КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анатомия российской элиты 2 страница
7. XX съезд Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, 15—18 апреля 1987 г. Стенографический отчет. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1987; Документы и материалы II пленума ЦК ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1987. 8. Фирма при горкоме // Под редакцией В.Н. Сунгоркина, И.А. Савватеева. М.: Молодая гвардия, 1990. стр. 222. 9. XX съезд Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, 15—18 апреля 1987 г. Стенографический отчет. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1987. стр. 64. 10. Документы ЦК ВЛКСМ, 1987. М.. Молодая гвардия, 1988. С. 67. 11. Там же. стр. 64—67. 12. Собрание постановлений правительства СССР. Отдел первый. 1987. №20. стр. 393-399. 13. Документы и материалы II пленума ЦК ВЛКСМ. М: Молодая гвардия, 1987. С. 38-41. 14. Фирма при горкоме // Под ред. Сунгоркина В.Н., Савватеева И.А. М.: Молодая гвардия, 1990. стр. 225—231. 15. Документы ЦК ВЛКСМ, 1988. М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 184. АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ 16. Там же. стр. 187. 17. Там же. стр. 186. 18. Документы и методические разработки по вопросам твор-ческо-производственной деятельности молодежных центров. М.: Молодая гвардия, 1990. стр. 6—8. 19. Там же. 20. Документы ЦК ВЛКСМ, 1989. М.: Молодая гвардия, 1990. стр. 205. 21. Документы и материалы XXI съезда ВЛКСМ, 11—18 апреля 1990 г. М.: Молодая гвардия, 1990. стр. 40—41. 22. Там же. стр. 28. 23. Там же. стр. 159-160. 24. Аналитический отчет «Экспертный опрос руководителей ЦНТТМ». Московская ассоциация центров НТТМ, творческий коллектив «Циркон». Руководитель И.В. Задорин. М.: Адапт, 1989. стр. 6—8. 25. Данные исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН «Советские миллионеры» (1991 г.). 26. Разбег и взлет НТТМ // Умелец, 1988. № 5. стр. 8. 27. Где эта улица, где этот дом... // Умелец, 1990. № 3. стр. 15. 28. Данные исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН «Советские миллионеры» (1990—1991). 29. Исследования «Трансформация бизнес-элиты России» (2001—2003); «Формирование бизнес-элиты в России» (1995—1996); «Крупные банки в современной России» (1996—1997); «Кто правит Россией?» (1994—1995); «Собственность в России: политическая стратегия, организационная адаптация и индивидуальное экономическое поведение в российской программе приватизации» (1993); «Богатые в, России» (1993—1994); «Лидеры Российского бизнеса» (1992—1995); «Общественное мнение о богатых и богатстве» (1992—1993); «Бизнес и реформы» (1992); «Бывшие сотрудники КГБ в новой роли предпринимателей» (1992);»Бизнес и политика» (1992); «Российские менеджеры» (1992); «Советские миллионеры» (1990—1991); «Молодые миллионеры» (1990). 30. Russian Economic Reform: Crossing the Threshold of Structural Change. Washington, DC: The World Bank. 1992. P. 106. 31. Коммерсант-Дейли: 30.06.1994, 05.08.1994, 29.06.94, 20.08.1994. 32. Крыштановская О. Банки, облеченные доверием властей // Известия, 8 февраля 1995. стр. 15. 33. Интервью с Михаилом Юрьевым 25.03.1990, исследование «Молодые миллионеры». 34. Современная политическая история России (1985—1998 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 80. 35. Государственный концерн «Норильский никель» (на базе Норильского горно-металлургического комбината им. А.П. Завеня-гина; комбинатов «Североникель» им. В.И. Ленина и «Печенгани Глава 5. Российская бизнес-элита кель», Красноярского завода цветных металлов и Оленегорского механического завода) образован в ноябре 1989 г. См.: Современная политическая история России (1985—1998 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 85. 36. Указ президента РСФСР Б.Н.Ельцина от 19.02.1992 См.: Современная политическая история России (1985—1998 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 165. 37. Об этом подробно пишет Куколев И.В. в своей статье «Формирование российской бизнес-элиты // Социологический журнал. 1995. № 3. стр. 159—169, написанной по материалам этого исследования. 38. Данные исследования «Бизнес и политика», проведенного сектором изучения элиты Института социологии РАН в 1992 г. 39. Деловые люди, 01.11.1998. стр. 8. 40. Профиль, 24.03.2003 г. стр. 42-43. 41. Современная политическая история России (1985—1998 годы). Том 1. Хроника и аналитика. М.: РАУ-корпорация. стр. 187 42. Указ президента Российской Федерации «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» // Собрание актов президента и правительства Российской Федерации. № 49, 6 декабря 1993. Ст. 5358—5359; Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания // Собрание актов президента и правительства Российской Федерации. № 49, 6 декабря 1993. Ст. 5359—5362; федеральный закон «О финансово-промышленных группах». Принят Государственной Думой 27 октября 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года // Российская газета, 6 декабря 1995 г. 43. Предпринимательское (хозяйственное) право. Сборник нормативных актов. М.: Былина, 1999. стр. 60. 44. Подробнее см.: Крыштановская О.В. Финансовая олигархия в России // Известия, 10 января 1996. 45. Современная политическая история России (1985—1998 годы). Том 1. Хроника и аналитика. М.: РАУ-корпорация. стр. 314. 46. Паппэ Я. «Олигархи». Экономическая хроника 1992—2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. стр. 25-26. 47. Архивы многолетних исследований «100 ведущих политиков России» за 1995—2001 гг. были любезно предоставлены службой Б.Грушина «Vox Populi» автору. 48. Интервью М.Фридмана от 20.10.1997. 49. Термин «семибанкирщина» впервые был применен Б.Березовским и в дальнейшем широко использовался не только Российскими, но и зарубежными авторами: Schroder, Н.-Н. El'tsin and the Oligarchs: The Role of Financial Groups in Russian Politics Between 1993 and July 1998 // Europe-Asia Studies, Vol. 51. No. 6, 1999. Pp. 957-988; Gill, G. Democratization, the Bourgeosie and Russia // An International Journal of Comparative Politics. Vol. 33, No. 3. Summer 1998. Pp.307-329; Freeland, C, Thornhill, J. & Gowers, A. 'Moscow's AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ Group of Seven // Financial Times, 1 Nov. 1996. P. 15; Johnson, J. Banking in Russia, Shadows of the past // Problems of Post-Communism. No. 3, 1996. Pp. 49—59; Johnson, J. The Russian Banking System: Institutional Responses to the Market Transition// Europe—Asia Studies. Vol. 46, No. 6.1994. Pp. 971-995. 50. Kryshtanovskaya 0. The New Business Elite // Russia in Flux. The Political and Social Consequences of Reform. Ed. D. Lane. Edward Elgar Publishing Ltd. London, 1992. Pp. 185—195; Kryshtanovskaya O., White S. From Power to Property: The Nomenklatura in Post-Communist, Russia // Elites and Leadership in Russian Politics. Ed. Gill, G. MaeMillan Press Ltd. (London), St. Martin Press, Inc. (New York). 1998. Pp. 81—105. 51. Паппэ Я.Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1992—2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. стр. 46. 52. Исследование проводилось в секторе изучения элиты Института Социологии РАН в течение восьми лет — с 1993 по 2001 г. по сопоставимым методикам. На первом этапе использовался экспертный опрос для определения поименного состава бизнес-элиты. В исследовании 1993 г. численность этой группы была определена в 115 чел., в 2001 — 126 чел. На втором этапе исследования анализировались биографии этих предпринимателей. 53. Интервью с председателем Банка России В.В. Геращенко // Деньги и кредит. 1998. № 9. стр. 4. 54. Данные социологического исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН «Лидеры российского бизнеса». 55. Данные социологического исследования сектор изучения элиты Института социологии РАН «Трансформация российской элиты» (1989-2002). 56. Данные исследований «Трансформация бизнес-элиты России» (1993—2001 гг.) 57. Данные исследования «Трансформация российской элиты» (1989-2002). 58. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //. Общественные науки и современность. № 1. 1995. стр. 62-63. 59. Данные социологического исследования сектор изучения элиты Института социологии РАН «Трансформация российской элиты» (1989-2002). 60. Данные социологического исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН «Трансформация бизнес-элиты России» (1993-2001). 61. Эти же процессы были замечены исследователями, занимающимися массовыми опросами. См. например: Черныш М. Ф. Социальная мобильность в 1986—1993 годах // Социологический журнал. 1994. № 2. стр. 130-133. 62. Современная политическая история России. Т. 1. Хроника и аналитика (1985—1998 гг.). М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 92. 63. Там же. стр. 156. Глава 5. Российская бизнес-элита 64. Там же. стр. 171—178. 65. Там же. стр. 195—208. 66. Об этом подробно см.: Красников Е. Политическое представительство бизнеса // Век XX и мир. № 4. 1994. стр. 133—134. 67. Независимая газета, 13 апреля 1994. 68. Независимая газета, 13 апреля 1994. 69. Независимая газета, 13 апреля 1994, 70. Современная политическая история России. Т. 1. Хроника и аналитика (1985—1998 гг.). М.: РАУ-Корпорация, 1999. стр. 330. 71. Российские информационные империи // Эксперт. № 15 (132), 20 апреля 1998 г. стр. 86-87. 72. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1995—1997. Электоральная статистика. М.: ЦИК РФ, 1998. стр. 404—405, 397— 398. Учитывались депутаты, занятые в производственной сфере, а также в сфере финансов, транспорта, связи и торговли. 73. Там же. стр. 448—449, 469—470. 74. Там же. стр. 455—456. 75. Деловые люди, 01.11.1998. 76. Труд, 31.03.1998. 77. Известия, 08.04.1998; Труд, 31.03.1998; Независимая газета, 20.05.1998. 78. Данные социологического исследования «Трансформация российской элиты». 79. Интервью с участником встречи Олегом Киселевым, 14.10.2003 г. 80. Коммерсант-Власть, 18.07.2000. стр. 13. •81. Новая жизнь, №8, 25.10.2002. стр. 3 82. Коммерсант-Деньги, №2 (457), 19.01.2004. стр. 15. 83. Коммерсант-Деньги, №6 (461), 16.02.2004. стр. 24. 84. Коммерсант-Власть, 24—30.11.2003. стр. 42. 85. Коммерсант, 02.02.2004. 86. Деловые люди, № 152. Ноябрь, 2003. стр. 8—11. 87. Профиль, 21.06.2004. стр. 15. 88. Профиль, 08.12.2003. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАРЫЙ КЛАСС, НОВЫЙ КОНФЛИКТ В этой книге я изложила свое видение перемен, которые произошли с Россией и ее элитой. Суммируя все вышесказанное, повторю основные положения своей концепции. Существуют два типа обществ — экономические и политические. В обществах первого типа доминирующим фактором социального развития является экономика. Классы здесь вычленяются по их отношению к собственности. Власть формируется правящим классом собственников. Общественное развитие происходит под воздействием рынка и называется модернизацией. В обществах второго типа политика доминирует над экономикой. В этих обществах власть приносит богатство, а класс собственников зависим от государства. Здесь власть формирует экономику, и такой тип общественного развития мы называем стимуляцией. Россия — пример общества, которое, подобно маятнику, колеблется между этими двумя путями развития цивилизации. Большую часть своей истории она не имела экономических классов как независимых от государства акторов. Редкие периоды экономической трансформации {эко-номизации) сменялись длительными периодами политического доминирования. Собственники были зависимы от государства, так как оно дарило собственность, награждая, и отбирало ее, наказывая. В России большую часть ее истории господствовала политическая стратификация: класс власть имущих, управляющих {политический класс) противостоял классу управляемому {народному классу). Советское государство было собственником всех ресурсов: ему принадлежала не только власть, но и монополь Заключение ное право распоряжаться собственностью. Государство в лице его чиновников противостояло гражданам, которые имели лишь одно право — поддерживать своих руководителей. Политический класс был институционализован в виде номенклатуры, включающей руководителей всех секторов социума. Государство являлось единой иерархической корпорацией, а номенклатура была закрытой и сплоченной группой, которая строго контролировала как вход в элиту, так и выход из нее. Реформы Горбачева начали длительный период трансформации. В период перестройки были заложены основы для формирования класса собственников, которые пока оставались полностью зависимыми от государства. В тот период элита открылась: возник новый канал рекрутации — альтернативные выборы. Были подорваны устои моноцентрического государства — центр власти перемещается от коммунистической партии к Советам народных депутатов. Конкуренции элит пока нет. Но уже исчезает принудительная мобильность, и «слабые» социальные группы (молодежь, женщины, рабочие, крестьяне) безвозвратно потеряли свое представительство в законодательных органах власти. В 90-е годы реформы президента Ельцина привели к тому, что бюрократическое государство раскололось и появилось множество центров власти. Возникла полиархия. Элита фрагментируется. Происходит ускорение элитной циркуляции, хотя изменения происходят с различной скоростью для разных субэлитных групп. В центре идет стремительная смена одних групп другими, как в калейдоскопе меняются лица, институты, партии. В регионах процесс обновления элиты шел куда медленнее. В элите оставались во многом те же люди, хотя к власти приходили они по-другому. Ельцинский период российских реформ можно назвать периодом нелегитимного регентства. Происходит острейшая борьба кланов за влияние на «отсутствующего» президента. Объем государства существенно сокращается. Появляются признаки гражданского общества. Федеральная элита стремительно обновляется. Разрушается система кадрового АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ резерва, происходит стихийный процесс вливания в элиту разночинцев. В то же время в толще политического класса изменения незначительны. Эта фрагментация элиты вызывает к жизни борьбу «всех против всех»: коммунисты борются с демократами, старая элита с новой, центр с регионами, ветви власти сражаются друг с другом за зоны контроля. Выборы при Ельцине становятся регулярными и массовыми. Но после десяти лет избирательной практики можно сделать вывод, что они так и не стали механизмом, приводящим в элиту представителей гражданского общества. Выборы демонстрировали не конкуренцию кандидатов, представлявших интересы различных социальных групп, а лишь ожесточенную борьбу элитных групп между собой. В этот период дисфункция государственной системы и де-субординация элиты воспринимаются как ростки разделения властей. Весь период президентства Ельцина в политической жизни российского общества боролись две противоположные тенденции: а) тенденция демократизации и б) стремление удержать власть и контроль над всеми видами ресурсов. В середине 90-х годов государство производит конвертацию политического капитала в экономический для части политического класса. Начинается развитие капитализма без капиталистов. Становление рынка стимулируется не собственниками (которых пока нет), а чиновниками. Происходит приватизация: сначала латентная, затронувшая экономическую инфраструктуру, а затем явная, ваучерная. Возникает буржуазия в виде «класса уполномоченных», ставленников советской номенклатуры в бизнесе. Но постепенно собственники, каково бы ни было происхождение их собственности, утрачивают тесные связи с государством. Даже если они продолжают платить дань чиновникам за право делать деньги, за право богатеть, их зависимость от власти с каждым годом становится слабее. Чем богаче становились российские капиталисты, тем более независимыми они себя чувствовали. Более того, начинает казаться, что слабое государство перешло в собственность денежных мешков. Нувориши смело вторгаются в сферы, ко Заключение торые еще недавно считались святая святых власти: кадровую политику, международные и военные вопросы. Возникает олигархия — сращивание власти и крупного бизнеса. Приход к власти Владимира Путина был облегчением для российской элиты, которая утратила уверенность в завтрашнем дне из-за непредсказуемых действий верховной власти. При Ельцине менялось всё: политическая система, правила игры и сами люди на высоких постах. После 2000 года началась стабилизация и реставрация моноцентрического устройства государства. Первая же