КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение краткосрочной механической памяти
Г 5. Вырезание по контуру ножницами рисунка любой открытки (цветок, зай 6 Нанизывание бисера или пуговиц (для младших школьников) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. 7.. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколь-ко пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное действие. 8. Развязывание узелков. Учитель заранее плотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины и просит развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел. 9. «Построй из кубиков дом». Ведущей считается та рука, что берет, укладывает и поправляет кубики. При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие правила: каждое задание следует давать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком. По мере выполнений задания удобно заполнять следующий протокол: Правая рука
Тест Первый Второй Третий и т. д. При выраженном предпочтении левой руки ставится знак + в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто пользуется как правой, так и левой рукой, знак + ставится в графу «Обе руки». Следует также выяснить, есть ли у ребенка родственники-левши. Этот вопрос задается в предварительной беседе родителям. При наличии семейной лево-рукости ставится знак + в графу «Левая рука». Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «плюсов».в каждой графе. Леворуким считается ребенок, получивший больше «плюсов» в графе «Левая рука», праворуким — в графе «Правая рука». Равенство «плюсов» в этих графах или их большее количество в графе «Обе руки» свидетельствует о недостаточной сформированности асимметрии. Определение умственной работоспособности Умственная работоспособность детей и ее динамика в процессе обучения характеризуют функциональное состояние ЦНС. При изучении умственной работоспособности младших школьников используют фигурную таблицу (рис. 10.2), разработанную в Институте возрастной физиологии РАО.
Puc. '0.2 Фигурная таблица для определения умственной работоспособности
Работа с таблицей выполняется детьми в течение двух минут, предварительно им дается указание: «Просмотрите внимательно фигурки, найдите среди них три фигурки: треугольник, кружок, флажок. Поставьте в треугольник черточки (минус), в кружочки — крестик (плюс), во флажок — точку». Пример выполнения задания рисуется на доске. Нужно опросить детей, как они поняли задание. После этого все нарисованное с доски стирается и дается команда о начале работы. Через 2 мин работа останавливается, таблички с выполненными заданиями собираются. Выполненное задание оценивается по объему (количеству просмотренных фигур) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур). Например, ребенок просмотрел 60 знаков и допустил 7 ошибок. В пересчете на 100 знаков это составит: Х= (7x100) /60 =11,6. Помимо этого, рассчитывается коэффициент продуктивности умственной работоспособности (Q) по формуле: Q = С2 / (С + d), где С — количество просмотренных строчек, d — количество ошибок. Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за одну допущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок. Показатели школьной зрелости и умственной работоспособности детей имеют региональные особенности и зависят от биологических и социальных факторов развития, условий обучения и воспитания. Поэтому для оценки уровня умственной работоспособности индивидуальные показатели следует сопоставлять со средними значениями, полученными при обследовании данного коллектива. Средними считаются показатели, соответствующие М ± 2а, высокими — больше М + 2а, низкими — меньше М - 2а. Объем краткосрочной памяти зависит от процесса последовательного восприятия отдельных элементов вербальной информации. Сначала ребенок воспринимает первый элемент данной совокупности, потом — другой, за ним — третий и т. д. Пока воспринимается определенный элемент, все предыдущие сохраняются в краткосрочной памяти. Ребенку предлагается ряд элементов, чем длиннее данный ряд, тем больше времени затрачивает он на выполнение задания, что лимитирует возможность запоминания и воспроизведения всех элементов в строго определенной последовательности. Прогностическая ценность данного задания заключается в высокой корреляции с усвоением учебного материала по чтению и средней связи — с письмом и математикой. Для определения объема краткосрочной памяти ребенку дается задание: «Сейчас я буду называть тебе по очереди несколько цифр. Попытайся запомнить эти цифры и повторить их в том же порядке. Внимательно слушай и старайся запомнить». После этого зачитывают ряды цифр, каждый из которых имеет на 1 цифру больше, чем предыдущий. Наименьший ряд содержит 4 цифры, наибольший — 9 (каждый основной ряд имеет свой дубль с аналогичным набором цифр). Таблица основных и дубль-рядов, которые используются в данном задании, имеет следующий вид:
Интервал времени между предлагаемыми двумя цифрами одного ряда должен составлять приблизительно 1 с. Зачитав предложенный ряд цифр, ребенка просят повторить его. Если ребенок не может повторить все цифры в том же порядке, экспериментатор зачитывает дубль-ряд. Если" ребенок не воспроизводит и этот ряд, то задание прекращается. За результат этого задания (показатель кратковременной памяти) принимается максимальное количество цифр, воспроизведенных с использованием дубль-ряда. Так, если наибольший воспроизведенный ребенком ряд 1406, то выставляется 4 балла, если ряд 067285 — 6. Низкий уровень краткосрочной памяти соответствует оценке 2, средний — 3-4, высокий — 5 и выше. В Определить уровень развития памяти ребенка можно с помощью теста, основанного на запоминании и повторении фраз. Этот тест лучше всего проводить непосредственно вслед за повторением чисел. Например, если ребенок безошибочно повторил 4 числа, то ему можно сразу предложить повторить фразу из 12 слогов. В случае успеха дается еще более длинная фраза и так до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать, изменять или переставлять слова. Если первоначально данная фраза не воспроизводится ребенком с полной точностью, ему нужно предложить повторить фразу с меньшим количеством слогов, пока не получится вполне точного воспроизведения. Фразы для повторения 6 слогов: Дети, ложитесь спать. Дети, пошли гулять. Маша любит куклу. 7 слогов: Часы висят на стене. Чашка стоит на столе. 8 слогов: Лошадь бежит по дороге. В лесу птицы поют песню. 9 слогов: Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
10 слогов: Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает. 11 слогов: Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе.
12 слогов: Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру. 13 слогов: Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил де. тям щеки. 14 слогов: Вечером мама рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами. 15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Страшная буря разрушила избушку рыбака. 16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. 17 слогов: Мама ходила в лес и принесла нам много грибов. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко. 18 слогов: Миша любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Таня ходили после обеда погулять в лес. 19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по теплой воде. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни. 20 слогов: Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату. 21 слог: Мальчики ходили в лес гулять и поймали там маленького зайчика. Маша выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять. 22 слога: Маленькие котята целыми днями возятся и играют другсдругом. После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее. Если ребенок воспроизвел более 14—15 слогов, то он обладает хорошей кратковременной памятью.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |