Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные характеристики технологий активного обучения




К настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения технологий активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п.

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с его помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

· формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;

· давать целостное представление о профессии;

· развивать системное мышление специалиста;

· учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;

· овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.

Активные технологии обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

 

Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании.

5. Активность обучаемых (все ее виды), сопоставимая с активностью преподавателя.

6. Приобретение и развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.

7. Наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.

Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса:

1. усилить учебную мотивацию студентов за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов-стимулов);

2. создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому);

3. дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;

5. интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой;

6. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;

7. полнее учитывать индивидуальные особенности студентов.

В конкретных вариантах технологий активного обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, но ни одна из известных технологий не может в равной степени использовать все приемы. Многообразие технологий активного обучения представлено на рисунке 3., их краткая характеристика представлена в таблице 4.

В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы активное обучение. Подробную характеристику технологиям активного обучения дадим в Главе 3.

 

 

    üДеловая игра   üПсиходрама   üРазыгрывание ролей   ü Стажировка с выполнением должностных ролей   ü Игровое проектирование  
  Н Е И Г Р О В Ы Е


ü Анализ конкретных ситуаций («кейс-стади»)

 

ü Действие по инструкции (алгоритму)

 

ü Разбор корреспонденции

 

ü Решение производственных ситуаций и задач

    И Г Р О В Ы Е  
Выполнение дипломной работы
Стажировка без выполнения должност-ных ролей
«Мозговая атака»

Письменные работы
Дидакти-ческая игра

 


НЕИМИТАЦИОННЫЕ

ИМИТАЦИОННЫЕ

 

Рис. 3. Классификация основных технологий активного обучения

 

Таб.4. Обобщенная характеристика видов активных методов обучения, используемых в учебном процессе

 

Виды активных методов обучения Характерные особенности
   
1. Имитационные игровые занятия Отсутствие учета какого-либо из признаков выводит занятия из категорий игровых
   
1.1. Деловые игры Имитируется процесс управления объектом. Характеризуются обязательными признаками, отсутствие одного из которых не позволяет занятие считать деловой игрой.
1.2. Разыгрывание ролей Имитационный игровой метод активного обучения
1.3. Игровое производственное проектирование Имитируется процесс создания или совершенствования объекта
1.4. Компьютерные игры Искусственная образовательная среда (компьютер реагирует на решение играющего по заданному алгоритму)
2. Имитационные неигровые занятия  
2.1. Метод конкретных ситуаций Рассматривается отдельная организационная, экономическая или управленческая задача
2.2. Кейс с технологиями Ситуация, описывающая конкретные события (или последовательность событий), содержащая одну или несколько проблем, когда специалист (или их группа) стоят перед необходимостью принятия стратегического решения
2.3. Имитационное управление (задача) При наличии заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблем
2.4. Индивидуальный тренинг (тренинг) Инструмент проявления, исследования, проектирования, корректировки представления и поведения личности в коллективной работе
3. Неимитационные занятия Активизация обучения реализуется в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между обучающей системой (преподаватель) и обучаемым (студентом)
3.1. Проблемная лекция При реальном обеспечении самостоятельной творческой работы студентов контрольными вопросами, обсуждением и проч.
3.2. Практическое занятие и лабораторные работы При обеспечении регулярного представления преподавателю самостоятельно полученных студентами результатов, их анализ и доработка при обнаружении ошибок и улучшение  
3.3. Семинар и тематические дискуссии При привлечении студентов в качестве докладчиков и выступающих и всех участников для обсуждения поставленных вопросов: предоставление возможности сформулировать и развить свой собственный взгляд на данный вопрос, соотнести его с другими
   
3.4. Курсовой проект (курсовая работа) В ситуациях, когда обеспечен надежный контроль над самостоятельной работой студентов, а в ходе его получены результаты
3.5.Производственная практика или стажировка Прохождение практики студентом на конкретном рабочем месте, на реальной должности
3.6.Автоматизированные обучающие системы (АОС) При гарантированном регулярном контроле знаний студентов и процесса его самообучения
3.7. Групповая консультация Весь коллектив студентов привлекается к творческому обсуждению поставленных вопросов
3.8. Олимпиада или научно-практическая конференция При обеспечении надежного контроля самостоятельной подготовки студентов
3.9. НИРС (научно-исследовательская работа студентов) При контроле и гарантии самостоятельности выполнения студентами НИР (сама работа носит при этом исследовательский характер)
3.10.Педагогические игровые упражнения Развлекательные игры (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды и проч.), в которых в качестве игрового используется учебно-воспитательный материал
3.11. Тестовые методы: Целью тестирования является получение результатов об уровне подготовки обучаемого
Тестирование Тест Основные задачи: выявить пробелы (потребности) знаний; уточнить учебный план (программу); заинтересованность к изучению дисциплины; развить творческое мышление студентов; организовать самостоятельную работу студентов; Тесты помогают преподавателям определить уровень подготовки аудитории и являются средством контроля знаний.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.