реформа Путина была связана с восстановлением «вертикали власти», то есть бюрократической иерархической структуры. Это подразумевало нейтрализацию альтернативных центров принятия решений, ресубординацию всех политических институтов. Парламент перестает быть самостоятельным политическим игроком и становится согласительной площадкой. Все федеральные ведомства наполняются людьми в погонах, число которых достигает 25%. Формируется мили-тократия, то есть власть военных. При Путине продолжается рост численности политического класса. На государственной службе находится уже 1 500 000 человек, из которых только 1000 чел. может быть отнесена к элите. Происходит рост государства и увеличение зон его контроля. Поле плюрализма и свободы слова заметно сокращается. Государство обнаруживает намерение контролировать частный бизнес, встречая при этом глухое сопротивление предпринимателей. Но, несмотря на глубину перемен, в России за последние 20 лет так и не произошло полного обновления политического класса. Наиболее значительное обновление персонального состава элиты произошло в 1991 г., когда более 50% представителей старой номенклатуры покинули свои посты. В основном замены происходили постепенно, как это было бы и в условиях стабильного режима: одно поколение уступало место другому. В центре, на федеральном уровне процесс циркуляции шел быстрее, чем в регионах. Но главные изменения заключаются не в этом. Старая элита разрушила советскую политическую систему. Коллапс режима вызвал такие последствия, которые AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ трудно было предвидеть. Волна демократизации охватила страну. Подобно принципу домино, рушились старые устои. И элита уже не могла управлять этим процессом. Более того, элита стала заложником общественных настроений. Начавшаяся плюрализация политического поля, возникновение неустойчивой полиархии, экономизация и появление класса независимых от государства собственников происходили не столько под управлением элиты, сколько были следствием глобальных изменений в обществе. Но как только ушел президент, позволивший разгуляться стихии, политический класс постепенно стал восстанавливать управляемость страной. Сработали старые традиции и многолетний опыт: чиновники начали восстанавливать государство, построенное на принципах авторитаризма. Начался процесс советизации, который означал, что демократизация идет вспять. Подобно тому, как нельзя отождествлять демократию (как политическое устройство) и демократизацию (как движение общества к демократии), неверно было бы говорить о том, что советизация означает, что Путинская Россия стала «советской». Это лишь вектор, тенденция, означающая свертывание реформ. Период 90-х годов был очередным периодом экономи-зации страны. Выросший из недр старой элиты новый класс собственников получил относительную независимость от государства и теперь располагал ресурсами, сопоставимыми с ресурсами государства. Возник конфликт классов и систем: экономический класс (собственники) заинтересован в модернизации и в сокращении государства, его невмешательстве в дела бизнеса. Демократическая форма государства (полиархия с разделением властей и развитой судебной системой) является наиболее адекватной формой для такой модернизации. В то же время политический класс вновь консолидируется и заинтересован в восстановлении традиционной формы российской государственности. Самодержавие не терпит наличия в обществе сил, неподконтрольных государству, а крупный бизнес является такой силой. Бюрократия приходит к осознанию того, что буржуазия — ее враг в политическом обществе. Начинается противостояние политического и экономического классов. Заключение Жертвами этого процесса стали наиболее влиятельные бизнесмены Владимир Гусинский, Борис Березовский, Михаил Ходорковский. Путин покорил российский бизнес, который признал свое поражение и сложил оружие. Бюрократия победила. Но, подводя итог, надо сказать, что Россия за 15 лет реформ сделала два шага вперед к демократии и рынку и только один шаг назад.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |