Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 10 страница




Четвертый аватара Вишну именуется Нарасингхой, или воплощением в человеко-льва. Это рассказ о святом человеке, который в течение десяти тысяч лет размышлял и молился о даровании благ мировой монархии и вечной жизни. Сильно возвысившись благодаря однонаправленности своих помыслов, он стал к тому же в равной степени эгоистичным и высокомерным. Боги заставили его вступить в спор с собственным сыном относительно вездесущности Божества. Когда сын заявил надменному монарху, что Бог присутствует повсюду, даже в колоннах, поддерживающих крышу дворца, злой правитель пришел в ярость и, изрыгая богохульства, ударил мечом по колонне. В расколовшейся пополам колонне оказался «ужасный» Вишну с головой льва, который после часовой борьбы с себялюбивым государем втащил его в полую колонну и уничтожил, избавив таким образом мир от его высокомерия.

Четвертым месяцем антенатального периода распоряжается Солнце, которое в символике почти всегда ассоциируется со львом. В птолемеевом порядке расположения планет Солнце находится в средней точке, отделяя три дальние (или верхние) планеты от более близких (или нижних). Среди воплощений Вишну аватара в виде человеко-льва демонстрирует промежуточную стадию между животной и человеческой формами, объединяя в себе обе эти формы. На четвертом месяце развития человека «эмбрион принимает форму человека, лицо приобретает человеческие черты, и теперь он называется плодом». (И снова авторитетные источники расходятся во мнениях.) Индивидуализация — ключевое слово Солнца.

Согласно Геккелю, начиная с четвертого месяца и далее у плода появляются характерные признаки, отличающие его от всех остальных позвоночных и раскрывающие его истинный удел. Иными словами, с этого момента появляется собственно человек. К концу четвертого месяца смыкаются хрящевые дуги позвоночника, показываются миндалины и процесс окостенения подготавливает костную опору будущего человека. Человек-лев напоминает расу существ, которые, как писали первые историки, существовали в далекие времена и сочетали в себе, подобно символическому кентавру, тела и признаки как человека, так и животного. В подобных рассказах содержится намек на схождение человека в виде духовных качеств в животное тело. Сфинкс является таким же композитом — человеко-львом и памятником Хармакису[137], богу-Солнцу.

 

 

Из «Religious Ceremonials» Пикара

 

Рис. 31. Пятое и шестое воплощения Вишну

 

 

Пятый аватара Вишну называется Ваманой, или воплощением в карлика. На этот раз великий монарх, которого обуяла гордыня оттого, что он правил тремя мирами — небом, землей и адом, пренебрег отправлением надлежащих ритуалов в честь богов. Вишну явился царю в обличье карлика, прося о благодеянии, то есть отдать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Царь удовлетворил просьбу и скрепил свое обещание, полив водой руки карлика. Тут же крошечный человечек увеличился в размерах, заполнив собою всю вселенную, и, сделав три шага, завладел миром, но, любезно приняв во внимание добродетели царя, позволил ему сохранить за собой правление адом.

Пятым месяцем антенатального периода ведает Венера, которая в оккультной философии странным образом ассоциируется с обезьяной. Хотя пятое воплощение Вишну и называется воплощением в карлика, а не в обезьяну, оно представляет первую несовершенную попытку формирования человеческого существа и, как и концепция недостающего звена Габриэля Макса, обнаруживает аналогии с обезьяной. На этой стадии части тела более плотно соединяются друг с другом. Появляются зачатки постоянных зубов, на голове уже есть волосы, заметны лимфатические железы, происходит дальнейшее развитие половых органов. Воплощение Вишну в карлика дополнительно напоминает о родстве человека с обезьяной. Червеобразный отросток у человека настраивает на размышления о прошлом. Он связывает нас с нашими предками-вегетарианцами времен воплощения в вепря, «имеет большие размеры и огромное значение» для травоядных животных и присутствует как у нас, так и у обезьян и грызунов. Важно также отметить, что за три-четыре месяца до рождения человеческий плод обычно бывает покрыт «густым слоем тонких, похожих на шерсть волос».

