КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и основные характеристики технологий активного обучения
К настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения технологий активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п. Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с его помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении: · формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы; · давать целостное представление о профессии; · развивать системное мышление специалиста; · учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения; · овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального. Активные технологии обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения: 1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. 2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). 3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых. 4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании. 5. Активность обучаемых (все ее виды), сопоставимая с активностью преподавателя. 6. Приобретение и развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки. 7. Наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала. Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса: 1. усилить учебную мотивацию студентов за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов-стимулов); 2. создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому); 3. дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; 4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию; 5. интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой; 6. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания; 7. полнее учитывать индивидуальные особенности студентов. В конкретных вариантах технологий активного обучения акцент делается на одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, но ни одна из известных технологий не может в равной степени использовать все приемы. Многообразие технологий активного обучения представлено на рисунке 3., их краткая характеристика представлена в таблице 4. В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы активное обучение. Подробную характеристику технологиям активного обучения дадим в Главе 3.
Рис. 3. Классификация основных технологий активного обучения
Таб.4. Обобщенная характеристика видов активных методов обучения, используемых в учебном процессе
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |