Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство. Власть и ее ресурсы




Государство — это среда, в которой существует полити­ческий класс, это организация политического класса, ко­торая имеет двойственные функции — организовывать жизнь общества, и в то же время защищать привилегиро­ванное положение политического класса. Э. Гидценс пола­гает, что «государство существует там, где есть политичес­кий аппарат, управляющий определенной территорией, чья власть опирается на законодательную систему и возмож­ность использовать силу для реализации своей политики»53. Я придерживаюсь сходного подхода, понимая под государ­ством организацию, созданную для оптимизации управле­ния, наделенную рычагами господства и ресурсами власти. Власть есть функция и прерогатива государства, которое обладает, по выражению М.Вебера, монополией на гос­подство54.

Центральной проблемой государства является пробле­ма порядка, которая на социологическом уровне трансфор­мируется в проблему контроля. Государство упорядочивает жизнь членов общества и объединений, контролируя их деятельность, направляя ее в общественно полезное русло и запрещая под угрозой санкций то, что наносит обществу вред. «Государство находится на оси порядка и изменениям, полагает А.Турен55. Для моего анализа элиты как правящей группы политического общества (каким является Россия) наиболее важным аспектом государства является не его деятельность, направленная вовне, деятельность по упо­рядочению общественной жизни, а «государство-для-себя»,

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

которое служит правящему классу гарантом его статуса и привилегий, которое является машиной для осуществле­ния власти.

Государство одновременно является и организацией, управляющей обществом, и главным инструментом поли­тического принуждения. Государство включает в себя все наиболее значимые институты политической власти и уп­равления. Поэтому служащие государства являются глав­ной политической силой общества. Они и есть политичес­кий класс, пронизывающий общество сверху донизу: ведь управленческие уровни государства доходят до самого ни­за — муниципалитетов.

Одним из наиболее сложных является вопрос границ государства и сущности политической деятельности субъек­тов, находящихся вне государственной корпорации. Госу­дарство стремится полностью присвоить себе функции по­литической власти и противодействует другим формам вла­сти, имеющим частное происхождение. Но этому стремле­нию противопоставлено стремление акторов гражданского общества, которое тем заметнее ограничивает объем госу­дарства, чем большими ресурсами они располагают. Даже если государство полностью присвоило себе политическую власть, но в обществе сохранились силы, контролирую­щие большие объемы ресурсов другого рода, они стано­вятся сдерживающим фактором для государства, так как эти ресурсы потенциально могут быть конвертированы в политический капитал.

В обществе, где нет частной собственности на средства производства (например, в СССР с 1917 по 1987 г.), влас­ти государственных акторов не противостояла ни одна дру­гая социальная сила. Экономические классы вовсе не су­ществовали, и все были равны перед отсутствием собствен­ности. Но такое общество в то же время не может считать­ся и бесклассовым. Напротив, классовое напряжение в нем чрезвычайно велико, но конфликт происходит не между собственниками и рабочими, а между классами полити­ческими. Причина этого напряжения — существующее не­равенство между правящим и народным классами. При от­сутствии экономического противостояния, противостоя­ние политическое становится самодовлеющим. Власть по­

Глава 1. Основы теории элиты

литического класса не ограничивается ничем, так как нет иной общественной силы, способной противопоставить свои ресурсы ресурсам элиты. Гражданское общество реду­цируется настолько, что ограничивается мельчайшими кор­пускулами семьи и трудовых коллективов. Вся жизнь сме­щается в политическое пространство, любые события при­обретают политический смысл. Экономика полностью под­чиняется политическим задачам правящего класса и ста­новится зоной администрирования. Если еще возможен спор о критериях стратификации в обществах экономического типа, то в таких обществах правит, бесспорно, политичес­кий класс, так как больше там править некому.

Государство становится организацией, функции кото­рой расширяются беспредельно. Оно не только регулирует взаимоотношения между общественными институтами, устанавливает правила коммуникации, отвечает за безо­пасность, но и становится хозяйствующим субъектом. Граж­данское общество как зона, свободная от государства, по сути дела, перестает существовать, так как в социуме нет места для частной инициативы. Общество, где нет частной собственности и собственников, поглощается государством. Государственное тело разбухает, вбирая все новые и новые зоны для своего контроля. В обществах без частной собствен­ности государство стремится к тоталитарности, что в конце концов ведет к перегрузке государства и его кризису.

Государство как организация может иметь несколько центров власти, каждая из которых устроена иерархически. В развитых демократиях эти центры институционализиро­ваны и представлены «ветвями власти«: законодательной, исполнительной и судебной. В реальности центров власти может быть больше, что связано как с текущей политичес­кой конъюнктурой, так и персональным фактором (яркий влиятельный политик, возглавивший политический инсти­тут, может на время своего руководства сделать его цент­ром власти в силу того, что из этого института будут исхо­дить стратегические идеи, или на время ему удастся до­биться перераспределения властных полномочий в свою пользу). Государство со множеством центров власти Роберт Дал называл полиархией56. Существуют и государства с цен­трализованной властью — моноархии, геометрия которых

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

подобна пирамиде. Здесь единая иерархия пронизывает го­сударственную корпорацию сверху донизу, что, правда, не исключает возникновения латентных центров власти, влияние которых основано не на институтах политической системы, а на неформальных образованиях.

В политических обществах власть отдельных индивидов есть лишь производная от власти государственной корпо­рации, к которой они принадлежат, а государственные акторы — то есть индивиды, которые избрали политику своей профессией — всегда обладают властью временно, лишь пока они занимают свои посты. Они обладают влас­тью не потому, что имеют какие-то особые преимущества по сравнению с другими людьми, а потому, что являются частью государственной машины. Государственная систе­ма награждает их особыми полномочиями, и обеспечивает гарантии господства. Располагая системой мер насилия и ограничения, которые составляют важную часть государ­ственной машины, эти люди способны принудить других делать то, что им кажется правильным или полезным: ра­ботать, платить больше налогов, служить в армии и проч. Но сами государственные акторы лишены средств управ­ления и потому полностью зависят от государственной кор­порации. У них нет собственности, кроме политического капитала, который является также атрибутом их статуса, и, следовательно, преходящ. Об опасности попыток при­ватизировать государство писал еще Г.Гегель: «Стремле­ние превратить власть государства в частную собственность есть не что иное, как путь к распаду государства, к уничто­жению его в качестве силы»57. Каждый политический ак­тор, временно обладая политическим капиталом, стремится стать его собственником, закрепить свою власть. Поэтому имманентным стремлением элиты политического общества является приватизация государства и наследование статуса. Патримониальные государства, о которых писал Вебер, и есть осуществленная модель этого устремления. В тех случа­ях, когда это невозможно, чиновники пытаются конверти­ровать свой политический капитал в иные формы капитала.

В политическом пространстве действует не только госу­дарство, но и партии (под которыми мы будем обобщенно называть любые организации, ставящие политические цели).

Глава 1. Основы теории элиты

Партии, до тех пор, пока они не приобретут парламент­ского статуса, не являются государственным институтом. В тоталитарных государствах партии создаются государством. Более того, как правило, там имеется лишь одна партия, которая сливается с государством.

В Советском Союзе компартия была одним из институ­тов государства. После 1991 г. в России начала складывать­ся многопартийная система, в которой реальный полити­ческий вес приобретали только парламентские партии. Все те организации, которые создавались в период выборов как избирательные машины одного или нескольких лидеров, не имели влияния в обществе. Число их сторонников было столь незначительно, что не позволяло им быть равно­правными партнерами на политическом рынке. В современ­ной России политические партии могут быть реальной си­лой лишь после победы на выборах, когда они становятся частью политической системы. Партии, не сумевшие при­обрести парламентский статус, вскоре исчезают с полити­ческой арены. Это значит, что политическое пространство этатизировано и в нем фактически действует только госу­дарство. Конечно, и это есть достижение демократических реформ и большой шаг от тоталитарной системы прошлО'-го. Но необходимо помнить, что все негосударственные акторы или чрезвычайно слабы, или отсутствуют вовсе.

Государство можно анализировать как своеобразную корпорацию. Г.Домхофф описывал государственную орга­низацию как корпорацию, членство в которой так или иначе фиксируется. Он считал одним из важнейших при­знаков элиты корпоративную принадлежность и индиви­дуальную позицию в элитной корпорации58. Корпорация в данном случае — это организация, призванная не только осуществлять вмененные функции, но и способная вби­рать капиталы своих создателей и членов. Политическая корпорация создана для решения конкретных задач, и ее коллективный капитал зиждется на инвестициях ее созда­телей. Создателем политических корпораций является го­сударство, оно инвестирует в них свой капитал и свои ре­сурсы либо способствует мобилизации капиталов из раз­личных негосударственных источников. Политические кор­порации являются лишь производными государства, зави­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

сят от его инвестиций и его санкций. Как писал Дж. Гэлб-рейт, «корпорация ограждает интересы тех, кто снабжает ее капиталом»59. Это вполне относится и к государственной корпорации, которая для политического класса является не только формой организации его деятельности, но и га­рантом статуса.

Политические корпорации являются не только круп­ными организациями для осуществления определенных функций, но часто они распространяют свою деятельность на области, находящиеся вне сферы ее «уставной«дея­тельности. Корпорациями могут быть министерства, партии, постоянно действующие комитеты и комиссии, админис­трации, которые имеют юридическую легализацию. Кор­порации могут заниматься разными вопросами, но их объе­диняет одно — все они работают на государство, подчиня­ясь его верховной власти и занимаясь свойственными или несвойственными функциями по мере того, какая надоб­ность в этом возникает у государства. У всех государствен­ных корпораций есть одна общая цель — сохранение госу­дарства и его элиты.

Стимул действия любой корпорации — получение при­были, то есть увеличение своего капитала. Стимул действия политической корпорации тот же: она жаждет увеличить свой капитал в политической либо в экономической форме. Капитал увеличивается в случае производства товара и его последующего обмена. Государство на рынке представлено не как единичный субъект, а как множество корпораций, которые могут находиться в состоянии конкуренции друг с другом. Однако конкурентная борьба государственных кор­пораций друг с другом не обязательно означает полиархи-ческое устройство. Если верховная власть сохраняет свои позиции тотального арбитра и заказчика, даже при нали­чии организационного плюрализма все же следует гово­рить о моноархии.

Верховная власть в политическом обществе осуществля­ет контроль над деятельностью и прибылью корпораций. Но верховная власть всегда должна оставлять у себя стратеги­ческий ресурс, который позволяет ей возвышаться над все­ми другими корпорациями. Этот стратегический ресурс — легитимное насилие и инструменты его осуществления. Ар­

Глава 1. Основы теории элиты

мия, правоохранительная система и спецслужбы являются святая святых верховной власти. Пока у нее есть это ору­жие, она позволяет развиваться другим корпорациям до тех пор, пока они не посягают на то, чтобы приобрести собственные атрибуты власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.