Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная культура




 

Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери.

У. Черчилль

 

Успех Японии – заслуга бесчисленной массы японских тружеников, которые, помимо других достоинств и недостатков, обладают склонностью делать свое дело на совесть.

Робер Гийен

 

«Для чего вы работаете?» – спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: «Чтобы иметь пищу». Второй сказал: «Чтобы обтесать камни для той стены». Третий произнес: «Чтобы построить этот замечательный храм».

Сенека

 

Организационная культура – это совокупность норм, условий и ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям.

«Все эти принципы помогут совместно подвести рабочих и управление к осознанию интересов, которые они разделяют», – писал А. Файоль. Под организационной культурой понимаются принципы работы и условия оценки деятельности коллектива предприятия.

Этические принципы предпринимательства в значительной степени отражают общественные ценности. Средневековая католическая теология провозглашала принцип: «Торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом». Святой Фома Аквинский отмечал особо, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, является обязательно аморальным.

Средневековая этика проповедовала бескомпромиссный идеализм: прибыль есть стяжательство независимо от того, как она получена.

В протекционистских воззрениях XVI в. труд и служение Богу уже совмещались: «Трудясь, можно не только служить Богу, но и увеличить богатство во славу Богу. Труд может быть одобрен Богом. Усердный работник менее привлекателен для дьявола. Вознаграждение финансовым успехом – знак расположения Бога».

XIX в. выдвигал на первый план персональные добродетели: бережливость, надежность, благочестивость, прилежность, рассудительность. Они соответствовали правилам распределения привилегий и собственности. Залогом успеха были объявлены исполнение обязанностей, сочетание моральных качеств и удачливости в бизнесе.

В XX в. этические принципы предпринимательства предусматривали приобретение богатства не только без ущемления чужих интересов, но и с пользой для окружающих, удовлетворением их материальных нужд. Прибыль рассматривалась как вознаграждение за исполнение социально полезной функции.

Значительное влияние на принципы менеджмента оказывает национальная принадлежность. На английском предприятии «разрешение проблем» осуществляется за чашкой чая, французский менеджмент ориентирован на разработку детализированных инструкций, немецкий – на структурные изменения в системе управления, японский – на смену первого руководителя. Для российского менеджмента характерны следующие черты: ориентация руководства малых предприятий на зарубежный стиль; коллективизм в настроении трудового коллектива; приоритет ориентации работающих на взаимоотношения с начальником в ущерб соблюдению технологических и должностных инструкций.

Вырабатывая принципы организационной культуры, следует опереться на базовое положение, предполагающее, что деятельность предприятия происходит в интересах конкретных групп людей. Принимая решение, руководителю необходимо постоянно задаваться вопросами: «Хорошо ли это для держателей наших акций, для наших сотрудников, нашей страны, для наших покупателей?»

 

Для крупной компании выделяются базовые принципы организации деятельности:

• приоритет человеческого фактора;

• этика предпринимательства;

• наличие стратегии развития;

• оперативное решение возникающих проблем;

• создание благоприятного психологического климата;

• поддержка минимального числа уровней управления;

• развитие самостоятельности у отдельных работников и групп работающих;

• активный маркетинг.

В связи с организацией деятельности предприятия необходимо выделить следующие группы людей: работающие, управленческий персонал, держатели капитала, поставщики, смежники, покупатели, представители государственных структур власти, общество. Отношение коллектива предприятия к каждой из перечисленных групп должно регламентироваться соответствующим набором правил, условий, принципов. Обычно они представляют собой лаконичные формулировки.

 

Ориентация на общество:

1. Осуществляя прогресс, служить всему миру.

2. Посвятить себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.

3. К миру через мировую торговлю

4. Что хорошо для страны, то хорошо для фирмы.

5. Служение нации путем совершенствования производства.

6. Всегда стремиться к неизведанному.

7. Наши изделия делают жизнь более комфортной.

8. Фирма – корпоративный гражданин сообщества.

9. Мы не идем на компромисс с этикой ради прибыли.

10. Экологическая чистота производства и продукции обязательны для нас.

11. Наш вклад в процветание родного города мы рассматриваем как наивысшую форму оценки эффективности нашей работы.

12. Мы гордимся всем, что мы сделали для города и России.

 

Ориентация на покупателя:

1. Потребитель – важнейшая фигура в нашем деле.

2. Мы зависим от потребителя.

3. Потребители – цель нашей работы.

4. Клиент находится в центре наших мыслей.

5. Потребители – не посторонние люди. Покупая наши товары, они делают нам одолжение.

6. Потребители – люди из плоти и крови, с чувствами и эмоциями.

7. Наша обязанность – удовлетворять нужды потребителей.

8. Потребители – источник жизненной силы нашей организации.

9. Потребители заслуживают самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны.

10. «Стыдно, если хорошее обслуживание является исключением».

11. Поставлять клиенту качественную продукцию надежно и быстро.

12. Мы постоянно совершенствуем свою продукцию, чтобы она соответствовала меняющимся запросам потребителей.

13. Продукция изготавливается по современной технологии, безопасной для здоровья и для окружающей среды.

14. Мы бескомпромиссны, когда речь идет о самых высоких требованиях к качеству изделий, которые мы покупаем и продаем.

15. Предлагаемый нами ассортимент является отражением оптимистичного взгляда на жизнь.

16. Все, что мы сэкономим благодаря хорошей организации труда, должно идти во благо нашим клиентам, выражаясь в снижении цен на нашу продукцию.

17. Все, что мы предлагаем, – предмет нашей гордости.

 

Ориентация на работающих:

1. Человеческий капитал – единственный из активов, повышающий свою стоимость.

2. Долевое участие служащих в результатах деятельности фирмы.

3. Выявление и развитие качеств наиболее активных работников.

4. Развитие деловых качеств и подготовка служащих к более ответственной работе.

5. Преимущественное продвижение по службе своих сотрудников.

6. Привлекательность рабочих мест

7. На ключевых должностях – только лучшие люди с высоким уровнем способностей.

 

«Человеку свойственно ошибаться, а Богу – прощать».

 

 

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

Конфуций

 

 

«В учении нельзя останавливаться. Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок».

Сун Цзы

 

 

«Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

Аристотель

 

 

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Демокрит

 

8. Производительность – посредством людей. «В каждом рабочем нужно видеть источник идей, а не только пару рук».

9. Глубокое убеждение в общих этических ценностях.

10. Политика полной занятости.

11. Личные стимулы к труду.

12. Личное участие работников в принятии решений. 13. Развитие неспециализированной карьеры.

14. Уважение к человеку – превыше всего

15. Единый статус для всех.

16. Привлечение на работу специалистов высшей квалификации.

17. Повышение разнообразия работ.

18. Право выбирать работу, предпочтительную по интересам и силам.

 

Ориентация на руководителей:

1. Менеджер фирмы – пример для подражания, пример высоких норм личного поведения и профессиональных навыков.

2. Благодарность фирме.

3. Мы не верим в результативность критики служащего в присутствии других сотрудников.

4. Учиться на своих ошибках. Потерпев поражение, признавать это и стремиться к исправлению.

5. Каждый менеджер отвечает за подготовку по меньшей мере одного работника.

6. Во всех наших начинаниях должны присутствовать свежие мысли.

7. Сочетание свободы и жесткости.

8. Самостоятельность и предприимчивость.

9. Достоинство и подчинение.

 

«Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания».

Сун Цзы

 

10. Верность своему делу. «Не вступай в дело, если не знаешь, как его вести».

11. Ориентация на действие, на достижение успеха. «Экспериментируй первым».

12. Связь с жизнью, ценностное руководство.

13. Расширенная подготовка для управляющих.

14. Поощрение горизонтальных связей

15. Поощрение несогласия – собственного мнения, отличного от точки зрения самого руководителя.

16. Институциализация изменений.

17. Простота устройства фирмы, минимальный штат управления.

18. Основа нашего успеха – новаторство.

19. Взаимопомощь – стиль нашей жизни.

20. Мы трудимся сообща в духе взаимного доверия независимо от того, какие должности занимаем, каковы наши служебные и профессиональные обязанности и где мы работаем.

Отдельные разделы, рассматривающие особенности организационной культуры на предприятии, могут быть посвящены трудовым династиям, традициям и ритуалам, отношению к женщинам и молодежи, правилам конкуренции, использованию символов фирмы. В качестве составной части материала по данной тематике включают и рассмотрение положений морального кодекса.

Правильно сформулированная миссия имеет общий философский смысл и одновременно является уникальной, так как характеризует организацию, в которой выработана. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании – это смысл существования организации, в узком – формулировка цели деятельности компании. Для конкретного предприятия формулировка принципов культуры, присущей организации внутри фирмы, должна ясно демонстрировать характер бизнеса, отражать его специфику, побуждать коллектив к целенаправленным действиям.

По словам Т. Уотсона, «основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические ресурсы, организационная структура, нововведения».

Правила организации включают общепринятые запреты. Это запрет на дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, религии, пола, возраста, национальности, инвалидности, убеждений, партийности, образования, имущественного положения. Правила запрещают создание агрессивной рабочей обстановки, высмеивание работников, угрозы, насилие, грубость, подслушивание, ношение оружия, использование и продажу наркотиков, появление на работе в нетрезвом состоя нии, утрату и кражу собственности фирмы, разглашение «служебной коммерческой» информации, хранение материалов личного характера на рабочем месте, использование средств связи фирмы в личных целях, ложные заявления от имени фирмы, нарушение законодательства, выполнение распоряжений с нарушением законодательства, получение подарков и денег от клиентов или поставщиков.

В качестве примера высокой организационной культуры служащих можно привести фирму Hitachi. Работники Hitachi приходят на работу только в установленное время или немного раньше. Служащие и рабочие одеваются одинаково. У каждого на лацкане пиджака или спецодежды имеется фирменный значок с индивидуальным номером. За 10 минут до начала рабочей смены раздается свисток, все берутся за руки и пять минут качаются из стороны в сторону. Фирма имеет свой гимн, который исполняется хором в торжественных случаях.

Высшая власть в Hitachi принадлежит совету директоров. Это люди, проработавшие в фирме всю жизнь, прекрасно знающие производство, его потребности и особенности, прошедшие по всем ступеням лестницы управления.

В фирме используется система «пожизненного найма». Однако на должности рабочих и на некоторые должности служащих замужних женщин или не берут, или допускается прием незамужних женщин. После заключения брака женщины обязаны уйти. Кандидаты из числа студентов наблюдаются руководством 2–3 года и проходят обязательное письменное тестирование. Будущие менеджеры должны иметь безукоризненную биографию. Преимуществом пользуются те, кто имеет родственников, работающих в данной фирме. Все принятые изучают обязательный двухмесячный курс «Введение в профессию», включающий историю фирмы, описание структуры подразделений, системы взаимосвязей, принципов коллективного сотрудничества. Каждый работник Hitachi имеет специальный кодекс фирмы. В нем излагаются философия фирмы и некоторые нормативные требования. В частности, отмечается, что остановка работы на минуту – позор для работника.

Основная оплата труда (40 %) определяется стажем работы и уровнем заслуг, дополнительная (20 %) – оценкой результатов труда, надбавка (40 %) – уровнем сложности (классом) работы.

Затраты фирмы на социальную сферу достигают 9 % от общей суммы расходов. В 45 лет работники Hitachi в состоянии приобрести собственный дом. Все работники фирмы уходят на пенсию в 65 лет. Это касается не только директоров. Пенсионеры не порывают связей с фирмой. Они остаются членами клуба фирмы, участвуют в праздничных мероприятиях.

Руководители должны постоянно учитывать принципы организационной культуры предприятия. Руководитель изо дня в день обязан выполнять требования, диктуемые самой философией фирмы. Она – неотъемлемая часть стиля руководителя: «Мы не делегируем философию фирмы, а неукоснительно следуем ей». Философия фирмы, воплотившись в характере деятельности внутри предприятия, со временем может распространиться и на внешнюю среду.

Формулировка ценностей предприятия сама по себе не даст результатов, если внутри фирмы не будет выработано системы поддерживающих экономико‑организационных мер. К ним относятся: ориентация учебных программ, связь с систе мой материального и морального вознаграждения, закрепление в правилах должностных инструкций и т. п. Подобные принятые правила не имеют юридического статуса. Средством их защиты может быть только общественное мнение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.