Три шага, которыми Вишну измеряет весь мир, символизируют три аспекта человеческого сознания, благодаря которым могущество человека настолько возросло, что небо, земля и ад покорились власти его просвещенности.

Шестого аватару Вишну называют воплощением в Парашураму. Это первое в ряду истинно человеческих воплощений бога. Парашурама был сыном очень старого человека святой жизни, которому бог Индра доверил священную корову. Один из раджей, возжелавший завладеть этой коровой, сделал все, чтобы погубить праведника, жена которого после этого совершила обряд сати[138], или самоубий ство, а ее последними словами была молитва о том, чтобы боги покарали убийцу ее мужа. В ответ на эту мольбу Вишну облекся в личность Парашурамы и после двадцати ужасных битв убил злого раджу.

Шестой месяц антенатального периода подчинен влиянию Меркурия, и именно в это время у плода явно происходит очень быстрое развитие головного мозга. Полушария большого мозга увеличиваются и закрывают мозжечок, заставляя таким образом шишковидную железу, или третий глаз, опустившись вниз, занять свое положение в глубине центральной части черепа. Плод шевелится, имеются определенные раздражители нервов, новый организм способен дышать, но пока еще не способен выжить в условиях внешнего мира. Жизненный фактор, не понятный современной науке, завладевает новым организмом точно так же, как Вишну «надел на себя» тело Парашурамы.

Седьмой аватара Вишну — воплощение в Раму Чандру — стал главным действующим лицом грандиозной эпической поэмы Индии «Рамаяна», содержание которой вкратце сводится к следующему. Равана, злой правитель Ланки (ныне Цейлон), похитил Ситу, воплотившую в себе восточноиндийский идеал женских качеств, у ее мужа Рамы. Прибегнув к помощи Ханумана, царя обезьян, Рама Чандра вернул себе Ситу, которая, подвергнувшись испытанию огнем, доказала свою верность любимому мужу. Обезьяны за одну ночь построили каменный мост, соединивший Ланку с материком. Равана, чтобы помучить Ханумана, поджег его хвост. Бегая по улицам Ланки, Хануман своим пылающим хвостом поджег весь город и тем самым фактически уничтожил могущество Раваны, который пал в битве, уступив отваге божественного Рамы.

Седьмой месяц антенатального периода (т.е. внутриутробной жизни) проходит под влиянием Луны, последней составляющей в планетарной семерке древних, которая завершает первый цикл внутриутробного развития. Ребенок может родиться в конце седьмого месяца и жить за счет свойств лунного луча. К этому времени модель тела уже завершена, появляются извилины головного мозга, а к общей телесной структуре добавляются необходимые элементы. Итак, человек-животное уже сформирован. Дальнейшее продолжение процесса имеет целью создание человека-бога. «Подобно тому, как еще неродившийся семимесячный ребенок, — пишет Е.П.Блаватская, — хотя и вполне готовый к появлению на свет, все же нуждается в двух дополнительных месяцах для приобретения силы и крепости, так и человек, завершивший свою эволюцию в течение семи циклов, еще два периода времени остается в утробе Матери-Природы, прежде чем родиться на свет или, вернее, повторно родиться как Дхиани» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Человек — это нечто большее, чем просто телесное совершенство, и когда те его части, которые мы можем видеть, уже приняли внешнее подобие совершенства, душа в это время прядет нити, которые должны не только связать эти его части, но и соединить их с нею самой. Именно поэтому ребенок, родившийся в конце седьмого месяца, очень часто становится тем, кого обычно называют экстрасенсом, впечатлительным и нервным. Подобные определения, возможно, как раз и указывают на то, что из-за преждевременных родов душа не так прочно привязана к телу, как у тех, кто родился по истечении полного антенатального периода.

 

Из «Religious Ceremonials» Пикара

 

Рис. 32. Седьмое и восьмое воплощения Вишну

 

Восьмой аватара Вишну именуется Кришной. История Кришны настолько хорошо известна, что подробное ее изложение на страницах этой книги оказалось бы явно излишним. Рисунок, на котором изображено рождение Кришны, служит также иллюстрацией к легенде о его избавлении от смерти, когда младенца Кришну несли в корзине через реку и неожиданно поднявшаяся вода стала угрожать жизни того, кто нес священное дитя. Желая предотвратить беду, Кришна перевесил одну ногу через край корзины, после чего вода стала быстро спадать. Многочисленные события из жизни Кришны находят свою аналогию в жизнеописании Иисуса, в частности убийство невинных младенцев, преображение, распятие на кресте, воскресение и вознесение. Кришна считается персонификацией Солнца, а его супруга Радха олицетворяет Землю.

С восьмым воплощением начинается новый планетный цикл, поэтому восьмой месяц антенатального периода протекает под властью Сатурна. Для древних Сатурн был символом кристаллизации и смерти. К главным изменениям эмбриона в течение этого месяца следует отнести добавление отростков к крестцовым позвонкам позвоночного столба и отвердение скелета, на который этот бог оказывает особое влияние. Полагают, что Сатурн как владыка смерти препятствует выживанию ребенка, родившегося на восьмом месяце. Посвященные Элевсинских мистерий называли число восемь малым святым числом и связывали его с кундалини и позвоночным огнем. Восьмой месяц по аналогии соотносят с состоянием сверхчеловека. В течение этого периода в плоде появляются потенциальности адептства.

 

 

Из «Religious Ceremonials» Пикара

 

Рис. 34. Девятое и десятое воплощения Вишну

 

 

Девятого аватару Вишну обычно называют Буддой, хотя значительное число индусов с этим не согласно. Некоторые востоковеды зашли так далеко, что объявили Христа, принадлежащего христианскому миру, девятым аватарой или воплощением Вишну. Жизнеописание Будды превосходно изложено в книге сэра Эдвина Арнольда «Свет Азии». Будда был индийским принцем, который, проникнувшись состраданием к людским бедам, отказался от царского престола и посвятил себя служению человечеству. После многих лет отречения и молитвы ему открылись два великих закона жизни — перевоплощения и кармы. Буддийскую веру, пребывавшую в относительной безопасности, он возвысил до положения величайшей религии мира, и при его кончине, или перемещении, присутствовало множество индийской знати. Все попытки разжечь погребальный костер оканчивались неудачей, пока наконец тело Будды не охватил огонь, вспыхнувший в момент высвобождения духовной энергии из большого изумруда, украшавшего тело почившего мудреца.

Девятый и последний месяц антенатального периода протекает под властью Юпитера, великого благодетеля, и именно под его благотворным влиянием плод готовится к тому, чтобы появиться на свет и занять свое место в объективном мире. Кости прочнее срастаются друг с другом, и тело готовится к столкновению с жизнью. Потенциальности полубога распределяются наподобие семян по всей структуре субъективного человека. В первые месяцы внутриутробного развития входящая жизнь, воздействуя на свои носители снаружи, формирует их точно таким же образом, как скульптор вылепливает предметы из глины или воска. Однако с появлением первых признаков шевеления плода жизнь начинает постепенно проникать в новое тело, последовательно завладевая отдельными частями и органами и продолжая формировать их, но только уже изнутри. Таким образом заканчивается образование точек контакта души с ее носителем, и жизненное начало приспосабливается к ограничениям, налагаемым физической тканью. Подобно тому, как человек, надевая новую перчатку, сжимает и разжимает пальцы, чтобы наилучшим образом подогнать к своей руке новую оболочку, таковы и спонтанные движения эмбриона, когда маленькое тельце дрожит, поворачивается и даже двигает своими только что сформированными конечностями. Активная действующая сила овладевает контролем над функциями и движением и по окончании этого процесса оказывается полностью подготовленной пуститься в плавание по океану бесчеловечной судьбы. Итак, завершив всевозможные приготовления, новый человек появляется из темной пещеры своих истоков.

Считается, что десятый аватара Вишну, называемый Калки, или воплощением в лошадь, еще только должен явиться миру. Символом этого воплощения обычно служит человек, ведущий под уздцы белого коня без седока. Коня иногда изображают с крыльями, как у Пегаса из греческих мифов. У многих народов лошадь олицетворяет животный мир или низшую сферу бытия. С этой точки зрения подобный символ может означать, что Вишну, явившийся в последний раз, будет посажен «верхом на мир», т.е. займет место победителя над субстанциями низшей природы. Брахманы уверены, что в десятом аватаре Вишну проявит себя как подлинный Спаситель мира, избавляя верующих от скорбей и ограничений бренного бытия. Ни один человек не знает дня его пришествия, однако индусы убеждены в том, что когда это действительно потребуется, он придет, чтобы спасти и сохранить тех, кто был верен его законам и принципам.

Десятый аватара Вишну не имеет аналогии в антенатальном состоянии человека, а скорее соответствует всей его жизни после рождения на свет. Если говорить о планете, соотносимой с этим десятым периодом, то ею должен быть Марс, а это говорит нам о том, что Владыка мира придет «не с миром, а с мечом». Десятая сефира каббалистического дерева — это Малкут, царство, о котором говорится в молитве «Отче наш»: «Да приидет царствие Твое». Служитель ведет не одного белого коня, просто человек, который на нем сидит, невидим, так как в последнем воплощении человек становится духовной, а не преходящей реальностью. Вишну, «тот, который все пронизывает», проявится в последний раз не как человек, а скорее через человека. Он — невидимый бог, который правит колесницей человеческого сердца. Мир ожидает пришествия Спасителя — совершенного человека. Для философа этот совершенный человек в действительности означает совершенство в человеке. Бессмертие, спящее в зародыше, из которого появился человек, пробуждается и на протяжении бесчисленных веков высвобождается, пропитывая все тела и поднимая всех людей на высшую ступень собственного состояния.


Глава IX
Головной мозг и освобождение души

 

 

Из «Kabbala Denudata»

 

Puc. 35. Великая голова Зогара

 

В черепе Древнейшего дистиллируется небесная влага, которая, капая вниз, формирует миры. Древа творения всегда берут начало в Великой Голове. Это первый Адам, источник всех порождений.

Головной мозг окружен стенками черепа, которые Платон описывает как имитацию периферийного строения мира. В готских мистериях небесную стену образует череп состоящего из инея великана Имира[139]. Значит, череп и является тем микроскопическим небесным сводом, который — согласно орфической традиции — Атлант (верхние позвонки позвоночного столба) держит на плечах. Следовательно, позвоночник, подобно являющемуся его символом столбу Тат у египтян, поддерживает снизу высший мир.

Череп состоит из 22 костей, из которых 8 составляют черепную коробку и 14 — лицевой отдел. Если принять во внимание склонность каббалистов находить аналогии между тайнами вселенной и человеческим телом, то число этих костей наводит на мысль об описанной в «Книге Иециры»[140] композиции, которая там представлена как Господь, «да будет он благословен», и в которой 22 буквы расположены в виде стены и т.д.

Череп представляет особый интерес для оккультиста в связи с древним поверьем, что где-то в нем имеется дверца, через которую дух выходит в момент смерти. В своей книге «Гармония миров» Джон Хейдон выдвигает то, что он называет розенкрейцерской теорией.

Его объяснения звучат так: как только пришло время ухода души, анима[141] либо собирается в сердце, откуда может без труда отбыть через легкие и рот, либо собирает своих духов в голове, «из которой ведет наружу больше открытых дверей, чем я могу пересчитать». Св. Хильдегард представляет душу, уходящую изо рта, в виде обнаженной человеческой фигуры в соответствии с древним поверьем, что жизненное начало уходит с последним вздохом. В тайной традиции говорится о существовании десяти отверстий в теле, девять из которых видны на его наружных частях, а десятое скрыто и служит Вратами Бога.

Как утверждают индусы, брахмарандхра (что обычно переводится как врата Брахмы) находится в задней части головы рядом с макушкой, почти на месте теменного отверстия. Одни писатели отождествляли его с затылочно-теменным швом, согласно терминологии западных анатомов, другие — с передним родничком. Это «малая дверца» в стене небесного свода, через которую прошел св. Иоанн в своем видении Апокалипсиса, а в «Катехизисе Висиштадвайты» описывается, как душа прорывается через темя и уходит в область солнца. «На горе Саокант (Меру) есть золотая труба, поднимающаяся от основания земли», — повествуется в «Уттара-гите».

Судя по комментариям, гора Саокант весьма очевидно является брахмарандхрой, высоким местом земли. Когда благодаря дисциплине и полному обновлению йог смеет обратить лицо к этой горе, он может достичь Мокши[142]. Моисей (в каббалистическом смысле Солнце) взошел на гору, где ему был открыт Закон и вручены Десять Заповедей, также являющиеся таинственными дыханиями и высшим сефиротом, о которых средневековый анатом Томас Викери говорит как о десяти клетках головного мозга.

Английское слово Calvary (что в переводе означает Голгофа или calvaria — в медицине — свод черепа), «голый череп», происходит от латинского calva — скальп без волос или calvus — лысый. Древнееврейское слово Gulgoleth (Golgotha — Голгофа) обозначает как череп, так и место погребения. Налицо определенная связь между тайнами духа и тайнами тела и к тому же ключ к пониманию эзотерического значения тонзуры. Секрет Врат Отца увековечивался среди первых христиан ритуалом выбривания кружка волос на макушке как символа принадлежности к духовенству. Таким образом, мы узнали о происхождении выбритого венчика, характерного для римско-католической церкви, и расходящихся от головы (черепа) солнечных лучах в языческих мистериях.

Д-р Вазан Ж.Рель, анализируя слово «брахмарандхра», напоминает своим читателям, что слово «рандхра» можно перевести не только как отверстие, прорезь, но и как полость, впадина. Он, следовательно, наглядно представляет брахмарандхру не как отверстие, а как полость, окруженную «чакрой, или сплетением тысячи ветвей, известной как сахасрара», которую он, в свою очередь, отождествляет с головным мозгом. Не является ли тогда эта дверца той огромной полостью Брахмы, внутренней частью собственно черепа, седьмой полостью головного мозга, которая, по словам Е.П.Блаватской, является синтезом всего? Очевидно, что никакого отверстия в буквальном смысле слова в голове не требуется, чтобы душа могла покинуть ее, потому что физическая субстанция никак не может служить помехой для движения вперед этого тонкого тела. Поэтому откатывание камня следует рассматривать как духовный, а не материальный факт, и так как одним из значений слова Голгофа является место погребения, то это дает ключ по крайней мере к одному истолкованию Гроба Господня. Крест Христа был воздвигнут на черепе Адама, гласит «Золотая надпись». Следовательно, брахмарандхру нужно понимать как качество или состояние, а не как место. Это разреженная среда, в которой душа движется к солнцу.

Удивительное сходство между верхней частью черепа с линиями швов и очертаниями египетского скарабея, возможно, объясняет использование этого насекомого в качестве символа возрождения человеческой души. Если череп — это Голгофа, место погребения, то египетские рисунки, на которых душа изображается в виде сокола с человеческой головой, поднимающегося из гробницы, в которой находится мумия, через похожее на дымоход отверстие, не требуют никаких дополнительных пояснений.

Восточные божества часто изображаются в плотно сидящих головных уборах в форме лотоса, лепестки которого вытянулись над макушкой, напоминая солнечные лучи, исходящие из плоского центрального диска. В Каирском музее есть несколько египетских футляров для мумий, головная часть которых украшена этими символическими цветами лотоса.

 

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 36. Человеческий череп (по Везалию)

 

 

Одним из самых удивительных фрагментов, когда-либо найденных при археологических раскопках на Американском континенте, является огромная голова из темно-зеленого диорита, хранящаяся в Зале монолитов Национального музея в Мехико. Эта фигура называется Tlahuizcalpantecuhtli — Тлахуицкальпантекухтли (Утренняя звезда, Утренний Свет). У этой скульптуры определенно восточный тип лица, а головной убор представляет собой перевернутую, напоминающую лотос шапку — вполне символическое изображение сахасрары, или лотоса головного мозга, с плоским круглым центром — брахмарандхрой. Как странно название этой фигуры — Утренний Свет — согласуется с йогическим учением, что этот лотос души раскрывается и расправляет свои лепестки, когда солнце поднимается над горизонтом и его лучи падают на цветок! В результате изыскательских работ в долине Ив (Mimbres) в Нью-Мексике, проводившихся в 1928 и 1929 гг., было обнаружено около четырехсот примитивных индейских мисок, возраст которых составлял как минимум 1400 лет. Большинство этих мисок были найдены опрокинутыми вверх дном на головы мумий, и почти в каждом случае в донышке миски было пробито маленькое отверстие. Возможно ли, чтобы эти первобытные американцы были знакомы с азиатской философией, имеющей отношение к уходу из жизни через темя, и проделали эти отверстия, чтобы позволить душе «уйти со сцены»?

На старинных египетских барельефах и папирусах душу умершего часто изображали в виде сокола с человеческой головой, парящего над погребальным ложем, на котором лежит мумифицированное тело. Будучи царственной птицей солнца, сокол выражает блестящее величие души, а также намекает на родство души и солнца, как внушают восточные писания. Одним из лучших дошедших до нас описаний ухода души из тела в момент физической смерти мы обязаны Эндрю Джексону Дейвису, провидцу из Покипси. Он впервые описывает, как выглядит сопротивление различных внутренних органов тела уходу оживляющей души. Мышцы пытались вернуть себе элемент движения, артерии — элемент жизни, нервы — элемент ощущений, а мозг — принцип действия интеллекта. Эти внутренние конфликты создали видимость страдания, которого, однако, не было в действительности, поскольку весь процесс умирания протекает в полном соответствии с естественным и непреложным законом.

Затем, по утверждению этого провидца, голову окутала мягкая светящаяся газообразная оболочка. Внутренние доли головного мозга и мозжечка расширились, и мозг и мозжечок прекратили свойственную им гальванизирующую деятельность.

Далее головной мозг сильно зарядился витальным электричеством и витальным магнетизмом, «то есть мозг в целом внезапно оказался во много раз более положительным по сравнению с меньшими частями тела, чем когда-либо в период жизнедеятельности. Это явление неизменно предшествует физическому распаду».

Потом мозг начал притягивать в свои различные отделы элементы электричества, магнетизма, движения, жизни и ощущений. Голова засверкала настолько ярко, насколько конечности тела потемнели. Постепенно в мягкой духовной оболочке, окружавшей голову, показались неясные очертания другой головы. Она «выделилась из материальной головы и устроилась над нею». Как только появилась эта новая духовная голова, сверкающая оболочка, окружавшая материальный головной мозг старого тела, постепенно померкла, отдав свой свет новому органу.

Этот постепенно развивающийся процесс продолжался до тех пор, пока не выделилось целое тело, более сияющее и прекрасное, чем физический организм, но похожее на него в общих чертах. «Дух поднимался под прямым углом от головы или мозга покинутого тела». А при окончательном разрыве взаимосвязи между двумя конституциями Эндрю Джексон Дейвис увидел «бьющийся с большой силой между ступнями поднявшегося духовного тела и головой распростертого физического яркий поток, или ток витального электричества». Он назвал этот ток пуповинной нитью, способной вытягиваться до состояния «тончайшей среды симпатической связи», когда дух покидает тело с целью ясновидческого исследования. Однако в момент смерти физическая пуповинная нить разрывается, и определенное количество электричества, протекающего по ней, возвращается обратно в физическое тело, где, рассеиваясь, препятствует немедленному разложению.

В рассмотренном случае полное высвобождение заняло примерно два с половиной часа, но это не следует считать правилом («Великая гармония»).

Слово «дух» обычно приводит к ошибочному умозаключению. Эндрю Джексон Дейвис в действительности не видел дух, покидающий тело; скорее он наблюдал тонкое тело, отделявшееся от более плотного. Духовное ens — существо в своем состоянии неразличимо, и для его обнаружения требуется ряд эманации.

В терминах Парацельса душа представляет собой звездное тело в отличие от физической формы, называемой элементарным телом. Явление самокомпоновки эфирных гранул в точную копию физического тела чрезвычайно важно с оккультной точки зрения. Элементы физической субстанции, из которых выстроено материальное тело, изначально выделились из эфирных гранул и являются, так сказать, отрицательными полюсами этих гранул. Эфирное тело человека до последнего атома соответствует его плотной форме. Дейвис обратил внимание, что у духовного тела есть органы, а мудрецам известно, что эфирное тело человека имеет во всех отношениях такую же законченную структуру, как и физическое. Оно существует, однако, в более разреженной сфере, дышит менее плотным воздухом и получает питание из подходящей для него окружающей среды.

Когда отбрасывается физическая форма, эфирное тело служит мостом между двумя различными состояниями бытия — материальным и нематериальным. Это крыло, которое простирается через пропасть в старинных мистериях. Сверкание эфирных частиц помешало провидцу рассмотреть еще более высокие ауры, нежные оттенки которых свидетельствовали о присутствии божественного человека.

Изучая произведения мастеров более далекого прошлого, мы обнаружили изложение всего таинства смерти на туманном языке адептов. Для Плотина сама жизнь была всего лишь «разумным приготовлением» к смерти. От Гермеса мы узнаем, что делает душа после ухода из тела. Душа постепенно выпутывается из несоответствий животной природы и возвращается в то божественное или богоподобное состояние, которое присуще ей от природы. Философы определяли смерть как перемену места или переход жизни из предыдущего в последующее состояние. И каким бы насильственным ни казался этот переход, это абсолютно нормальная процедура, согласующаяся с законами жизни.

 

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 37. Наружнаяповерхность головного мозга иего оболочки (по Везалию)

 

 

В книге «Гностики и их наследие» содержится краткое изложение «доктрин служителей Сатурна», заимствованных из трактата Плутарха «О лике Луны». Суть трактата сводится к следующему. В процессе воспроизводства человека земля дает ему тело, луна — животную душу, а солнце — нус[143], т.е. эго, облаченное в абстрактную ментальную субстанцию. Эта составная природа при своем возвращении в неразложимое состояние претерпевает двойную смерть. В момент первой смерти богиня Деметра, компаньоном которой является земной, или божественный Гермес (как психопомп, или властитель душ), насильственно отделяет животную душу от тела. По истечении некоторого периода покаяния в средней сфере, имеющего целью очистить животную душу от осквернения плотью, она захватывается луной и во время затмения проходит сквозь земную тень. Если же нечестивцы пытаются войти в состояние райского блаженства до того, как закончится их очищение, их отпугивает то, что называют «ужасным Ликом». Добродетельные обитают на луне, наслаждаясь полной безмятежностью, и, став духами, занимаются упорядочением людских дел на земле, прорицая и оказывая аналогичные услуги человечеству. Но если эти получившие блаженство духи совершат какой-то проступок, их снова поместят в человеческое тело и отправят вниз на землю.

По истечении определенного времени пребывания в этом среднем раю нус (внутреннее я) начинает испытывать сильное желание вновь подняться к своему первоисточнику — солнцу. И когда для этого наступает подходящий момент, богиня Прозерпина со своим помощником, небесным Гермесом, «медленно и осторожно» отделяет нус от животной души. Это и есть вторая смерть. Освобожденный нус взлетает вверх к солнцу, чтобы слить свою сущность с вселенской жизнью. А животная душа остается в сфере луны, продолжая существовать в некоем сонном состоянии до тех пор, пока она постепенно не впитается в лунную субстанцию в ходе процесса, аналогичного тому, в течение которого земля мало-помалу впитывает в себя покинутое физическое тело. Спокойные и мудрые души — т.е. те, в ком рассудок преобладает над страстями — легко поглощаются лунным полем, тогда как натуры деятельные, страстные и чувственные чрезвычайно трудно поддаются рассеиванию. Они блуждают между небом и землей и, лишившись нуса, превращаются в Титьев и Тифонов[144].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.