риторические правила работы над содержанием речи, над ее планом и композицией, над языковым выражением мысли, приемами выразительности речи, над выступлением оратора. Наряду с общей возникли частные риторики, в которых рассматривались правила речи в отдельных сферах: «Частной риторики» Н.Ф.Кошанского «Словесность», «Разговоры», «Письма», «Ученость» и пр. возникли специальные риторики: судебные, академические, богословские и пр.
Оксюморон   (греч.) – стилистическая фигура, в которой как бы сливаются противоположности: грустная радость (Есенин), живой труп (Л.Толстой) и пр.
Оратор   (лат.) – тот, кто выступает с речью; профессионал, владеющий мастерством, богатствами языковых средств, выразительностью.
Ораторская речь     - речь, обращенная ко многим людям, убеждающая людей, речь мастерская, граничащая с искусством.
Парадокс   (греч.) – суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением; неожиданный поворот в рассуждении, «зигзаг» мысли.
Параллелизм - одинаковое построение соседних предложений или их частей.
Педагогическая риторика   - одно из специальных направлений риторики, связана с мастерством учебного диалога, с культурой речи учителя.
Повторы слов, оборотов речи, предложений   - стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце – эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр.
Политические речи   (греч.) – речи, связанные с социальными проблемами, с борьбой партий, с деятельностью власти и пр. Весьма широко представлены в практике ораторского искусства. Как правило, полемичны, остры, имеют выраженную авторскую позицию, своего адресата.
Публичная речь   (лат.) – речь, открытая для всех, речь оратора. Противостоит интимной, дружеской, деловой, дипломатической речи.
Ритор - в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель ораторской речи.
Риторика (греч.) – теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи.
Стилистические (или риторические) фигуры - конструкции, способствующие выразительности речи: анафора (единочастие), эпифора (повтор-концовка), параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др.
Судебное красноречие - одна из ветвей риторического мастерства, речи выдающихся юристов, образцы судебных дискуссий и т.п.
Учебное красноречие - ветвь искусства общения, используется в педагогической деятельности, в педагогическом общении, в преподавании, воспитании.
Хрия (греч.) – в классической риторике схема рассуждения. Подвергалась критике как формальная схема.
Частные риторики - в области применения общих риторических установок в деятельности политической, судебной, академической, дипломатической, военной и пр.
Школы риторические - учебные заведения в Древней Греции и в Риме (позже в странах Европы), возглавлявшиеся известными ораторами (Лисий, Квинтилиан и др.). Школы различались и своими научными позициями.
Эзоповский язык - язык иносказаний, намеков, недомолвок, каламбуров, притч; высоко ценился в ораторских школах.
Эллипсис (лат.) – стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации.
Этикет (греч.) – установленный порядок поведения в определенных ситуациях, в том числе – порядок речевого поведения, употребления общепринятых речевых форм.
Язык Знаковая система, используемая для выражения мыслей, для общения; построенная на звуковой основе, для передачи мысли использует слова, обладает грамматическим строем, обеспечивающим функционирование системы и создание сложнейших структур текста.
Ясность речи - ее доступность адресату, ее точность, строгая логика, четкая композиция, краткость, лаконичность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.