Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения пер­вой и второй сигнальных систем




I


Таким образом, перечисленные свойства нервной системы лежат в основе разде­ления всех людей на отдельные типы. Выделяют четыре типа ВНД:. 1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип, характеризуется сильными

нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их

неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип, отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип, умеет при значительной силе не­рвных процессов их низкую подвижность^;'

4. Слабый тип, характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

Н. И. Красногорский создал аналогичную классификацию типов ВНД детского организма.

I тип характеризуется достаточной силой нервных процессов, нормальной воз­
будимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способ­
ностью к быстрым их взаимопереходам. Соответственно этот тип назван сильным,
оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным).

Дети с таким типом ВНД отличаются быстрым образованием условных реф­лексов, их легким угасанием при неподкреплений. Они без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием, способны к тонким дифференцировкам, легко обучаются музыке, иностранному языку. Та­кие дети, как правило, с хорошим поведением, легко воспитуемы. Речевые реф­лексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.

'

II тип — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный.
У таких детей легко образуются прочные условные рефлексы, которые могут быст­
ро угасать и снова образовываться. Беспрепятственно вырабатываются все виды
внутреннего торможения. Дети дисциплинированны, с отличным поведением,
они хорошо овладевают всевозможными навыками. Речь правильная, с достаточ­
но большим словарным запасом; жестикуляция при разговоре отсутствует. Для
этих детей характерно йктивное отношение к трудностям: с большим подъемом
они берутся за выполнение сложных поручений и доводят их до конца. От преды­
дущего типа их отличает некоторая медлительность и увеличение времени реф­
лекса.

III тип именуется сильным, повышенно возбудимым, неуравновешенным
(безудержным). У этих детей деятельность подкорки преобладает над деятельнос­
тью коры больших полушарий, отсюда и неумение управлять своими эмоциями,
вспыльчивость. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождают­
ся у них двигательным эффектом. Условные рефлексы образуются сравнительно
медленно. Отрицательные условные рефлексы из-за недостаточной силы тормоз­
ных процессов формируются с трудом и неустойчивы. Учатся такие дети неровно,
часто удовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быст-


рая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.

IV тип — слабый, пониженно возбудимый. Он характеризуется слабостью воз­будительных процессов в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчи­вы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки нередко приводят к развитию утомления. Запредельное торможение развивается обычно в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

И. П. Павлов считал, что между типами нервной системы и характером по­ведения не может быть простого соответствия, так как поведение — «сплав» из наследуемых черт и приобретений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и сложнее — другие. По­этому трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД.

Типы ВНД определяются врожденными свойствами, но в процессе развития наследственные особенности нервной системы существенно преобразуются под влиянием окружающей среды, что связывают с пластичностью нервной системы. Свойства нервных процессов могут изменяться при тренировке. Например, у де­тей с неуравновешенными нервными процессами воспитанием можно добиться их уравновешивания. Детям со слабым типом нужно оказывать особое внимание, так как у них может произойти «срыв» ВНД из-за длительного перенапряжения тормозного процесса.

Изучение типологических особенностей ВНД необходимо с целью индивиду­ального подхода в обучении и воспитании детей.

Одинаковые педагогические подходы к учащимся с различными типами нерв­ной деятельности не будут адекватными для всех. Так, дети с сильным типом нервной системы легче справляются с учебным материалом, чем дети со слабым типом. Ученики с инертным типом будут дольше выполнять задания, а ребе­нок с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью все­гда будет непоседливым.

Учителю необходимо понимать, что детей с плохими типами ВНД нет, и по­этому он может и должен помочь ученику развить необходимые для успешного обучения качества нервных процессов, которые будут способствовать воспита­нию здоровой в психическом и физиологическом плане личности. Так, ученику со слабой нервной системой увеличивать объем работы нужно постепенно, тем са­мым работоспособность его нервных клеток повысится; медлительного ученика можно призвать ускорить выполнение заданий; школьнику с безудержным типом помочь тренировать внутреннее торможение и т. д.

При всяком типе ВНД возможно возникновение неврозов — так называемый «срыв» ВНД. Сильный тип может этому противостоять, у слабых в большинстве


сдучаев невротические реакции развиваются легче. Поэтому следует бережно и тактично относиться к любому ребенку, учитывая его индивидуальность.

В связи с наличием у человека второй сигнальной системы и мыслительной твор­ческой деятельности И. П. Павлов предложил выделять следующие типы ВНД на основе двух сигнальных систем: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно.преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к син­тезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И. П. Павлов считал Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и др.

У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Такие
люди более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению.
К этому типу ВНД И. П. Павлов относил немецкого философа Гегеля, английского
ученого Ч. Дарвина и др. "v ' ■'

У людей со смешанным типом в равной степени развиты первая и вторая сиг­нальные системы. Люди этого типа склонны как к абстрактному, так и к чувствен­но-образному мышлению. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства И. П. Павлов относил Леонардо да Винчи — гениального художника и математика, анатома и физиолога, немецкого поэта и философа Гете, создателя периодической системы элементов Д. И. Менделеева и др.

. Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятель­ности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД.

Специальные исследования, проведенные в лаборатории А. Г. Иванова-Смо­ленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей. Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содер­жит четыре типа: А, Б, В, Г. В основе классификации лежит способность нервных роцессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой.

На рис. 9.7. представлено соотношение типов взаимодействия сигнальных сис-ем взрослого (по И. П. Павлову) и ребенка (по А. Г. Иванову-Смоленскому).

Типы А и Б характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем эти типы станут основой для развития сме­шанного типа ВНД взрослого. Однако в детском периоде типы А и Б отличаются друг от друга тем, что у детей типа А переход нервных процессов из одной сиг­нальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у детей группы В он затруднен (см. рис. 9.7).

Ребенок типа А от предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной ему яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Рассматривая эту же картину, ребенок с ВНД типа Б не сразу перейдет от созерцания к изложе­нию ее содержания.


 




Средний

Глава 10






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.