Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и ресурсы власти




Политика

Умение управлять государством называется политикой, которая является особым видом деятельности по поводу осуществления власти. Политика — это основное занятие политического класса. В то же время политика — это функ­ция государства. Деятельность политических партий, кото­рые находятся вне государства, является политической лишь в том смысле, что ее главной задачей является достижение государственного статуса. Деятельность других негосудар­ственных акторов (например, независимых средств массо­вой информации или «мозговых команд») может считать­ся политической лишь постольку, поскольку ее целью яв­ляется выполнение запросов государства или оказание вли­яния на государственные институты. Те СМИ, которые име­ют государственный статус, надо признать не чем иным, как государственным властным институтом.

Под политикой в узком смысле слова мы будем пони­мать деятельность государственных институтов. Когда по­литической называют деятельность негосударственных ак­торов, это означает, что она направлена на получение го­сударственного статуса или оказание влияния на государ­ство. В политических обществах сфера политики не может простираться далеко за пределы государственных институ­тов. Сфера вне государственной политики является здесь скорее протополитикой и включает в себя лишь институ­ты, непосредственно соприкасающиеся с государством. В тоталитарных режимах политическое пространство нахо­дится под полным контролем государства.

Политика является прерогативой политического клас­са, а для его представителей она становится профессией, но профессией особого рода. Как правило, на политичес­кое поприще приходят люди, достигшие определенных высот в своей первой профессии. Не существует вузов, го­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

товящих политиков. Политике нельзя научиться, окончив какое-либо учебное заведение. Политика для большинства людей является второй профессией, куда они приходят тогда, когда достигают довольно зрелого возраста. Моло­дость для политика — это 40 лет, в то время как для других профессий это возраст зрелости. Средний возраст полити­ков большинства стран мира составляет 50—55 лет. Обще­ства, где политики значительно старше этого возраста, называют геронтократиями. Общества, где политики зна­чительно моложе, как правило, являются революционны­ми или постреволюционными.

Литература, посвященная анализу проблем власти, на­считывает тысячи томов, и мы, безусловно, не ставим за­дачу сделать обзор ее концепций. Мне близок подход Пар-сонса, который считает, что власть играет в политике ту же роль, которую в экономике играют деньги. Он полага­ет, что, подобно тому, как обладание деньгами дает воз­можность приобретать различные блага и услуги, так и обладание властью обеспечивает выполнение широкого набора политических обязанностей и функций60. Власть, таким образом, перестает быть атрибутом акторов и стано­вится ресурсом систем. Власть производится социальной системой аналогично тому, как богатство производится экономической организацией. Как и деньги, власть не пред­ставляет ценности сама по себе. Насилие же является не непременным атрибутом власти, а лишь ее аспектом, при­менимым исключительно в случае неповиновения. Я со­глашусь с Луманом, полагающим, что власть, как ограни­чение пространства выбора, необходима в любом обще­стве, так как она, по выражению Ж.Баландье, есть «сред­ство борьбы с энтропией», которая угрожает беспорядком обществу61. В такой трактовке власть тождественна полити­ческой власти, а система, порождающая властные отно­шения, суть не что иное, как государство. Как писал М.Рот-бард, политическая власть есть прерогатива государства62.

Субъект властных отношений имеет ресурсы, а тот, кто вынужден подчиняться из-за их отсутствия, является объек­

Глава 1. Основы теории элиты

том власти. Если у субъектов, вступающих во взаимодей­ствие, равные ресурсы, то взаимоотношения между ними будут обменом, а не осуществлением власти. Рассматривая политическое пространство как специфический рынок, ресурсы власти мы видим в нем в виде товара, который оценивается и обменивается. Политические акторы на этом рынке могут увеличить или уменьшить политический ка­питал, присваивая большие или меньшие ресурсы.

Ресурсы власти могут быть стимулирующими, выполня­ющими функцию награды, и репрессивными, угрожающи­ми негативными санкциями в случае нарушения рекомен­дованных форм поведения. Луман говорит о позитивных и негативных санкциях власти: «Власть... покоится на том, что существуют возможности, реализации которых стара­ются избежать. Избежание... санкций для функционирова­ния власти необходимо»^. В отличие от репрессивных ресур­сов позитивные санкции власти базируются на ожидании определенных действий со стороны лиц, претендующих на получение награды: воздержание от нелояльных высказы­ваний, поддержка начинаний власти, неразглашение пла­нов элиты и проч. Эти образцы поведения признаются вла­стью не просто лояльными, а конструктивно-лояльными. Они почитаются за доблесть служения государству и при­обретают на политическом рынке свою цену. Награда вы­дается согласно символической цене доблести — для од­них это будет повышение по службе, для других орден или почетное звание, доступ в элитные сообщества, разреше­ние на привилегированную деятельность или материаль­ное вознаграждение. Инкорпорация в элиту также является наградой, дача которой сопровождается присвоением пер­воначального политического капитала. Все разновидности наград являются видами инвестиций, которые элита вкла­дывает в индивида, группы или организации, повышая их капитализацию на политическом рынке.

Негативные ресурсы власти имеют, как правило, ха­рактер угрозы и возможности наказания. Сама угроза мо­жет осуществляться редко, и ее целью будет не столько наказание как таковое, сколько демонстрация силы и урок для других, обозначающий красную черту, за которую переступать нельзя. Власть не может всегда оформляться

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

лишь как возможность негативных санкций. Для актуализа­ции власти время от времени необходимо реализовать санк­цию, продемонстрировав обществу свое могущество. Но осуществление угрозы имеет отрицательные последствия: оно разрушает отношения с представителями той группы, к которой санкция была предпринята. Происходит раскол группы: одна ее часть гарантируется от репрессий взамен отказа от нежелательных образцов поведения; другая часть ставится в ситуацию прямой угрозы по прецеденту. Прак­тически всегда власть при этом обращается к правовым процедурам для камуфлирования своего насилия. Луман метко называет этот процесс «модализацией коммуника­тивных интеракций»64.

Для того чтобы репрессивные ресурсы власти могли быть осуществлены, в государстве создаются контрольные и ка­рательные институты, которые следят за соблюдением ус­тановленных норм и в случае необходимости переходят к репрессивным действиям: изолируют провинившегося от общества, лишают его статуса и любого капитала, подвер­гают остракизму, запрещают деятельность и проч. Экскор-порация из элиты также является репрессивным ресурсом, которым монопольно владеет государство.

Властные ресурсы также связаны с функцией, которую призван исполнять тот или иной государственный служа­щий. В этом ракурсе ресурсы могут быть экономическими (право собирать налоги и контролировать хозяйственную деятельность), военными (право наводить порядок силой), информационными (право на пропаганду и формирова­ние общественного мнения) и проч. Но особую роль игра­ет ресурс, который возникает благодаря контролю над уп­равленческими сетями. Эту возможность организовывать любой процесс я называю административным ресурсом. Административный ресурс в отличие от других ресурсов власти представляет собой само право мобилизации любых других ресурсов и поэтому является самым дефицитным в обществе. Административным ресурсом обладает любая организация, но административный ресурс сильного го­сударства носит абсолютный характер, так как его моби­лизационная способность несопоставима с возможностя­ми всех других организаций.

Глава 1. Основы теории элиты

Использование ресурсов власти образует кумулятивное неравенство (термин Р.Дала65), то есть асимметричную си­туацию, при которой контроль над одним из ресурсов общества ведет к контролю над другими видами социальных ресурсов, таких как богатство, военная мощь, информа­ционная компетентность и т.п. На этом и зиждется могу­щество политического класса — они имеют власть, что по­зволяет им мобилизовать любые силы, капиталы, инфор­мационные потоки. За эту способность привлекать все ре­сурсы государства в тоталитарном обществе советский по­литический класс можно назвать этакратией.

М.Ротбард определяет собственность как «исключитель­ный контроль над ресурсами»66. В этом смысле политичес­кий класс владеет государством, так как распоряжается им и его ресурсами. Для оправдания такого положения эта-кратии нужна государственная идеология, которая долж­на быть внедрена в общественное сознание. Создание иде-ологем также является функцией и ресурсом власти. Разра­ботка мифов (как государственно утвержденных идеоло-гем, созданных для поддержания государственной стабиль­ности) становится необходимой формой деятельности го­сударства, так как для обеспечения управляемости обще­ством необходимо «легитимировать» существующее поли­тическое и экономическое неравенство, и гарантировать сохранение существующей системы распределения влас­ти, привилегий и собственности. Необходимо постоянно объяснять людям, далеким от политики, что это делается во благо общества. Идеологи — важная часть политичес­кого класса — становятся весьма востребованными в тота­литарном государстве, особенно в период его становления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.