КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение чистоты фонематического восприятия
фонематическое восприятие — это способность тйрспринимать и различать звуки речи — фонемы. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок будет значительно отставать от своей возрастной нормы. Прогностическая ценность определения фонематического восприятия заключается в высокой корреляционной связи с обучением чтению и средней — с письмом и математикой. Корреляция с чтением закономерна — без умения различать звуки невозможно научиться правильно читать. Средняя корреляция с письмом обусловлена тем, что фонематический слух — не самое важное условие для овладения орфографией, поскольку письмо первоклассников практически сводится к списыванию (копированию) букв, слов, предложений. Дети с низким фонемати-5 ческим восприятием не усваивают материал на слух (рассказ, диктант) и делают ошибки, которые учителя часто истолковывают как неграмотность. Определение чистоты фонематического восприятия включает 4 задания. Материалом служат 4 набора по 7-8 карточек в каждом. На каждой карточке изображены определенные предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам: ■ сонорных: [р] — твердый и мягкий, [л] — твердый и мягкий; I " свистящих: [с] — твердый и мягкий, [з] — твердый и мягкий; ■ шипящих: [ж]; [ш], [щ], [ч]; if; ■ глухих и звонких: [г], [к]. Ребенку выдается карточка с изображением предмета, название которого начинается с контрольного звука. Проверяющий воспитатель просит назвать этот предмет, а потом сказать, с какого звука начинается его название. Например: «рак» начинается с [р]. После того как ребенок выполняет данное задание, проверяющий говорит: «Теперь я буду класть на стол по очереди другие карточки. Ты должен назвать предметы, которые на них изображены. Если название предмета начинается со звуКа г В другом наборе карточек — задания с контрольным звуком [с], в третьей звук [ч], четвертом — звук [г]. Если в процессе выполнения задания ребенок ошибается, т. е. неправильно кда сифицирует одну или несколько карточек, проверяющий должен повторно цр„ верить правильность выполненного действия. Если ребенок повторяет ощцбКи демонстрируя тем самым нарушения фонематического восприятия, проверяющий воспитатель демонстрирует правильный результат, в соответствии с которым сор. тирует данные карточки. 0 баллов — неисправленные ошибки (или ошибка) даже в одном задании, не учитывая замечания исследователя; 1 балл — исправленные ошибки после замечания исследователя; 2 балла — самостоятельно исправленные ошибки по ходу работы; 3 балла — отсутствие ошибок. Низкий уровень фонематического восприятия — О баллов; средний уровень — 1 балл; высокий уровень — 2-3 балла. Ребенок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3-9 баллов за тест Керна - Ирасе-ка, не имеет нарушений фонематического восприятия. Однако даже для ориентировочного изучения особенностей личности ребенка необходимо более длительное наблюдение за ним в общении с другими детьми и взрослыми. Оно может проводиться воспитателем и педагогом в детском саду, а также родителями дома. Наблюдение должно проходить в естественных для ребенка условиях, без вмешательства и корректировки воспитателем происходящих событий. Психолого-педагогическое наблюдение должно удовлетворять ряду требований: целенаправленности, планомерности, естественности, систематичности, объективности, продуманности способов фиксации наблюдаемых фактов. Для обработки материалов по наблюдению форм деятельности дошкольника можно использовать примерную схему, в которой обозначены различные категории фактов поведения, демонстрирующие те'или иные проявления психических функций (прил. № 1). 10.3.3. Методики углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности К методикам углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности относятся: " определение моторной асимметрии; ■ определение умственной работоспособности; L ^учение краткосрочной механической памяти;, исследование продуктивности преднамеренного запоминания; • диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления; ■ определение сформированности действий логического мышления; ■ определение уровня интеллектуальных способностей; ■ изучение общения и характера межличностных отношений. Важным показателем готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой или правой руки. Асимметрия развивается в онтогенезе, период;5-7.;лет является критическим. При слабовыраженной асимметрии пгЛшвляртся типичные ошибки пространственного различения. Например, недифференцирование правого и левого направлений при письме, совершение движений Правыми конечностями вместо левых при гимнастических упражнениях и др. Совершенствование восприятия пространства и времени усиливает разную асимметрию и их взаимодействие. Пространственно-временная ориентировка является важным условием усвое-■ ния знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Леворукость не является показателем низкого уровня развития движений, не свидетельствует о недостаточной подготовленности ребенка к школе. Переучивать левшу не следует. Это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание. Для определения предпочитаемой руки ребенка используют тесты, которые содержат игровые задания, подобранные с учетом разных способов манипулирования. 1. Рисование. Ребенку предлагают нарисовать то, что он может. Как и во всех 2. Открывание небольшой коробочки, например, из-под спичек. Задание: «Най- действие (открывает, закрывает). 3. «Построй колодец из палочек (спичек)». Испытуемому предлагается из па I из коробка и укладывает их в форме колодца. 4. «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить од
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |