Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь типа телосложения и психических свойств личности




Телосложение — фенотипическое* выражение генного комплекса, который опре­деляется экспрессивностью отдельных генов, обусловливающих те или иные осо­бенности поведения.

Умственные способности, оцениваемые по баллам коэффициента интеллекта (IQ), слабо коррелируют с телосложением. В большей степени выражена корреля­ция между телосложением и темпераментом или свойствами личности с прису­щими ей навыками поведения.

, Если ранние типологии Гиппократа и Галена имейи гуморальную основу («че­рез кровь»), то более поздние типологические модели темпераментов основыва­лись на особенности физической конституции людей.-Наибольшую известность по­лучила типология Э. Кречмера.

Э. Кречмер соотнес конституции тела с психическими заболеваниями. Ока­залось, что к маниакально-депрессивным психозам (циклотимии) более склонны люди с пикническим типом телосложения: коротконогая, кругловатая, плотная фи­гура с широким мягким лицом, короткой шеей, короткой грудной клеткой, со склон­ностью к тучности в зрелом возрасте и ранним образованием лысины. У больных, страдающих шизофренией, наблюдается смесь типов: астеника (узкое тощее тело, длинная грудная клетка и шея), Ьиспластика (субъекхТс расстройством внутренней секреции, т. е. феминизм у мужчин и маскулинизм у женщин), атлета (сильное развитие костей и мышц).

Однако если у больного связь телосложения с его психикой проявляется от­четливо, то у здоровых людей эта связь скрыта. Согласно теории Э. Кречмера, у здорового человека пикнического телосложения в слабой форме проявляются чер­ты больного маниакально-депрессивным психозом. Наоборот, у здорового челове­ка астенического телосложения должен быть шизотимический характер.

Классификация психологических типов по К. Юнгу

Швейцарский психиатр К. Юнг выделял психологические типы, различая людей по степени проявления психических функций мышления, эмоциональности, ощу­щениям и интуиции, а также направленности психики — интроверсии и экстра­версии.

В соответствии с этим К. Юнг выделил следующие типы: X ■ мыслительный;

■ эмоциональный;

" сенсорный; ■ ■ интуитивный.

В зависимости от характера ведущей психической функции К. Юнг различал два Класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслитель-

* Фенотип — 1) совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития; 2) любой поддающийся наблюдению признак организ­ма — морфологический, физический, поведенческий.


 




; :': ■.


ный и эмоциональный типы; ко вторым — интуитивный и сенсорный. Каждые этих типов имеет по две разновидности: мыслительный и эмоциональный типы сенсорную или интуитивную ориентацию, сенсорный и интуитивный — эмоцц0 нальную или мыслительную.

Таким образом, К. Юнг выделил 16 типов. Люди в каждой группе объедиця. лись по признаку некой общности психических характеристик, что позволило от. нести их к характерному типу, обладающему устойчивым набором свойств.

Представители мыслительных типов действуют иод контролем разума, лощ. ческого расчета, осмысленных мотивов. Для чувствующих типов основным моти-вом деятельности и восприятия являются чувства и эмоции. Общим признаком этих двух типов является рациональность.

Ощущающие типы ориентируются на реальные события и действия. Они об­ращают большее внимание на объективные факты, хорошо приспосабливаются к действительным событиям. Интуитивные типы обладают неким «шестым» чув­ством. В объектах и явлениях они видят некий скрытый смысл, идею; они склон­ны к предсказанию будущих событий; живут больше будущим и прошлым, чем настоящим. Общим признаком этих двух типов является иррациональность, т. е. опора не на разум, а на восприятие.

Каждая из психических функций может проявляться либо интровертирован-ным, либо экстравертированным образом. Интроверт фиксирует свое внимание на своих собственных интересах, своем внутреннем мире. Интроверт консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ог­раниченным числом людей. Поступки его не зависят напрямую от внешних воздейст­вий, они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой.

У людей с экстравертированной установкой интерес направлен во внешний мир, внешняя реальность изначально оказывается более важной и воспринима­ется непосредственно, она — источник помощи или объект внимания. Они чаще производят впечатление активных, деятельных, иногда экспансивных людей. При этом внешний мир оказывает на поступки экстраверта более сильное воздейст­вие, чем на интроверта. Например, это может выражаться в том, что требования конкретной общественной среды очень часто оказываются для экстраверта важ­нее, чем общечеловеческие нормы. Каковы бы ни были эти требования, экстра­верт может следовать им с одинаковым психологическим комфортом.

В Советском Союзе типология К. Юнга получила известность и развитие бла­годаря работам Аушры Аугустинавичюте. В ее типологии названия некоторых пси­хических функций изменены: ощущение — на сенсорику, мышление — на логику, чувство — на этику. А. Аугустинавичюте использовала еще одну шкалу — рацио­нальность - иррациональность. К рациональному полюсу этой шкалы были отне­сены функции логики и этики, к иррациональному полюсу — функции сенсорики и интуиции. С иррациональными функциями связано целостное восприятие и обработка информации, синтетический стиль мышления, с рациональными функ­циями — дискретное, поэлементное восприятие и обработка информации, анали­тический стиль мышления.


у любого человека присутствуют все психические функции, однако развиты й не одинаково. Более выраженная функция является ведущей, доминирующей, стальные остаются подчиненными, а одна из функций оказывается наименее азвитой. Ведущая и подчиненная функции относятся к разным полюсам одной сихологической шкалы. Например, если ведущая функция — логика, то под­чиненная — этика, и наоборот. Соответственно, если человек по ведущей функ-1йИ логик, то этика у него развита слабо. Если он сенсорик, то интуитивный путь познания для него не выражен.

' В типологии А. Аугустинавичюте 4 шкалы психических функций: рациональ­ность- иррациональность, логика - этика, интуиция - сенсорика, экстраверсия -иНтроверсия. В различных сочетаниях они образуют 16 типов.

Структуру того или иного психологического зфтга принято записывать в виде формулы, состоящей из буквенных обозначенийведущих психических функций. Например, этико-сенсорный интроверт (ЭСИ): имеет сильную этику и сенсорику, он интроверт, является типом рациональным.

А. Аугустинавичюте назвала модифицированную типологию К. Юнга социони-кой, считая, что каждый из типов выполняет в обществе определенную социальную роль. Вкладом А. Аугустинавичюте в развитие'ученйя К. Юнга стало построение теории межтиповых отношений. Согласно этой теории, существуют объективные отношения между разными психологическими типами, которые вне зависимости от ситуации рано или поздно трансформируются в межличностные. Эта концеп­ция позволяет прогнозировать развитие межличностных отношений в семье и в любом коллективе.

Для определения соционического типа можно выполнить следующий тест.

Из каждой пары описаний (1-2, 3-4, 5-6, 7-8) выберите одно и запишите его порядковый номер. У вас получится набор из четырех цифр. Выбирая описания, старайтесь быть са­мим собой, а не тем, кем вы хотели бы быть или казаться.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по опре­деленным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установ­ленных правил, дисциплины, нравится порядок.

Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без види­мых причин. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам труд­но подчиняться строгим графикам и инструкциям.

3. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни, своей и других.

4. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь делать другим приятное, час­то говорите комплименты.

5. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уверенны в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу: тщательно занимаетесь од-


ним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанное Вами и другими.

6. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам. Склонны к колебаниям и сомнениям, не всегда уверенны в себе, рассе. янны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

7. Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новь^ людям. Контролируете себя, не любите выставлять свои заслуги напоказ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнее.

8. Вы легко сходитесь с новыми людьми, стремитесь расширять круг своих знакомых Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны и откровенны, несдержанны. Часто склонны к риску, опрометчивости.

Ваш тип:

1357 — логико-сенсорный рациональный интроверт (ЛСИ);

1358 — логико-сенсорный рациональный экстраверт (ЛСЭ);

 

1367 — логико-интуитивный рациональный интроверт (ЛИИ);

1368 — логико-интуитивный рациональный экстраверт (ЛИЭ);

 

2357 — сенсорно-логический иррациональный интроверт (СПИ);

2358 — сенсорно-логический иррациональный экстраверт (СЛЭ);

 

2367 — интуитивно-логический иррациональный интроверт (ИЛИ);

2368 — интуитивно-логический иррациональный экстраверт (ИЛЭ);

 

1457 — этико-сенсорный рациональный интроверт (ЭСИ);

1458 -г- этико-сенсорный рациональный экстраверт (ЭСЭ);

 

1467 — этико-интуитивный рациональный интроверт (ЭИИ); '

1468 — этико-интуитивный рациональный экстраверт (ЭИЭ);

 

2457 — сенсорно-этический иррациональный интроверт (СЭИ);

2458 — сенсорно-этический иррациональный экстраверт (СЭЭ);

 

2467 — интуитивно-этический иррациональный интроверт (ИЭИ);

2468 — интуитивно-этический иррациональный экстраверт (ИЭЭ).

Эффективные сферы деятельности психологических типов Объектно-управленческая сфера деятельности (ЛСЭ, СЛИ, ЛСИ, СЛЭ):

■ деловая сфера: инженеры, технологи, работа с деловой документацией, менеджеры сферы экономики, конкретная деятельность;

■ научная сфера: обработка данных, классификация, совершенствование систем, изоб­ретательство и рационализация, распределение обязанностей и делопроизводство в крупных коллективах;

■ управленческая сфера: администраторы, умеющие организовать четкую работу и под­держать дисциплину, армия и спорт, политика;

■ передача информации в красивой или удобной форме, реклама, контроль за качест­вом продукции.


цаучно-теоретическая деятельность (ИЛЭ, ЛИИ, ЛИЭ, ИЛИ):

■ ученые-теоретики, выдвигающие принципиально новые идеи; педагоги, умеющие
раскрыть способности человека, умелые организаторы нового;

• ученые-аналитики, обеспечивающие завершение классификаций, конструкторы но­вых систем, экспериментаторы, руководители научных коллективов;

■ ученые-экономисты, политики.

Гуманитарно-художественные профессии (ИЭЭ, ЭИИ, ИЭИ, ЭИЭ):

■ врачи, умеющие интуитивно, располагая минимальными объективными данными, по­ставить диагноз, определить стратегию лечения; ;умеющие сопереживать и лечить словом; журналисты и популяризаторы, пишущие об интересных людях и теориях, люди искусства с развитым воображением; ";

■ психологи, обладающие способностью к эмпатии, ученые-теоретики гуманитарного направления, педагоги, умеющие наладить контакт с обучаемыми, увидеть в каждом человеке хорошее;

■ историки, музейные работники, реставраторы, хранители исторических памятников и экскурсоводы, библиотечные работники, политики;*'

■ актеры, умеющие вызывать эмоции у людей, деятели искусства разных жанров.

Гуманитарно-социальная деятельность (СЭИ, СЭЭ, ЭСЭ.ЭСИ):

■ дизайн, оформительская деятельность, создание новых моделей одежды, прикладное искусство, реклама, пропаганда новых знаний, информационно-справочная служба;

■ культурно-массовая работа, туризм, организация досуга, праздничных мероприятий, поздравлений, требующие проявления эмоций виды искусства;

■ организаторы науки, руководители творческих коллективов, проведение конферен­ций, симпозиумов, снабженцы, межотраслевые руководители;

I

" критики, педагоги и воспитатели, врачи, организаторы различных кампаний; благо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.