КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д.5.7. Обмен энергии
Обмен энергии — превращение потенциальной энергии питательных веществ в тепло и работу. Около 15 % общего расхода энергии у ребенка тратится на рост и отложение веществ. У него меньше, чем у взрослого, расходуется энергии на мышечную работу (15 %) и несколько больше анергий ребенок теряет с экскрементами. В раннем возрасте особенно велики затраты Энергии на крик и плач, при которых расход энергии может повышаться на 100 и дзже 200 %. Общий расход энергии у детей представлен в табл'.г8.2. Величина основного обмена у детей больше, чем у взрослых. Это обусловлено: ■ интенсивностью роста, напряженностью процессов синтеза; ■ свойствами молодых тканей, которые обладают более интенсивным метаболизмом по сравнению с тканями взрослого; ■ относительно большей поверхностью тела у детей. У новорожденных обмен веществ низкий из-за недостаточного функционирования щитовидной железы. Однако уже со второй половины первого года жизни основной обмен постепенно нарастает и к 1-2,5 годам достигает максимальной величины, после чего начинает постепенно снижаться, приближаясь к основному обмену взрослого. Интенсивность основного обмена у ребенка зависит от возраста, пола, веса, роста, работы желез внутренней секреции, конституции, условий жизни и др. В течение первого полугодия жизни у девочек и мальчиков основной обмен поч- этаблица 8.2. Распределение суточного расхода энергии у детей (в %)
ти одинаков, но уже во втором полугодии жизни суточный основной обмен v мальчиков несколько превышает обмен девочек. В 12-13 лет девочки по энерщ,. основного обмена оказываются впереди мальчиков. В зрелом возрасте основной обмен у мужчин выше, чем у женщин. Основной обмен у каждого отдельного субъекта отличается постоянством и колеблется в пределах ±10 %. Основной обмен на 1 кг массы тела в сутки:
Общий расход энергии, рассчитанный на 1 кг массы тела, претерпевает возрастные изменения. Суточный расход энергии у детей первого года жизни:
Суточный расход энергии в пределах определенной возрастной группы подвержен большим индивидуальным колебаниям, как в покое, так и при различных видах деятельности. Это связано с различиями в физическом развитии детей, состоянием их эндокринной и нервной систем, интенсивностью движений, труда и пр. Суточный расход энергии одного и того же ребенка в отдельные дни не одинаков и зависит от общего состояния ребенка, времени, затрачиваемого на мышечную деятельность. 8.5.8. Особенности терморегуляции у детей Терморегуляция — совокупность физиологических процессов в организме человека, которые направлены на поддержание постоянной температуры тела. Основной особенностью системы терморегуляции у детей является недостаточность ее регуляторных процессов. Механизмы терморегуляции у детей несовершенны вследствие: " неразвитого центра химической терморегуляции; ■ несовершенных механизмов теплоотдачи — недостаточно развиты сосудо-двигательные реакции, регулирующие кровоснабжение кожи — и, следовательно, теплоотдачу; ■ большой удельной поверхности тела ребенка — чем моложе ребенок, тем большая поверхность тела приходится на единицу массы. Так как величина тепло- отдачи зависит от величины поверхности тела, то у детей этот процесс происходит более интенсивно по сравнению с взрослыми, следовательно, потреб-(ность в образовании тепла у детей выше, чем у взрослых; особенностей строения кожи как периферического аппарата физической терморегуляции — обильное кровоснабжение, тонкие эпидермальный и роговой слои, слабо развитые потовые железы. Усиление теплопродукции при охлаждении или ее ослабление при нагревании (химическая терморегуляция) наблюдается уже у грудных детей. При увеличении теплопродукции у детей грудного возраста отсутствует терморегуляторная реакция дрожания. Усиление теплопродукции мышц при •охлаждении достигается посредством повышения так называемого терморегуляторного тонуса. У новорожденных важным источником тепла является бурая жировая ткань. Механизм отдачи тепла (физическая терморегуляция) у новорожденного и У новорожденных уже осуществляется рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов: сосуды кожи сужаются при холодном воздействии, как на месте охлаждения, так и на симметричном участке кожи. Однако время латентного периода реакции достаточно велико, а интенсивность ее низка. Таким образом, в раннем возрасте основным механизмом, поддерживающим постоянство температуры тела, является химическая терморегуляция. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. Девятилетний возраст является границей перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому. После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела: скорость роста детского организма замедляется, но интенсивность основного обмена еще высокая. Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте компенсирует слабые возможности физической терморегуляции. В 6-7 лет увеличиваются возможности физической терморегуляции и снижается роль химической. В препубертатный период (10 лет для девочек и 11-12 лет для мальчиков) в результате гормональных перестроек снижаются возможности физической терморегуляции и возрастает роль химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начались закаливающие мероприятия. Из-за несовершенства механизмов терморегуляции организм ребенка отличается термолабильностью (неустойчивостью температуры), которая резко выражена у детей раннего возраста. Так, прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения сказываются на их температурной кривой. С 6-10 месяцев колебания температуры тела становятся меньшими. Плод способен к самостоятельной теплопродукции, поэтому температура тела У новорожденных обычно на 0,1-0,6 °С выше ректальной температуры матери. Че-
рез 30-60 мин после рождения температура тела у ребенка заметно снижается ц через 2-3 часа падает на 2,0-2,5 °С. У здоровых детей температура вновь повыща. ется через 12-24 часа (иногда через 2-3 дня) достигает 36,0-37,0 °С. В течение еще нескольких дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер. Причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденных является резкое изменение температуры окружающей среды, а также еще не установившаяся физическая термориуляция. Для грудного ребенка не характерна монотермия. Средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурами в течение суток у новорожденных равны приблизительно 0,4 "С, а у детей более старших колебания температуры могут доходить до 1 "С. Новорожденный легко переносит снижение температуры тела на 3-4 "С, но тяжело — повышение. Перегревание у ребенка наступает быстро. Если температура повышается более чем на 2 "С, то это вызывает не только болезненное состояние, но и предоставляет опасность для жизни, поскольку сосудистые реакции происходят как на согревание, так и на локальное охлаждение кожи. Постепенно сосудистые реакции становятся более совершенными — сокращаются их латентный период, продолжительность, скорость возвращения к исходному уровню. Но даже к 12-летнему возрасту они не достигают уровня развития взрослых. Имеются определенные возрастные особенности физической регуляции. Между величиной температуры кожи и возрастом существует обратная зависимость: чем младше возраст человека, тем выше температура кожи. У лиц женского пола в возрасте 8-12 и 18-25 лет температура кожи выше, чем у мужчин. В возрасте 1-3 года, 4-7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста выше, чем у старших возрастов. В адаптации к температурным воздействиям большое роль играет закаливание, т. е. упражнение, тренировка сосудистых и нейрогуморальных процессов (холодное обтирание, купание, воздушные ванны и др.). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Значение ССС, ее строение и функции. 2. Основные онтогенетические направления в развитие ССС: изменение структуры, функциональных параметров, ЧСС, артериального давления и т. д. 3. Особенности ССС плода. 4. Особенности ССС новорожденного. 5. Особенности ССС детей. 6. Особенности ССС подростков. 7. Строение и функции органов дыхания человека. 8. Особенности дыхания плода и новорожденных. 9. Основные онтогенетические направления в развитие дыхательной системы: из 10. Возрастные особенности регуляции дыхания. 11. Значение пищеварительной системы, ее строение и функции. 12. Особенности пищеварения в полости рта у детей и подростков. 13. Особенности пищеварения в желудке у детей/и подростков. 14. Особенности пищеварения в кишечнике у Детей и подростков. 15. Особенности всасывания у детей.?'">" 16. Нормы и режим питания детей. 17. Значение мочевыделительной системы, ее строение и функции. 18. Возрастные морфофункциональные изменения мочевыделительной системы. 19. Регуляция мочеотде/гения, энурез у детей. ;' 20. Понятие ассимиляции и диссимиляции. ' -v* 21. Особенности белкового, углеводного и жироврго обмена у детей и подростков. 22. Возрастные изменения основного обмена. Половые различия в общем суточном расходе энергии.
23. Формирование потовых и сальных желез в онтогенезе. 24. Терморегуляция у детей. Глава 9 ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ) ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА Конституция — это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность, т. е. характер реагирования на различные воздействия. Поскольку организм — целостная структура, то необходимо выявить все межсистемные взаимосвязи для установления согласованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров организма. Конституция человека — интегральная биопсихическая характеристика организма, которая отражает его индивидуальность. При этом каждая личность проходит определенный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира. Каждому типу конституции присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям. В процессе исторического развития общества в результате естественного отбора и постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания формировались определенные конституциональные типы. Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, так как ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип оправдан и биологически, и социально. В обществе должны быть представители различных конституциональных типов, что является гарантией устойчивого развития социума. Конституциональный тип свидетельствует о том, какой образ жизни предусмотрела природа для конкретного индивида. Понимание сильных и слабых сторон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого отдельного человека.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |