КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицинские критерии
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические. К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уровень физического развития и состояние здоровья. Определение уровня физического развития Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процессы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Фи- веское развитие человека обусловлено генетическими и социальными, факто-рами- пр„ оценке физического развития, как правило, проводят определение трех ос I ■ длины тела (рост сидя и стоя); а массы тела; • окружности грудной клетки. ?0ШсГГ рТРЯеТСЯ С П°М0ЩЬЮ ДереВЯНН0Г0 *& складного металлического РГмежлоп!т Н°К Д°ГеН СТ°ЯТЬ ПРЯМ°' КаСаясь'Р°«омера пятками, ягодицами, межлопаточнои областью, расправив груДЬ) Добрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в такс ТиТонТаяьГ ЛИНИЯ' С°еДИНЯЮЩаЯ НаРУЖный угол глаза и козелок уха, был. горизонтальной. Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на о№мт,,оо,„т,„," томера, геоенок должен касаться стоики ростойетра»mirm,„.„, ооластью, держа голову в описанном выше положений Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах ютохе norm™ „ / "^иметровои лентой при глубоком посторонним пЫД°Хе И Т." (В П°СЛеДНШ СЛУЧаС обслеДУемого нужно отвлечь его Х21РаЗГ0В0Р°М)-ЛбНТа Я°ЛЖНа ПЛ0ТН° ПрИлегать к телУ> ™ не стягивать его Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди - у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез - на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудИН0й но и~пя 0ПРеДеле™рИЗНаК°В ФИЗИЧеск°горазвитияребенкацелесообраз-но исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокоа Щении, артериальное давление, жизненную емкость легких и мьше^уГси^Гк чево1~и 2TZX СОтЩеНий °ПРеДеЛЯеТСЯ "У™ ™™ пульса на лу положении п,™ лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца ПЬ™,,,™ „ должна составлять 2/3 длины плеча. v спир^тГис ШК0СтЬ МгШХ °ПреДеЛЯеТСЯ ПРИ помощи водяного или сухого спирометра, исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спи- ^ТыГаюИтСдДГЬ — ВЫД°Х- f МеР-ие повторяют нескГь/ораз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха ПомещаГсГл *" Т"" ИЗМерЯ6ТСЯ ДИНамо^тром, который должен удобно меГе трехТа и МаКСИМаЛШ°е ^^ Д1™>меТра. Измерение проводят „I
йся для каждой руки отдельно.
Выделяют четыре группы физического развития: 1. Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту: от М - lcr до М + 2а*. 2. Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М - 1а. 3. Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а). 4. Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М - 2а). Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных исследований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной * Сигма, или среднеквадратичное отклонение, — статистический параметр, отражающий разброс индивидуальных показателей в вариационном ряду. ** Анамнез — сведения об условиях жизни человека, предшествовавших данному моменту времени. асСой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая .держка развития, а у вторых — элементарное ожирение. : Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество пол-Bbix лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев д0 7 лет 5 месяцев 29 дней). Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления показателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона. Оценка состояния здоровья \ ; Существует схема комплексной оценки состояни#. здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1). 10.3.2. Психолого-педагогические критерии Ориентировочными критериями готовностя^детёй к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического, восприятия; степень психосоциальной зрелости. Уровень школьной зрелости Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются' группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости. , Школьная зрелость — это уровень морфологического и психофункционального развития, который позволяет определить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку и вызывать нарушения здоровья. Первоклассник должен уже обладать целым рядом признаков школьника — быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. В соответствии с умственным уровнем развития ребенок должен обладать: | ■ дифференцированным восприятием; £ ■ произвольной концентрацией внимания;,■ аналитическим мышлением (способностью постигать существенные признаки и связи между явлениями, способностью воспроизводить образец); ■ рациональным подходом к действительности; ■ логическим запоминанием; ■ интересом к работе с поставленной целью; ■ интересом к новым сведениям; ■ разговорной речью; " развитой тонкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией К признакам эмоционального компонента школьной зрелости относятся достц», ние сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (малое количество щ, пульсивных реакций) и использование эмоциональной емкости при мотивирОВа нии школьных занятий. Социальная зрелость проявляется в потребности ребенка общаться с друГ11 ми детьми, подчинении интересам и принятым условностям детских групп, сш собности взять на себя социальную роль школьника в обучении. Для определения школьной зрелости существует комплекс методов: тестовая беседа, тест Керна - Ирасека. Тестовая беседа дает возможность собрать сведения о представлениях ре. бенка, его ориентировке, семейной ситуации. Именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости нужно возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения, и уточнять ответы. Вопросы к беседе: 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. (Вопросы, касающиеся родителей, луч 3. Кем работает твоя мама (твой папа)? 4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей? 6. У тебя есть брат (сестра), кто старше? 7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? 8. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 9. Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? 11. Когда можно кататься на санках зимой или летом? 12. Почему снег бывает зимой, а не летом? 13. Что делают почтальон, врач, учитель? 14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель и пр.? <5. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему? <g. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? ■\д. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? •|9. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц? 20. Кто больше — корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног — у собаки или петуха? 21. Что больше: 8 или 5, 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3/. 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь;? За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл. Ребенок получает 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы одного пункта. К контрольным относятся вопросы: 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим 4 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла; "7 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, — 1 балл, если ребенок называет возраст с учетом месяцев — 3 балла; ■ ' 10 — за обоснованный по признакам ответ (более 3 признаков) —- 2 балла, до, Ж 3 признаков — 1 балл; 14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 —- за правильный ответ — 2 балла. Вопрос 15 оценивается совместно с 14 и 16. Если за вопрос 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на 15 или 16 вопрос, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе. Правильными считаются достаточно полные ответы, соответствующие поставленному вопросу. Например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха — две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки. Одни дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что наиболее благоприятно), другие —- на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, веселые переменки и т. д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями. Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 25-29 баллов, средне-зрелыми — 20-24 балла, незрелыми — 15-19 баллов. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. Тест Керна - Ирасека часто используется для ориентировочной оцен I уровня развития школьно-необходимых функций. Тест включает три задания: ■ рисование фигуры человека по представлению; ■ графическое копирование фразы из письменных букв; ■ срисовывание точек в определенном пространственном положении. Рисование фигуры человека по представлению дает возможность выявить зави симость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, развитие абстрактного мышления. Выполнение второго и третьего задания теста демонстрирует уровень раз. вития у ребенка способности к произвольному поведению, т. е. он должен про-явить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе а течение необходимого времени. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, эти задания дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координации, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка. Если тест проводят в группе, то проверяют также способность ребенка подчиняться работе в коллективных условиях. Инструкция к использованию теста школьной зрелости Керна - Ирасека: ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь, предупреждение ребенка об ошибках и недостатках рисунка не допускаются. Если какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Когда ребенок начнет рисовать его можно подбодрить: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) должен нарисовать дядю. Если же ребенок все-таки начал рисовать женскую фигуру, молено разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2 задание) и конфигурация из 10 точек (3 задание). Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-тс написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-нибудг из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, ребенку нужно объяснить, что его можно написать ниже или выше. Инструкция к третьему заданию: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) ря- также их нарисовать». Необходимо указать, где нужно рисовать, так как у неко- Д°рых детей может снизиться внимание. За детьми все время следует наблюдать и дать краткие пометки об их поведении: обращать внимание на то, какой рукой ^ „ущий школьник пишет, не перекладывает ли он во время работы карандаш из дной руки в другую; не вертится ли, не падает ли у ребенка карандаш; нужно ли его при работе постоянно хвалить и пр.
Образцы выполнения заданий представлены на рис. 10.1.
. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (в, худшая). Задание 1. Рисование мужской фигуры. 1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем тулова ще). На голове — волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице — глаза нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Призна. ки мужской одежды. Рисунок должен быть сделан так называемым синтетичес-ким способом, т. е. контурным изображением с соблюдением пропорций. 2 балла — выполнение всех требований, предъявляемых к оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но все части лица должны быть нарисованы. 3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией. 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. 1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить буквы, что на образце (но не больше). Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30". 2 балла — предложение можно прочитать. Величина букв близка к образцу, и их прямота не обязательна. 3 балла — буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы. 4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет видимость «письма». 5 баллов — каракули. 1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза. 2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками. 3 балла — общее впечатление — похоже на образец. Высотой и шириной отличается не более чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180". . баяла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы. 5 баллов — каракули. Яетей с результатом в 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему меди-О.педагогическому обследованию. Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, средне-зрелы-мй _а 6-9 баллов и незрелыми — 10 и более баллов.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |