Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомия российской элиты. Обзор классических теорий элиты




Обзор классических теорий элиты

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ

Теория элит была основана в конце XIX — начале XX столетия итальянскими социологами Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858—1941). В обществе про­исходили важные изменения — устанавливался избиратель­ный коллективизм, который стремился вытеснить инди­видуалистический либерализм. Гражданские службы стано­вились все более бюрократическими. Делались шаги по де­мократизации правительства и внедрению более открытых принципов работы бюрократии. Возникли общественные настроения оптимизма, основанные на вере в то, что ка­рьера открыта для талантов. И в то же время бюрократия все в большей степени претендовала на роль главного по­литического актора. Это породило опасность бюрократи­ческого абсолютизма. Реакцией на эти процессы была пуб­ликация блестящих работ Макса Вебера о роли бюрокра­тии в обществе1. Это открыло новую тему исследований власти за фасадом истеблишмента, реального распределе­ния властных ресурсов в обществе.

В научном мире возникла потребность разобраться «объективно» в проблеме власти и ее субъекта, причем без этических комментариев, за что и взялись Г.Моска и В.Па-рето. Оба итальянца были последователями Н.Макиавел­ли. Они мечтали превратить политику из искусства управ­лять в науку об управлении. Вместо религиозных и этичес­ких соображений теперь за основу были взяты законы и факты.

Понять характер дискуссии по поводу концепта элиты невозможно без осмысления влияния работ Карла Маркса на науку того времени. Классические элитисты — Моска и

Глава 1. Основы теории элиты

Парето — были сконцентрированы на том, чтобы опро­вергнуть теорию Маркса. Критика работ Маркса шла сразу на двух уровнях: идеологическом и научном. Маркса упре­кали в том, что он не был объективен в научном смысле этого слова и жертвовал логикой в угоду интересам рабо­чего класса. В то же время и сами элитисты не остались бесстрастными: современники упрекали их в том, что они жертвуют фактами ради идеологической поддержки пра­вящего класса (Райт Миллз). Марксову Подходу к истории как к конфликту между экономическими классами элити­сты противопоставляли политическую интерпретацию ис­тории. Для Парето и Моски властная структура любого об­щества детерминировала все остальные процессы подобно тому, как для Маркса экономическая структура определя­ла вектор общественного развития. Маркс выводил власть из экономического господства, которое для него означало собственность на средства производства. А элитисты утвер­ждали, что борьба происходит между доминирующей по­литической элитой и конкурирующими элитами, стремя­щимися прийти к власти. Вместо Марксова классового кон­фликта эксплуататоров и эксплуатируемых, элитисты пред­лагали другую модель общества, движимого конфликтом между конкурирующими элитами.

Моска в 1881 г. сформулировал теорию правящего клас­са. Парето в 1897 г. ввел в научный оборот термин «элита». Теория правящего класса Г. Моски основывается на впол­не очевидном постулате: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современ­ными передовыми и мощными обществами, всегда возни­кают два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочислен­ный, выполняет все политические функции, монополизи­рует власть, в то время как другой, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым»2. Правящий класс существует при любой форме правления: в деспоти­ческих режимах он будет создаваться сверху — деспотом, которому необходимы посредники для управления госу­дарством, а в либеральных — снизу, самим народом, в качестве координирующего органа. Хотя правящий класс и составляет меньшинство населения, но это меньшинство

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

лучше организовано, чем большинство, и поэтому оно образует весьма замкнутую и устойчивую группу3.

Хотя для Моски основным критерием для выделения правящего класса является его отношение к власти, он отмечает и некие особенности правящего класса: «пред­ставители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубо­ко почитаются в обществе, в котором они живут»4. Правя­щий класс может представлять себя в качестве носителя Божьей воли избранников, отличающихся необыкновен­ными личностными качествами, людей, особенно лояль­ных по отношению к общественным устоям и традициям или наиболее рьяно оберегающих заветы харизматическо­го лидера5.

Г.Моска рассматривает принципы элитной рекрутации. Главным критерием отбора выступает то, что Моска на­зывает «способностью управлять». Причем это не только психологическая склонность одного человека властвовать над другими и не только личные качества, обеспечиваю­щие высокий профессионализм в управленческой деятель­ности, но и наличие характеристик, наиболее подходящих в определенный исторический период6. Тенденции разви­тия правящего класса зависят от изменения под давлением объективных признаков качеств, необходимых для управ­ления членам правящего класса. Если эти качества меня­ются медленно, преобладает аристократическая тенденция. Если изменение происходит относительно быстро, то де­мократическая. Но даже после революции «некоторые эле­менты, более или менее многочисленные, старого правя­щего класса войдут в состав нового»7. Моска считает, что правящий класс наличествует в любом обществе, вне за­висимости от соблюдения или несоблюдения им неких моральных принципов, положительного или отрицатель­ного влияния на общество. Идеалом для Моски является совмещение в обществе аристократических и демократи­ческих тенденций, их равновесие, которое может быть до­стигнуто путем рассредоточения власти, недопущения ее монополизации в руках какой-либо одной группы.

Парето впервые ввел в научную практику термин «эли­та», раньше употреблявшийся для обозначения чего-либо

Глава 1. Основы теории элиты

лучшего, исключительного качества. Впрочем, выбор это­го термина был для Парето во многом случаен, он не обо­сновывал его этимологическими изысканиями. Напротив, Парето пишет, что вместо слова «элита» «подошло бы лю­бое другое название или даже простая буква алфавита»8. Элита, по Парето, — это совокупность лиц, имеющих наи­высшие индексы в своих профессиональных сферах дея­тельности. Например, «тому, кто сумел заработать милли­оны, мы поставим 10; человеку, заработавшему тысячи франков, — балл 6, тем, кто едва избежал дома для бед­ных, — 1, оставляя 0 тем, кто туда попал»9. Элита, таким образом, имеется не только во властных структурах, но и в любой области деятельности: элита юристов, элита воров, элита шахматистов и т.д. Разница в индексах у различных людей обусловлена их психологическими характеристика­ми, интеллектом, складом ума. Вследствие изначального неравенства людей деление общества на элиту и массы неизбежно.

Определение правящей элиты Парето очень близко к понятию правящего класса Моски и, возможно, было со­здано под влиянием его идей. Он определял элиту как лю­дей, «занимающих высокое положение соответственно сте­пени своего влияния и политического и социального могу­щества». Парето наделяет тех, кто входит в элиту, незау­рядными качествами, которые и обеспечивают ей власть»10. Подход Парето имеет внутренние противоречия. С одной стороны, люди, обладающие высокими профессиональны­ми индексами, могут никак не сообщаться между собой. В то же время Парето понимает элиту именно как замкну­тую группу, оказывающую влияние на массы. Такая группа будет неизбежно обладать высокой организованностью вследствие уровня компетентности своих членов, и ее ав­торитет будет признаваться большинством вследствие при­знания им способностей каждого из членов группы.

Парето выводит теорию циркуляции элит, которая сво­дится к рассмотрению политической жизни общества в виде постоянной смены элитных группировок, каждая из кото­рых переживает периоды становления, расцвета и упадка, после чего сменяется, мирным или насильственным пу­тем, другой группировкой — «контрэлитой». Все много­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

образие правящих элитных группировок Парето сводит к двум основным типам: спекулянтов и рантье, или «львов» и «лис»11. Спекулянты — люди «обычно возбужденные, гото­вые к принятию новшеств, готовые к экономическому дей­ствию; они любят опасные экономические авантюры и их ищут... При их упорной настойчивости и остром инстинкте комбинаций они преодолевают все препятствия. Их взгля­ды всегда соответствуют наибольшей выгоде момента». Ран­тье — напротив, люди «в основном замкнутые, осторож­ные, неуверенные, избегающие всякой авантюры... Ими весьма легко могут управлять и так же легко обирать те, кто умело использует свойственные им инстинкты...»12 То, представители какого типа — спекулянтов или рантье — занимают элитные позиции, определяется потребностями общества в данной исторической ситуации. Результатом цир­куляции элит является их динамическое равновесие, необ­ходимое для общественного прогресса.

Объявляя принцип выдвижения правящего класса уни­версальным принципом человеческой истории, Парето оценивает его негативно, полагая, что при любом полити­ческом режиме правящий класс причиняет бедствия всей нации. Особенно резко Парето относится к демократии: при ней правящий класс точно так же, как и при других режимах, узурпирует власть, но делает это цинично, при­крываясь лозунгами свободы и равноправия. Поэтому де­мократия, согласно Парето, — миф, сентиментальная иде­ология. Общество всегда управлялось и будет управляться элитами, преследующими свои корыстные интересы, не соответствующие интересам народа. Демократия — это «наи­более пустое из всех пустых понятий». Существующие де­мократические режимы на самом деле — «плутодемокра-тические», при них властью владеет элита «спекулянтов», поддерживающая свою власть пропагандой, политически­ми комбинациями и маневрированием13. Любая попытка установить «истинно демократический режим» оборачива­ется установлением авторитаризма со стороны тех, кто наиболее активно проповедовал демократические идеалы.

К классическим работам по теории элит, безусловно, следует отнести труды ученика М.Вебера Роберта Михель-са. Михельс исследовал структуру; власти в политических

Глава 1. Основы теории элиты

партиях и профсоюзах, собрал обширный материал по их структуре, известной ему на основе собственного опыта в качестве партийного функционера. Михельс пишет: «Чем более расширяется и разветвляется официальный аппарат, чем больше членов входит в организацию... тем больше в ней вытесняется демократия, заменяемая всесилием ис­полнительных органов. Формируется строго обособленная бюрократия со множеством инстанций»14. Эта ситуация не зависит от личностных качеств членов партии и партийной идеологии, но диктуется принципом целесообразности: «Нет сомнения в том, что бюрократизм олигархической партийной организации вытекает из практической формаль­ной необходимости»15.

Михельс выводит новый социальный закон, названный им «железным законом олигархии», который можно сфор­мулировать так: любой демократический строй для дости­жения стабильности вынужден создавать бюрократическую организацию или же избирать лидеров, облеченных высо­кими полномочиями. В любом случае результатом будет узур­пация власти лидерами или бюрократией и превращение демократии в олигархию. Весь ход мировой истории пока­зывает, что «любая система лидерства несовместима с глав­нейшими постулатами демократии»16; «большинство, та­ким образом, совершенно неспособно к самоуправлению... Всегда непременно из масс выделяется новое организо­ванное меньшинство, которое поднимает себя до положе­ния правящего класса». Но не все так плохо: хотя демокра­тия и недостижима, отдельные демократические нормы могут быть установлены, если общество к ней стремится: «Ничто, кроме прямого и честного исследования опаснос­тей демократии со стороны олигархии, не поможет нам минимизировать эти опасности, даже если полностью их избегнуть невозможно»17.

Согласно концепции групповых интересов, в партии не должно быть оснований для выделения элиты: партия есть сплоченная общность, сама призванная отстаивать инте­ресы более широкой общности. Значит, здесь действуют другие, более глубинные отношения, психологическая потребность одних людей в господстве, а других — в под­чинении: «Массой овладеть (для вождей) легче, чем не­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

большой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и катего­рично»18. Партийная элита — не выразитель интересов эко­номически господствующего класса, напротив, она дек­лассируется. Так, вождь рабочего происхождения — это уже профессиональный политик, ему привычнее не стоять у станка, а агитировать рабочих за революционную борьбу; то же происходит с выдвиженцами из других классов. Итак, элита — это уже не часть правящего класса, а самостоятель­ная группа, действующая в своих собственных интересах.

В.Парето, как это было показано выше, выводил суще­ствование элит из естественных психологических импуль­сов и стремления людей объединяться в замкнутые группы на основе успеха в своих сферах деятельности. То есть он объяснял структуру общества при помощи поведенческих стереотипов индивидов. В этом же русле развивал свою кон­цепцию элиты и американский ученый Хэродц Лассуэлл.

Суть социологической концепции Лассуэлла заключена в выведенной им универсальной формуле социального процесса: «Человек стремится к Благам через Институции при помощи Ресурсов»19. Лассуэлл выделяет восемь таких благ (values): это власть (power), знание (enlightenment), бо­гатство (wealth), здоровье (well-being), умение (skill), при­вязанность (affection), уважение (respect) и моральность (rectitude)10. Также выделяются восемь типичных институ­ций, через которые распределяются блага: власть сконцен­трирована в правительстве, здоровье — в здравоохрани­тельных учреждениях, богатство — в бизнесе, и т.д. Элита, по Лассуэллу, и есть те люди, которые обладают благами в наибольшей степени, или «те, кто получает большую часть из всего, что можно получить»21. Таким образом, элиту можно разбить на восемь групп, по числу благ. Каждая из элитных групп обладает в высокой степени соответствую­щим благом: так, элиту воров или элиту шахматистов можно отнести к элите умения, а личностей, имеющих духовный авторитет, — к элите моральности. Восемь элитных групп пересекаются, и конкретный индивид может одновремен­но входить в несколько групп.

Анализ правящих элитных групп должен подразумевать, по Лассуэллу, изучение личностных характеристик, кото­

Глава 1. Основы теории элиты

рыми обладают члены правящей элиты. Существует некий «политический тип» личностей, базовая характеристика которого — «ориентированность на власть по сравнению с другими благами»22. Подобно Моске, Лассуэлл выделяет «символы», являющиеся, наряду со средствами производ­ства, средствами насилия и пр., одним из средств осуще­ствления власти, которые правящая элита стремится мо­нополизировать.

Результатом конкретного исследования правящих элит, по Лассуэллу, должно стать создание «концептуальной кар­ты», в которой будет отражено, «какие сообщества они (элиты) представляют или возглавляют, представителями или продуктами каких классов они являются, какие инте­ресы... они отражают, представители каких личностных ти­пов скорее будут ими приняты в свои ряды, а каких — нет, и какие обстоятельства времени и места наиболее удобны или представляют наибольшую трудность для тех, кого мы называем элитами»23.

Итак, Лассуэлл предлагает общесоциологическую тео­рию, позволяющую выделять элиты в любой сфере обще­ственной деятельности, причем вне связи с какими-либо формальными учреждениями. Влияние, по Лассуэллу, тож­дественно власти: власть — это либо влияние индивида на других индивидов, либо влияние индивида на процесс принятия решений. Тут Лассуэлл ставит знак равенства между элитой и правящей группой. Причастность к власти определяется влиянием, реальным или потенциальным, на принятие решений. Лассуэлл подчеркивает, что правя­щая элита не обязательно активно пользуется своей влас­тью, это — среда, из которой берутся лидеры. Исходя из этого, Лассуэлл определяет правящую элиту предельно широко, она включает в себя: а) лиц, занимающих важ­ные посты во властных структурах; б) лиц, ранее зани­мавших эти посты и оставшихся после отставки лояльны­ми существующему режиму; в) лиц, не входящих в фор­мальные институты власти, но имеющих большое влияние на принятие решений в этих институтах; г) членов оппо­зиции, обладающих большим политическим весом, с ко­торыми вынуждена считаться власть; д) членов семей вла­стей предержащих24. Тем не менее Лассуэлл исключает из

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

правящей элиты оппозицию, которая не принимается все­рьез верховной властью, и бывших членов элиты, порвав­ших связи с режимом, если они не входят в круг влиятель­ных оппозиционеров.

Подход к элите как к группе, выполняющей некую кри­тически важную для существования общества функцию, был заложен в 1940—1960-х гг. Первым в этом направлении стал немецкий социолог Карл Маннгейм, который в своей ра­боте «Мап and Society in an Age of Reconstruction* (1941) характеризовал элиты как часть системы коллективной ответственности и обязательств, чье существование опре­деляется не жаждой к власти отдельных индивидов, а об­щественной потребностью в исполнении стратегических функций особо квалифицированными людьми. В соответ­ствии с характером различных общественных функций эли­ты могут быть разделены на интегративные, к которым относятся политическая, экономическая, административ­ная и т.п. элиты, и сублимативные (т.е. сублимирующие разрушительную энергию толпы) — это религиозная, ин­теллектуальная, «эстетическая» элиты25.

Взгляды К.Маннгейма были дополнены американским социологом Сьюзанн Келлер. С.Келлер жестко увязывает факт существования элиты с социальной функцией, кото­рую она исполняет. По Келлер, «понятие элиты относится прежде всего к меньшинству индивидов, предназначенно­му служить коллективу общественно полезным путем. Эли­ты — это эффективные и ответственные меньшинства»26. Келлер делит элиты на стратегические и сегментарные. Стратегические элиты — это «те, чьи суждения, решения и действия имеют важные и определяющие последствия для многих членов общества»27. Прочие элиты можно отне­сти к сегментарным. Эта мысль Келлер близка к традици­онному разделению элиты на правящую и неправящую. Важным здесь представляется необязательность вхождения келлеровских стратегических элит в правительственные круги. В своей главной работе «Beyond the Ruling Class* Кел­лер изучает именно стратегические элиты. Ключевыми по­нятиями для нее являются характер принимаемых реше­ний и функциональность. По поводу первого Келлер заме­чает, что важен не род деятельности элиты, а «размах ее

Глава 1. Основы теории элиты

деятельности, то есть на скольких членов общества они оказывают влияние и каким образом»28.

Келлер заимствует классификацию общественных функ­ций из структурно-функциональной теории Т.Парсонса, а цель своей работы видит в приложении теории элит к пар-соновской теории социальных систем. Из четырех ос­новных, по Парсонсу, типов социальных систем выводит­ся четыре типа элиты: 1) «система выполнения задач» дает элиту, определяющую цели, к выполнению которых долж­но стремиться общество; 2) «адаптивная система» дает эли­ту, определяющую средства для выполнения этих целей; 3) «интегративная система» дает элиту, выражающую об­щественные нормы и традиции и 4) «традиционная систе­ма» дает элиту, создающую общую мораль членов обще­ства {pattern maintenance elites)19.

По мысли Келлер, в современном обществе происхо­дит «стратегическая элитизация» общества. Келлер выво­дит некий вектор общественного развития, проявляющийся в дроблении и специализации правящих кругов. Келлер постоянно подчеркивает функциональность элит, как бы мы их ни определяли. Элита стратегическая, то есть очень важная для поддержания общественной структуры, явля­ется таковой, потому что выполняет стратегическую фун­кцию. Прочие, сегментарные элиты отличимы от масс тем, что функция каждого их члена важнее, чем функция рядо­вого обывателя.

Подход элитистов противостоит классовому подходу, основы которого были заложены К.Марксом. Как пишет Энтони Гидденс, «путаница между понятиями классовой и элитной теорий усугубилась, когда были введены такие термины, как «правящая элита», «управляющая элита» и т.д., без четкого обозначения того, как они соотносятся с более традиционной классовой концепцией»30. Централь­ное место среди классовых теорий занимает, конечно, те­ория Маркса, хотя, как это ни парадоксально, Маркс не посвятил ни одной специальной работы классовой теории и не дал четкого определения класса. В разных работах Мар­кса встречаются пассажи, косвенно показывающие нам, что Маркс имел в виду под классом, но и тут имеются противоречия, анализу которых посвящены специальные работы31.

А НА ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Наиболее известный подход — экономический — мож­но обнаружить в «Капитале» Маркса32. Его суть — в разде­лении на классы по признаку отношения к средствам про­изводства. В самом общем виде мысль Маркса можно изло­жить так: классовая структура, наблюдавшаяся в разных обществах в ходе исторического развития, в капиталисти­ческом обществе упрощается, остается только два антаго­нистических класса: буржуазия (господствующий класс) и пролетариат (подчиненный класс). Они различаются своим отношением к средствам производства, что определяет их классовое сознание.

Структура власти представлялась Марксу следующим образом. Существует буржуазия — господствующий класс. Внутри этого класса образовывается политическая верхуш­ка, подчиненная этому классу. Конечно, внутри нее, рав­но как и внутри самого господствующего класса, суще­ствуют некоторые противоречия, но классовое единство оказывается сильнее этих противоречий, правящая верхуш­ка объединяется, дабы не допустить в свой состав предста­вителей угнетенного класса. Правящая верхушка служит интересам господствующего класса — буржуазии, потому что она рекрутируется из этого класса. Для Маркса тип рек-рутации правящей группы целиком определяет то, в чьих интересах она будет принимать решения.

Концепция Маркса не исключала использование тер­мина «элита», который вполне мог быть применен по от­ношению к правящей группе господствующего класса. Это было подмечено некоторыми учеными, попытавшимися найти компромисс между марксизмом и элитизмом, ин­корпорировать элиты в макет общества, предложенный Марксом. Самый известный из них — Чарлз Райт Миллз. Основной труд этого американского социолога озаглавлен «The Power Elite*33. Властвующая элита, в понимании Мил-лза, охватывает лиц, занимающих высшие позиции в «боль­шой тройке» — государственных структурах, крупных кор­порациях и армии. Властвующая элита обнаруживает высо­кую степень горизонтальной мобильности — одни и те же люди в течение своей карьеры часто переходят с ведущих постов в одной из этих структур на ведущий пост в другой или же совмещают эти посты. Сами эти люди образуют зам­

Глава 1. Основы теории элиты

кнутую социальную группу, насквозь пронизанную нефор­мальными патрон-клиентскими отношениями и обнаружи­вающую так называемые «три С», выведенные Джеймсом Мэйзелем: групповое Сознание (group conscience), Спло­ченность (cohesion) и Сговор (conspiracy)34. Властвующая элита в США, по Миллзу, представляет собой господству­ющий общественный класс, имеющий свои интересы и способный диктовать свою волю массам.

Другую попытку синтезировать подходы Маркса и Па­рето предпринял Р.Арон. Он свел противостояние между социологией «классов» и социологией «элит» к принципи­альному вопросу: «Что представляют собой взаимоотно­шения между социальной дифференциацией и политичес­кой иерархией в современном обществе?»35 Он понимал под элитой «меньшинство, которое в любом обществе вы­полняет функции управления сообществом»36. С точки зре­ния Арона, никакой «власти пролетариата», о которой писал К.Маркс, быть не может в принципе, это не более чем «метафора или символ». Он полагал, что в обществе могут быть изменения двух типов: первый тип влияет на устройство элиты, а второй — на рекрутацию элиты. Арон выделяет пять субэлитных групп: политические лидеры, правительственные администраторы, экономические ди­ректора, лидеры масс и военачальники.

Наряду с двумя основными подходами к социальной стратификации — классовой (Маркс) и элитистской (Па­рето, Моска) — можно выделить еще один подход, выде­ляющий элиту по профессиональному признаку. Том Бот-томор называет эти группы интеллектуалами, менеджера­ми и правительственными чиновниками37. Интеллектуалы являются самой расплывчатой и трудноопределимой из тех групп, которые называют возможными преемниками пра­вящего класса. Особую роль интеллектуалов и менеджеров как потенциальной господствующей социальной группы впервые зафиксировал Торнстейн Веблен, который в сво­ей монографии «Engineers and the Price System» показы­вал, что неэффективность капиталистического строя при­ведет не к созданию бесклассового общества, но к перехо­ду власти от капиталистов к «инженерам» — технологичес­ким специалистам38. Близкие к Веблену взгляды выражал

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

известный американский экономист Дж.К. Гэлбрейт39. Одно из главных мест среди поствебленских концепций (также их называют технократическими) занимает концепция «менеджерской революции» еще одного американского экономиста Джеймса Бёрнхэма. Бёрнхэм остался верен мар­ксистской идее экономического детерминизма, согласно которой экономически господствующий класс также дер­жит бразды политической власти40. Правящей группой он называет группу, «которая, по сравнению с остальным обществом, в большей степени контролирует доступ к сред­ствам производства и распоряжается распределением то­варов»41; «самый легкий путь увидеть, что есть правящая группа в любом обществе — это посмотреть, какая группа получает наибольшие доходы»42.

В отличие от К.Маркса Дж.Бёрнхэм считал, что после капитализма должен наступить не социализм, а «менед­жерское общество», в котором управляющие, выпадаю­щие из классовой структуры буржуазного общества, возьмут на себя роль экономически, а следовательно, и полити­чески господствующего класса. Смена экономически гос­подствующего класса влечет за собой перераспределение властных функций между общественными институтами. Если раньше функция политической власти находилась преимущественно в руках парламента, то сейчас она пере­ходит в руки госаппарата43. По Бёрнхэму, «именно менед­жеры, а не бюрократы являются ведущим звеном нового правящего класса»44. Бюрократы же «не могут сами по себе составить эффективный и стабильный правящий класс»45, так как у них нет экономической базы.

По мнению Бёрнхэма, гипотеза о всесилии бюрокра­тии несостоятельна. Другие же ученые считают истинной именно ее. Прежде всего надо сказать о работах Макса Ве-бера, посвященных идее «рациональной бюрократии»46. Но не следует забывать, что рационально-бюрократическая система, при которой государственное управление дости­гает максимальной эффективности за счет честных чинов­ников, пекущихся лишь об общем благе и не занимаю­щихся коррупцией, у Вебера — всего лишь идеальный тип. На практике же реализуется другая модель — «патроними­ческая бюрократия». Она обладает определенными черта­

Глава /. Основы теории элиты

ми рациональной бюрократии, но ей свойственны суще­ственные недостатки, возникающие из-за распростране­ния неформальных «патриархальных» отношений между чиновниками и их морального разложения. Вебер опасал­ся, что именно такая система, в которой бюрократия возьмет полный контроль над политикой, установится в социалистических государствах.

М.Вебер положил начало подходу, согласно которому классы определяются не только исходя из отношений к средствам производства. Он полагал, что существуют раз­личия, не связанные прямо с собственностью. Не отрицая марксистских критериев выделения классов, он предлагал дополнить анализ стратификации еще двумя переменными. Первую переменную он называл «статус» (понимая под ним уровень социального уважения), вторую — «партия» (под­разумевая степень политической активности человека).

Идеи Вебера были продолжены в теории «нового клас­са» югославского ученого Милована Джиласа. По Джила-су, уничтожение старого господствующего класса привело не к созданию бесклассового общества, но лишь к возник­новению «нового эксплуататорского класса»47. Этот новый класс, обладающий всеми характеристиками предыдущих господствующих классов, Джилас отождествляет с «поли­тической бюрократией», выделившейся из обычного ад­министративного аппарата и вставшей над ним. Концеп­ция «нового класса» в социалистических странах, состоя­щего из бюрократической номенклатуры, пользовалась популярностью, особенно в работах постсоветского пери­ода, посвященных истории СССР48.

Заканчивая этот краткий обзор классических теорий элиты, я перехожу к изложению основ собственной кон­цепции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.