Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Оратор и аудитория




Вопросы, задания и упражнения:

1. Какова комплексная роль оратора и почему она комплексная?

2. Какой из составляющих комплексную роль оратора компонентов определяет судебного оратора, политика или преподавателя?

3. А.Ф. Кони говорил, что всегда играл три роли: первого любовника – был всю жизнь влюблен в Фемиду; резонера – постоянно учил и напутствовал молодежь; злодея – требовал казни для преступников. Какова была его социальная роль?

4. «Каков человек, такова и его речь», – говорил Сократ. Перечислите все известные вам риторические позиции, по которым можно понять, каков собеседник.

5. Выражение Цицерона «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (дословно с лат.: «Поэтами рождаются, ораторами делаются») стало крылатым много веков назад. Как же все-таки «делаются» ораторами? Перечислите непреложные требования к оратору и качества оратора-профессионала.

6. «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы», – заметил однажды Р. Эмерсон. Что это значит? Перечислите ораторские «плюсы» и «минусы». Дайте рекомендации по превращению «минусов» в «плюсы».

7. Как вы понимаете выражение В. Гофмана «Оратор не актер, но и не простак-говорун, он тактик и стратег»? В чем, по вашему мнению, тактика и стратегия оратора?

8. Главный герой комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», говорил о себе, что в минуту опасности он оратор, когда хочется отдохнуть – поэт, при случае – музыкант. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с таким соотнесением ролей и ситуаций? Ответ аргументируйте.

9. Как вы понимаете утверждение Аристотеля: «Чтобы убедить кого-то в чем-то, надо показать себя человеком известного склада»? Относится ли это только к личности оратора или распространяется на его мастерство?

10. «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить», – гласит восточная мудрость. А в вашей коммуникативной практике говорению или слушанию вы отдаете предпочтение? И почему?

11. «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает», – учит русская пословица. Согласны ли вы с этим? Уместно ли в данном контексте вспомнить другую пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь»? Приведите доказательные примеры.

12. Перечислите социально-психологические механизмы аудитории как коммуниканта. Приведите примеры на каждый из них из своей ораторской или коммуникативной практики.

13. Назовите и охарактеризуйте с позиций оратора основные структурные особенности аудитории.

14. «Если можете установить профессию большинства слушателей, – советовал А. Аджаров, – ищите опоры в их профессиональных интересах». К содержанию или форме речи относится совет известного ритора 20-х годов XX века?

15.Однажды Уинстон Черчилль заметил: «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». Как, по вашему мнению, сказывается нарушение этого правила на восприятии речи и самого оратора?

16. Проанализируйте два высказывания Скилефа: «Красноречие начинается с умения слушать» и «Аудитория – лучший учитель красноречия». Какое из них вам кажется большим по объему? Приведите примеры.

 

17. А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» так описал «работу» лектора:

…Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива.

Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот[1].

Представьте себя таким дирижером-оратором перед большой аудиторией. Каким образом собираетесь вы контролировать ее внимание?

18. Выберите для выступления (регламент 1-2 минуты) любую из тем: «Аудитория», «Ее Величество Аудитория» или «Многоголовая гидра». Умейте отстоять выбор темы.

 

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Ростов-н/Д., 2002.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.

4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.

6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

7. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – М., 2006.

8. http://www. orator.ru

9. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал

Тема 3. Классификация родов и видов публичной речи.

Вопросы, задания и упражнения:

1. Назовите основные роды и виды публичной речи.

2. Зависит ли форма от содержания речи?

3. Чем в первую очередь регламентируется публичное выступление?

4. Прочтите приведенные ниже фрагменты из публичных выступлений. Подумайте, по какому случаю была составлена речь, какова ее цель. Определите род и вид речи, выявите присущие каждому роду черты этоса, пафоса и логоса. Проанализируйте характерные языковые особенности каждого фрагмента.

1) «…Человек может ко всему привыкнуть; он может привыкнуть жить в любом климате – самом холодном или самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а, может быть, и годами; он может … не укрывать себя в самую жестокую стужу теплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется ему непосильным.

Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это – жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире, затерянным в массе людей, или отверженным людьми, или не понятым ими, когда человеку и горе свое разделить не с кем, и некому раскрыть свою наболевшую душу, с ее думами, мечтами, заботами. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви. Разве всегда такая любовь сопровождает земной путь человека?..» (Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай)

 

2) «…Но уже пришла пора закладывать основы той будущей науки о Человеке, которая поможет стать ему Человеком, во всех смыслах этого слова, Человеком… будущего.

Это не будет ни языкознания, ни психологии, ни физиологии, ни логики, это будут все они вместе взятые, слитые в один сплав.

На фундаменте старого физического мировоззрения я вижу в науке будущее торжество человеческого духа, и наука грядущего... завоюет и самого человека, в творческих его достижениях, в проявлениях его душевной и мозговой деятельности, найдя новую научную область самых высоких форм сочетания элементов природы...

Тогда во всей красе будущее будет принадлежать тому, что мы сейчас называем науками гуманитарными…» (А.А. Леонтьев)

 

3) «…Во имя Отца и Сына и Святага Духа!

Человек был поставлен венцом природы, чтобы одухотворить и преобразить ее. А вместо этого он сам соблазнился своеволием, внял голосу Змия-Сатаны. Люди захотели жить по собственному произволу, пожелали «стать, как боги». Возгордившись, они отпали от своего Господа и вместо того, чтобы исполнить вселенское дело, возложенное на них, попали под власть демонических сил…» (Отец Александр Мень)

4) «…Господа присяжные! Обвинение мое окончено. Я старался, не увлекаясь, спокойно и сжато изложить перед вами существенные обстоятельства этого сложного дела и те данные, которые почерпнуты мною из письменных документов». (А.Ф. Кони)

5) «…Други, за народ убитые!..

Вы впервые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш неспособен к инициативе политических движений... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!» (А.П. Щапов)

6) «Век живи – век учись! В самом деле, для женатого педагога супружество – та же частная школа, в которой он наглядно и точно может проверить основные законы педагогики. Пусть же в союзе вашем торжествуют понимание педагогом ученика и уважение ученика к педагогу! А если уважение дойдет до обожания, так этому только честь да хвала!» (В.Д. Эфенди)

 

5. Определите род и вид приведенной публичной речи. Кто, перед кем и с какой целью мог ее произнести? Составьте публичную речь оппонента.

Похвала глупости

«Против человеческой глупости бессильны даже боги!»

В минуту отчаяния выкрикнул это великий поэт и философ.

Верю в философа, не верю в его отчаяние.

Боги всесильны. На то они и боги. Их кажущееся бессилие – выдумка умствующих людей. Не верующих. Существование Глупости именно богами и задумано.

Как увидеть свет, если бы не было тени?

Как понять мгновение счастья, если бы не было моря страдания?

Как оценить игру Ума, блеск и очарование Мысли, если бы рядом не соседствовала Глупость?

Серая, однообразная жизнь умников предстала бы взору богов, если бы не было рядом богатого, пышного, расцвеченного всеми красками бытия мира глупцов.

Боги знают, что делают.

«Что наша жизнь? Игра». Кто сказал? Поэт, проводник божественного. Какая же игра без веселья? Какое же веселье без искрометного столкновения противоположностей?

Россыпи Глупости на земле – щедрый дар богов. Впрочем, такой же, как и Ум.

Да здравствует Глупость!

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Ростов-н/Д., 2002.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.

3. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

4. Ипатова И.С. Публичная речь: риторический анализ: Уч.-мет.пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.

6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

7. http://www. orator.ru

Издания по российскому судебному красноречию XIX-XX веков,
имеющиеся в Нижегородской государственной областной

универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина

1. Адамов Е. Искусство убеждать и воздействовать // Советская юстиция. – 1966. – №6. – С. 17-18.

2. Адамов Е. О культуре речи юриста // Советская юстиция. – 1966. –№1. – С. 12-15.

3. Ария С. О культуре защитительной речи // Советская юстиция. – 1969. – №14. – С. 19-20.

4. Басков В. О чистоте языка юридических документов и публичных выступлений // Социалистическая законность. – 1965. – №1. – С. 34-37.

5. Басков В. Речь прокурора в суде // Социалистическая законность. – 1979. – №12. – С.27-28.

6. Бойко А. Язык Фемиды: О формировании речевой культуры будущего юриста // Высшее образование в России. – 1999. – №5. – С. 58-68.

7. Ватман Д. Речь адвоката по гражданскому делу // Советская юстиция. – 1971. –№14. – С.19-20.

8. Викторский С. О резюме председателя // Русская мысль. – 1895. – №4. – С. 1-8.

9. Вульф В. Искусство судебной речи // Социалистическая законность. – 1967. – №7. – С.56-59.

10. Гальперин И. Защитительная речь адвоката // Советская юстиция. – 1972. – №7. – С. 19-20.

11. Гольдинер В.Д. Искусство судебной речи // Русская речь. – 1968. – №3. – С. 37-43.

12. Гольдинер В.Д. Подготовка адвоката к защитительной речи // Советская юстиция. – 1965. – №18. – С. 14-16.

13. Губаева Т. Язык и стиль приговора // Советская юстиция. – 1989. – №1. – С. 31-32.

14. Даневский В.П. О заключительном слове председателя // Журнал министерства юстиции. – 1986. – №1. – С. 137-189.

15. Елесин В. Речь защитника по делам несовершеннолетних // Советская юстиция. – 1963. – №16. – С. 10-11.

16. Зайчик Л. Подготовка и структура речи государственного обвинителя // Социалистическая законность. – 1971. – №3. – С. 43-44.

17. Ибрагимов А. Речь государственного обвинителя / Ибрагимов А., Либман А. // Социалистическая законность. – 1970. – №8. – С. 66-68.

18. Ивакина Н.Н. Клише и штампы в речи юриста // Советская юстиция. – 1990. – №2. – С. 27-28.

19. Ивакина Н.Н. Паронимы в речи юриста // Изв. вузов. Правоведение. – 1991. – №1. – С. 97-99.

20. Ивакина Н.Н. Языковая подготовка юристов // Изв. Вузов. Правоведение. – 1985. – №1. С. 48-51.

21. Иваненко Л.Г. Резюме председателя //Журнал министерства юстиции. – 1915. – №4. – С. 103-143; №5. – С. 78-112.

22. Киселев Я.С. Речевая культура судебных прений // Изв. вузов. Правоведение. – 1976. – №4. – С. 54-62.

23. Корецкий И. Этика судебных прений // Социалистическая законность. – 1976. – №1. – С. 39-41.

24. Кульберг Я. Анализ мотива преступления в защитительной речи адвоката // Советская юстиция. – 1963. – №24. – С. 17-19.

25. Кульберг Я. Юридический анализ в защитительной речи адвоката // Советская юстиция. – 1965. – №2. – С. 17-19.

26. Ликас А. Культура судебных прений // Социалистическая законность. – 1976. – №4. – С. 56-57.

27. Ломовский В. О судебной речи // Советская юстиция. – 1983. –№16. – С. 18-19.

28. Макарова З.В. Преподавание спецкурса «Судебная речь» // Изв. вузов. Правоведение. – 1977. – №1. – С. 16-19.

29. Манкевич Т. Выступаю государственным обвинителем // Социалистическая законность. – 1983. – №7. – С. 38-39.

30. Мартынчик Е. Выразительность и техника произнесения защитительной речи // Советская юстиция. – 1985. – №8. – С. 22-23.

31. Михайловская Н.Г. Об ораторской речи // Русская речь. – 1972. – №4. – С. 64-69.

32. Неумолотов Н. Выступления должны быть краткими и точными // Социалистическая законность. – 1976. – №°4. – С. 58.

33. Осипов К. О культуре речи адвокатов //Советская юстиция. – 1968. – №12. – С. 26-27.

34. Пиголкин А.С. Язык советского закона и юридическая терминология // Изв. вузов. Правоведение. – 1968. – №5. – С. 45-51.

35. Подголин Е. О стиле судебной речи // Советская юстиция. – 1981. – №20. – С. 14-15.

36. Подголин Е. Юридическая речь в уголовном судопроизводстве // Советская юстиция. – 1985. – №20. – С. 22-23.

37. Полозов Г. Культура обвинительной речи прокурора // Социалистическая законность. – 1970. – №9. – С. 74-76.

38. Пороховщиков П.С. О творчестве в судебной речи // Журнал министерства юстиции. – 1907. – №6. – С. 26-48; 1909. – №2. – С. 100-118; №3. – C. 32-62; №5. – С. 84-110.

39. Поспеева Л. Судебные прения и установление истины / Поспеева Л., Пашин С. // Советская юстиция. – 1986. – №17. – С. 10-11.

40. Рогачевский Л. Вступительное значение речи адвоката // Советская юстиция. – 1981. – №7. – С. 28-29.

41. Сапожников И. Полемика в обвинительной речи прокурора // Социалистическая законность. – 1971. – №10. – С. 72-73.

42. Смирнов В. Защитительная речь адвоката // Советская юстиция. – 1987. – №2. – С. 26-27.

43. Соловьев Н.В. Разговорно-просторечная лексика в речи юристов // Русская речь. – 1976. – №5. – С. 63-67.

44. Ушаков А.А. Право, язык, кибернетика // Изв. вузов. Правоведение. – 1991. – №2. – С. 34-41.

45. Ушаков А.А. Язык советского закона (исторические заметки) // Русская речь. – 1968. – №1. – С. 40-43.

46. Царев В. Воспитательная роль речи государственного обвинителя // Социалистическая законность. – 1972. – №9. – С. 22-25.

47. Царев В. Структура и стиль судебной речи прокурора // Социалистическая законность. – 1983. – №4. – С. 30-32.

48. Черкезия Л. Судья о речи государственного обвинителя // Социалистическая законность. – 1970. – №3. – С. 52-53.

49. Экземпляров Р. Форма полемики в суде // Социалистическая законность. – 1976. – №4. – С. 57-58.

50. Яцюк Т. О точности словосочетаний в языке права // Советская юстиция. – 1991. – №5. – С. 31.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.