КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем
I Таким образом, перечисленные свойства нервной системы лежат в основе разделения всех людей на отдельные типы. Выделяют четыре типа ВНД:. 1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип, характеризуется сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью). 2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип, отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью. 3. Сильный уравновешенный инертный тип, умеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность^;' 4. Слабый тип, характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов. Н. И. Красногорский создал аналогичную классификацию типов ВНД детского организма. I тип характеризуется достаточной силой нервных процессов, нормальной воз Дети с таким типом ВНД отличаются быстрым образованием условных рефлексов, их легким угасанием при неподкреплений. Они без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием, способны к тонким дифференцировкам, легко обучаются музыке, иностранному языку. Такие дети, как правило, с хорошим поведением, легко воспитуемы. Речевые рефлексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.
II тип — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. III тип именуется сильным, повышенно возбудимым, неуравновешенным рая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо. IV тип — слабый, пониженно возбудимый. Он характеризуется слабостью возбудительных процессов в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки нередко приводят к развитию утомления. Запредельное торможение развивается обычно в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года. И. П. Павлов считал, что между типами нервной системы и характером поведения не может быть простого соответствия, так как поведение — «сплав» из наследуемых черт и приобретений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и сложнее — другие. Поэтому трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД. Типы ВНД определяются врожденными свойствами, но в процессе развития наследственные особенности нервной системы существенно преобразуются под влиянием окружающей среды, что связывают с пластичностью нервной системы. Свойства нервных процессов могут изменяться при тренировке. Например, у детей с неуравновешенными нервными процессами воспитанием можно добиться их уравновешивания. Детям со слабым типом нужно оказывать особое внимание, так как у них может произойти «срыв» ВНД из-за длительного перенапряжения тормозного процесса. Изучение типологических особенностей ВНД необходимо с целью индивидуального подхода в обучении и воспитании детей. Одинаковые педагогические подходы к учащимся с различными типами нервной деятельности не будут адекватными для всех. Так, дети с сильным типом нервной системы легче справляются с учебным материалом, чем дети со слабым типом. Ученики с инертным типом будут дольше выполнять задания, а ребенок с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Учителю необходимо понимать, что детей с плохими типами ВНД нет, и поэтому он может и должен помочь ученику развить необходимые для успешного обучения качества нервных процессов, которые будут способствовать воспитанию здоровой в психическом и физиологическом плане личности. Так, ученику со слабой нервной системой увеличивать объем работы нужно постепенно, тем самым работоспособность его нервных клеток повысится; медлительного ученика можно призвать ускорить выполнение заданий; школьнику с безудержным типом помочь тренировать внутреннее торможение и т. д. При всяком типе ВНД возможно возникновение неврозов — так называемый «срыв» ВНД. Сильный тип может этому противостоять, у слабых в большинстве сдучаев невротические реакции развиваются легче. Поэтому следует бережно и тактично относиться к любому ребенку, учитывая его индивидуальность. В связи с наличием у человека второй сигнальной системы и мыслительной творческой деятельности И. П. Павлов предложил выделять следующие типы ВНД на основе двух сигнальных систем: мыслительный, художественный и смешанный. Для людей художественного типа характерно.преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И. П. Павлов считал Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и др. У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Такие У людей со смешанным типом в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди этого типа склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства И. П. Павлов относил Леонардо да Винчи — гениального художника и математика, анатома и физиолога, немецкого поэта и философа Гете, создателя периодической системы элементов Д. И. Менделеева и др. . Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятельности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД. Специальные исследования, проведенные в лаборатории А. Г. Иванова-Смоленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей. Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содержит четыре типа: А, Б, В, Г. В основе классификации лежит способность нервных роцессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой. На рис. 9.7. представлено соотношение типов взаимодействия сигнальных сис-ем взрослого (по И. П. Павлову) и ребенка (по А. Г. Иванову-Смоленскому). Типы А и Б характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем эти типы станут основой для развития смешанного типа ВНД взрослого. Однако в детском периоде типы А и Б отличаются друг от друга тем, что у детей типа А переход нервных процессов из одной сигнальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у детей группы В он затруднен (см. рис. 9.7). Ребенок типа А от предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной ему яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Рассматривая эту же картину, ребенок с ВНД типа Б не сразу перейдет от созерцания к изложению ее содержания.
Средний Глава 10
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |