КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 11 страница
Аллегорический характер повествования не должен помешать читателю основательно разобраться в его философском содержании. Оказывается, нус, или интеллектуальное «я», связан с животной душой точно таким же образом, как она сама связана с физическим телом. Именно в этом и заключена разгадка всей тайны смерти души, ибо «душа, которая грешит, умрет», а «дух вернется к Богу, который даровал его».
Рис. 38. Карта мира времен Геродота
Не вызывает сомнения сходство этого рисунка с головным мозгом человека. Так, Ливия соответствует мозжечку, Европа — верхнему отделу головного мозга, а Азия — переднему отделу головного мозга. Расположение морей напоминает систему желудочков.
(Согласно проф. Рене Тевенену.) Лучистая форма, которую Эндрю Джексон Дейвис видел отделяющейся от умирающего физического тела, была орфическим кратером[145], или эфирным сосудом, содержащим животную душу, которая, в свою очередь, пропитана нусом, как показано на рисунке св. Хильдегард, где изображен микрокосм (рис. 4). Пифагор не поощрял общение с духами умерших, утверждая, что смерть, хотя всегда и сопряжена с переменой места, вовсе не обязательно означает изменение состояния. Некоторые мистерии учили, что первичное тело человека состояло из пяти элементов (с чем соглашается и Платон), а животная душа, или звездное тело, — из семи элементов. Считалось, что нус или представляет собой одно целое, или состоит из двенадцати частей. В первом случае сумма составляющих человека равна мистическому числу 13, во втором — не менее священному числу 24, или верхней и нижней додекадам (додекада = 12). Луна как источник всех порождений властвовала над испарениями и влагой — туманом среднего мира. Из всего этого не следует делать вывод, что древние действительно верили, что человеческие души отправляются на луну. Согласно их воззрениям, души людей приближались к луноподобному состоянию, т.е. становились чем-то вроде отражателей нуса, подобно тому, как луна сияет отраженным светом солнца. Отбросив животную душу и возвращаясь к своему лучистому источнику, нус, двигаясь вверх, должен пройти через семь ворот, так как животная душа представляет собой оболочку, состоящую из разноцветных слоев (семь аур), каждый из которых пребывает под властью какой-либо планеты. Обратимся еще раз к древнему ритуалу. «Суть великой доктрины гностицизма сводилась к следующему, — пишет К.У.Кинг. — Душа, освободившись от тела (своей тюрьмы и камеры пыток), должна пройти через сферы Семи Сил, но сделать это она сможет, лишь пропитавшись знанием, иначе ее поймает и проглотит Правитель мира в облике дракона, змееподобный Сатана, и испражнится ею через свой хвост обратно на землю....Но если она [душа] наполнится знанием, то она ускользнет от Семи Сил, наступит на голову Саваофа... и взберется на восьмое небо, в обитель Барбело, Вселенской Матери, которая, как сказано в священной книге "Pistis-Sophia", является небесной Матерью Спасителя». По утверждению Валентина, планеты — это повелители смерти. Их хитроумные уловки сплетаются в сложную паутину судьбы, и они, как пауки, прядут нити, которые привязывают нус к низшему миру. Воинство планетных сил, подобно трудолюбивым лилипутам, связывает по рукам и ногам космического Гулливера. И разве это не больше чем простое совпадение, что у каждого из двух столь удаленных друг от друга народов, как египтяне и тибетцы, есть своя «Книга мертвых»? В этих книгах содержится описание ритуалов, сопровождающих освобождение души из сети ловца. Всем древним народам были известны особые могущественные слова, и если душа произносила их, проходя через семь сфер, то сила этих слов была такова, что заставляла стражников открывать перед ней ворота, которые они охраняли. Верховные жрецы Мемфиса и Владыки-ламы монастыря Ташилумпо знали эти слова, обладающие неограниченной властью над небесным воинством. Удачно умереть — это значит родиться с надеждой на лучшее. «Есть такие люди, — пишет Парацельс, — которых возвысили до Бога и которые остались в этом возвышенном состоянии и не умерли. Их физические тела утратили свои жизни, этого, однако, не сознавая, ничего не чувствуя, ничем не болея и не испытывая никаких страданий, причем их тела преобразовались и исчезли таким образом, что никто так и не узнал, что с ними случилось, и при этом они все же остались на земле. Их духи и небесные тела, не имеющие ни материальной формы, ни цвета, были вознесены на небо, подобно Еноху и Илие древности». Когда философы заявляют, что существуют «люди, о которых забыла смерть», их слова имеют под собой научную основу. «Мы должны жить дольше, чем живем сейчас, — утверждает сэр Оливер Лодж и добавляет: — Смерть, видимо, не обязательна для организма. Все мы выделяем яды, однако если они полностью выводятся и наши тела содержатся в чистоте, то нам нет и нужды умирать». Значит, тайна вечной жизни — это умение содержать тела в чистоте. Но тогда что такое чистота? Не следует ли понимать ее как очищение души и разума и простую гигиену тела? Верховные жрецы Халдеи, которые, как свидетельствует традиция, жили более тысячи лет, а затем, исчезнув, отправлялись к своим богам, вовсе не были мифом. Интеллект, который сумел построить пирамиду, смог также постичь тайну бессмертия. Тому, кто сумел разрешить внутри себя противоречивость эпох, нет надобности умирать, он может с триумфом возвыситься и оказаться прямо перед сияющим лицом истины. Однако просто продлить феноменальный аспект жизни без такой внутренней победы над окружающей средой на деле означает ковать для души новые оковы. Все живое должно убывать и прибывать с периодическими явлениями рождения и смерти до тех пор, пока рациональное сознание не утвердится в мудрости после слияния в нем начала и конца. Однако человек, который стремится к высотам бессмертия, не должен надеяться на крылья Икара. Запутавшаяся в животной материи и лишенная разума под влиянием поднимающихся от земли губительных испарений животная душа теряет способность и желание выйти из физического состояния. Только практикуя дисциплины мистерий, душа пробуждается от летаргического сна и приобретает стимул к достижению самоосвобождения. Обретя совершенные достоинства и способности, адепт может достичь бессмертия в философском понимании, а точнее, разумно обоснованного продления жизни, ибо только один Абсолют по-настоящему бессмертен. Как уже отмечалось, бессмертие и смерть не являются несовместимыми, а вполне могут существовать вместе, поскольку смерть вовсе не обязательно должна мешать непрерывности сознания. Так, Платон все еще продолжает жить, хотя его тело давно обратилось в прах. И Сократ без сожаления выпил яд из болиголова, ясно сознавая, что тело — это лишь эпизод на протяжении существования интеллекта. Мудрые стремятся избавиться не от такого явления, как смерть, а от пребывания в рабстве у невежества, так как самым страшным несчастьем для души является невежество. «Для мудреца не существует смерти, — заявляет Элифас Леви, — смерть — это фантом, превращенный в страшилище безволием и невежеством черни. Изменение — признак движения, а движение — это жизнь; и если бы труп сам по себе был неживым, то его распад был бы невозможен; все составляющие его молекулы продолжают жить и трудятся ради собственного освобождения. Вы же воображаете, что сначала высвобождается дух, чтобы тело прекратило жить! Вы верите, что мысль и любовь могут умереть, когда самая грубая материя нетленна! Если изменение должно называть смертью, значит, мы ежедневно умираем и рождаемся вновь, потому что каждый день наши формы изменяются. Поэтому опасайтесь запачкать или порвать свою одежду, но не бойтесь откладывать ее в сторону, когда близится время сна». Головной мозг является той частью спинномозгового ствола, или центральной нервной системы, которая заключена в полости черепа. Анатомы различают следующие четыре главные части головного мозга: 1) большой мозг, который заполняет верхнюю и большую часть черепной полости и разделен большой продольной бороздой на правое и левое полушария со множеством складок, называемых извилинами; 2) мозжечок (большой мозг в миниатюре), иногда называемый малым мозгом или задним мозгом, который расположен в затылочных ямках в задней части головы и обычно рассматривается как место, где сосредоточены двигательные нервы; 3) варолиев мост расположен почти в центре черепа и опирается на верхнюю часть базилярного выступа[146] (т.е. относящегося к основанию головного мозга) и тело клиновидной кости, крупной кости в форме крыла позади лица; 4) продолговатый мозг, который представляет со бой утолщенный верхний конец спинного мозга, расположенный между верхним концом первого шейного позвонка позвоночника и нижней границей варолиева моста. Кроме уже перечисленных частей существуют также желудочки, железы и нервные и сосудистые сплетения, причем каждый из этих элементов имеет свое собственное специфическое значение и соответствует органам и членам находящегося ниже тела. Сводчатые камеры, протоки и лабиринты головного мозга приводили древних в такой восторг, что в своих попытках установить аналогии между этими элементами и отделами вселенной они оказались чересчур многословными. «Тогда боги первым делом связали два божественных круга обращения души в сферическом теле в подражание круглому телу вселенной; и эта часть тела являет собою то, что ныне мы называем головой, и она есть самый божественный орган и полновластный правитель всей нашей телесной структуры по предопределению богов, которые сочли, что она будет участвовать во всех возможных движениях» (Платон. «Тимей»). Головной мозг, исключая череп, в среднем весит 48 унций у мужчин и 44 унции у женщин, что составляет 98% веса всей нервной системы. Название pia mater (тонкая и мягкая оболочка, которая окутывает головной и спинной мозг, образуя своего рода внутреннее одеяние) дает верный ключ к анатомической тайне философов. Многие научные термины, ныне вошедшие в широкое употребление, были заимствованы из более древних источников без достаточного их понимания и глубокого проникновения в их первоначальный смысл. Так, например, pia — это женский род прилагательного pius, что значит благочестивая или преданная Божеству, a mater переводится как мать. Таким образом, pia mater означает Святая Мать, София-Ахамот гностиков, содержащая в себе плод Небесного Человека. Термином mater также обозначают начало или источник, а понимаемый в каббалистическом смысле, он указывает, что головной мозг является местом, где зарождаются боги или где помещается благочестие или божественность. Когда каббалисты объявили Небесного Человека андрогином, они только констатировали факт, подтверждаемый внутренней структурой самого человека и ранним периодом развития эмбриона. Следовательно, зародышевое существо в утробе Святой Матери (pia mater) — это небесный гермафродит, чьи органы и члены находят свое отражение даже в современных терминах, используемых для определения частей того удивительного органа, который мы называем головным мозгом. Corpora quadrigemina[147], четыре округлых бугорка, которые расположены непосредственно за третьим желудочком головного мозга и находятся под контролем Сатурна; они разделены на переднюю и заднюю пары, первая из которых называется nates (ягодицы), а вторая — testes (яички). Рядом с этими телами находятся два сосцевидных тела, имеющие вид маленьких полностью сформировавшихся грудных желез. Таким образом, головной мозг отображает гермафродитизм Высшего Человека, причем шишковидное тело и гипофиз являются половыми органами этого небесного гермафродита. Мадам Блаватская утверждает, что шишковидное тело (или, что то же, шишковидная железа) соответствует матке в женском организме, а полоски белого вещества, соединяющие различные части мозга, — фаллопиевым трубам. В итоге мы имеем некое существо, подобное Мелхиседеку древних, которое одновременно является царем и жрецом, мужчиной и женщиной и способно быть собственным отцом и матерью. Согласно некоторым системам символики, такое мозговое существо не есть одно целое, а состоит из двух созданий, которые изображаются заключившими друг друга в объятия, подобно близнецам в утробе матери. Одно из этих существ мужского пола, другое — женского. Они являют собой созвездие Близнецов, Небесных Близнецов, Адама — Еву до разделения. Они сплетены друг с другом, как инь и ян китайцев или как черный и белый драконы, кусающие друг друга, которые в восточной философии означают действующую силу и объект воздействия, существующие в каждой сфере природы. Таким образом, головной мозг следует рассматривать не как отдельный орган, а как целое создание, микрокосм — прототип всей телесной структуры и средоточие всех умственных способностей, отражающихся в органах тела. Мозг, по определению Бёртона, является «личным советником и судьей сердца». Существуют довольно любопытные схемы, на которых изображен человеческий спер матозоид, в головке которого находится скорчившееся в комок крошечное тело в зачаточном состоянии. Причиной появления такого рисунка (см. рис. 19) могла послужить попытка установить соответствие внешних признаков спинномозговой системы и сперматозоида, поскольку головной мозг (включая спинной мозг) по форме очень похож на сперматозоид. Свернувшаяся в клубочек фигурка в головке сперматозоида дает общее представление о грядущем мозговом человеке. В каждом отделе анатомической структуры головного мозга и терминах, принятых для их обозначения, содержится некий намек на их оккультное значение. Форма есть выражение силы и результат действия импульса, который ее породил. В этом смысле medulla oblongata (продолговатый мозг) является в представлении франкмасонов чрезвычайно информативным элементом, что находит подтверждение у более древних авторов. Архаичное значение слова medulla — это мягкая сердцевина, а мягкая сердцевина в кости или в черепе представляет особый интерес для французской традиции, так как это поистине «место сокрытия убиенного». Слово medulla также означает сущность, резюме или компендиум — консумацию[148] в понимании алхимиков и consummatum [свершилось — (лат.)] христианских таинств. Насколько обширным и увлекательным оказывается это поле исследования, легко понять, если вспомнить, что различные части продолговатого мозга (medulla) анатомы обозначают такими странными терминами, как передняя и задняя пирамиды, оливы, веревчатые тела и т.д. А значит, именно в продолговатом мозге душа познает на опыте тайны пирамид. Там же находится и гора Олив (Масличная гора), знаменательная не только упоминанием о ней в Библии, но также и маслом, которое выжимают из оливок. Наводит на определенные размышления и название «веревчатое тело», поскольку именно на Масличной горе Христа связали веревками и как раз во время надгробного слова Кадоша ослабли «путы». И головной мозг в целом надо рассматривать под тем же углом, поскольку только с таких позиций следует приступать к изучению божественной природы человека. Глава X
Из «Collectio Operum»
Рис. 40. Диаграмма взаимных желудочковых и сенсорных соответствий (по Фладду)
Роберт Фладд в своем труде по розенкрейцерской анатомии «Описание микрокосма» соотносит три области Эмпирея (или земных небес) с черепом микрокосма (человека). Следовательно, он, подобно Бёме, помещает райские сферы в голове или высшем отделе низшего Адама. Фладд называет высшую плоскость или отдел головного мозга Областью Действия Божества или Несотворенным Светом. Средний отдел он определяет как Светящуюся Сферу или Сотворенный Свет, а нижний отдел на его языке обозначается как Духовная Сфера или Эмпирей. Источником этой классификации великого де Флуктиба послужила халдейско-каббалистическая концепция Эйн-Софа[149]. Абсолютному божеству из «Зогара» дают определение, наделяя его некоторыми гипотетическими качествами, первым из которых является Беспредельность, вторым — Беспредельная жизнь и третьим — Беспредельный Свет. Далее Фладд делает эти духовные аспекты наглядными, представляя их обитающими в определенных полостях мозга. Он определяет местонахождение этих ячеек, обращаясь к разделению черепа на отделы, принятому у древних анатомов. Пифагор в своих астрономических учениях утверждал, что бог обитает не в планетарных телах, а, точнее, в межпланетных «промежутках» (Ямвлих). В соответствии с этой астрономической концепцией средневековые ученики Галена и Авиценны не приписывали никакие органы «духам» (жизненно важным центрам) мозга, а отводили им полости (желудочки), в которых их сущности смешивались. С этой точки зрения душа уподоблялась пару, газу или даже влаге, закупоренным на протяжении жизни в уединенных полостях тела (т.е. желудочках, артериях и т.д.).
Из «Musaeum Hermeticum» Рис. 41. Семь духов, обитающие в головном мозге
Три фигуры, сидящие над пещерой, держат символы желудочков. Наука признает наличие четырех желудочков в мозге взрослого человека — двух боковых, третьего и четвертого. Расшифровывая подсчет, приводимый Везалием, можно сказать, что один из боковых желудочков располагается в правой верхней части, а второй — в левой верхней части по отношению к центральной части головного мозга. Они имеют слегка крыловидную форму и обозначены буквами «L» и «М» на гравюре из книги «De Humani Corporis Fabrica» (рис. 42). Третий желудочек помещается в центре и ниже них, «примерно посредине между лбом и затылком». Четвертый желудочек находится в области мозжечка позади и ниже третьего желудочка. Если к этим четырем добавить так называемые пятый и шестой желудочки (последний представляет собой крошечную трубочку в спинном мозге) и считать их все символически заключенными в большой полости черепа, то обнаружатся семь желудочков, насчитываемых оккультистами. «В головном мозге имеется семь полостей, — пишет Е.П.Блаватская, — которые на протяжении жизни остаются пустыми в обычном смысле этого слова. На самом деле они наполнены Акашей, причем каждая из них имеет свой цвет, соответствующий состоянию сознания....В оккультизме эти полости называются семью гармониями, шкалой божественных гармоний, и именно в них должны отражаться образы, если им суждено сохраниться в памяти мозга». В этих полостях размещаются «мозговые звезды», как определял их Парацельс, видимые провидцем как мерцающие атомы, вибрирующие в поле Акаши. Семь гармоний наводят на мысль о поющем Мемноне[150], том одиноком колоссе в египетской пустыне, который и по сей день затягивает свою странную жалобную песнь, когда в полых камерах его головы гуляет ветер. Св. Хильдегард Бингенская, просвещенная мистик Средневековья, так пишет о тайне семи пустот: «Между вершиной сосуда мозга и оконечностью лба можно различить семь одинаковых пространств. Здесь назначено быть семи планетам, высшей планете в самой верхней части, Луне спереди, Солнцу в середине, а остальные планеты распределены по другим местам».
Из «De Humani Corporis Fabrica»
Рис. 42. Боковые желудочки головного мозга,
Древние писатели интересовались большей частью только тремя желудочками головного мозга — боковым (рассматриваемым как один), третьим и четвертым. В ранних трудах Альберта Великого эти полости изображены в виде трех кругов одинакового размера, заполняющих весь череп. Никто не стремился к анатомической точности, и воспроизводимый здесь схематический рисунок (43) оставлен без изменений. Он являет собой относящийся к теме образчик теоретических познаний схоластов, догматизм которых побудил лорда Бэкона взяться за «Обновление». Двадцатому веку свойственно занимать слишком крайнюю позицию по отношению к содержанию древних знаний. Мы слегка подросли, поэтому отвергаем все. Найденные недавно шифры Роджера Бэкона служат предостережением против скоропалительных выводов. Есть основания думать, что Альберту Великому было известно истинное назначение желудочков, тогда как мы осведомлены только об их форме. С течением времени круглые желудочки, изображавшиеся первыми авторами, видоизменялись до тех пор, пока эти полости, или ячейки, не приняли неописуемые размеры и не оказались соединенными протоками или стержнями, как на рисунке, опубликованном в первой энциклопедии — оригинальной старинной инкунабуле, озаглавленной «Философские перлы Райша». Как свидетельствуют некоторые ранние анатомические рисунки Леонардо да Винчи, он придерживается того же самого общего представления, что и арабы, но под влиянием положительных сторон собственного характера да Винчи изображает эти желудочки в должном порядке и «художественно». Однако позднее он ознакомился с точным соотношением этих полостей в процессе анатомирования, и его рисунки, выполненные на основе более полных знаний, хотя в отношении точности и не выдерживают сравнения с иллюстрациями из современных учебников, имеют жизненно важное значение, обнаруживая переход от старого к новому в понимании внутренней структуры головного мозга. Да Винчи до некоторой степени предвосхитил работу Везалия, монументальному произведению которого — «О строении человеческого тела» — суждено было завершить средневековый период развития теоретической анатомии. Как образно замечает Гаррисон, «Fabrica» заставила анатомию навсегда порвать с прошлым и отказаться от традиции Галена. В душе Леонардо, как доказывают его рисунки, бродил дух Везалия, но судьба выбрала другого, чтобы дать знание страждущему человечеству.
Из «Philosophia Naturalis»
Рис. 43. Желудочки в качестве обиталища души по Альберту Великому
В своей книге «Леонардо да Винчи как анатом» профессор Дж. Плейфер Мак-Мурич предпосылает анализу выводов Леонардо относительно внутреннего устройства мозга краткое изложение воззрений более древних авторов. Вот что он пишет: «Гален определил местонахождением интеллектуальных способностей мозговое вещество в непосредственной близости от желудочков, содержащих психическую пневму[151], а его преемники, особенно Посейдоний и Нумезий, перенесли их местопребывание в собственно желудочки». Далее, как сообщает профессор, Авиценна со своей арабской склонностью к метафизическим тонкостям ревизовал воззрения этих первых авторитетов и кое-что добавил к ним. Когда наблюдения Леонардо да Винчи не согласовывались с более древними традициями, он тут же отвергал традиции и выражал собственные предположения относительно локализации функций в головном мозге. На рисунках да Винчи задний желудочек помечен более старой надписью «memory» — «память», но при каждом из двух других имеется двойная надпись. Что касается среднего желудочка, то в дополнение к «senso commune» — здравый смысл — приписано еще и «volunta», а передний помимо надписи «imprensiva» несет на себе надпись «intelletto» — интеллект. Леонардо объединял волю с sensus communis — «здравым смыслом» в среднем желудочке, «где нервы, как утверждают, приводят члены в движение по доброй воле души», и душа располагается «в судейском отделе (мозга). Да Винчи к тому же сделал чрезвычайно важное заявление, что желудочки мозга и желудочки мужской половой клетки (семенные пузырьки) равноудалены от желудочков сердца». Следовательно, Леонардо вместе с первыми анатомами начального периода признавал наличие в теле трех больших систем желудочков — желудочков мозга, желудочков сердца и желудочков репродуктивной системы. В разделах принадлежавшей Бембо таблички Изиды, как полагают, изображены три огромных комнаты или покоя, где пребывают боги мира и частицы человеческой души. Эти отсеки и их более мелкие подразделения аналогичны системам желудочков в представлении древних. Наглядно изобразив три желудочка и их взаимосвязи так, как их представляли в древние времена, мы начинаем лучше понимать слова Николаи, «врача и наставника», дошедшие до нас в его «Анатомии»: «Из-за того что мозг имеет три отдела, древние философы называли его храмом духа, поскольку у древних людей были палаты в храмах: первая служила вестибюлем, вторая консисторией[152], третья апотекой[153]. В первой подавались исковые заявления в судебных делах, во второй тщательно изучались показания, в третьей выносился окончательный приговор. Древние говорили, что аналогичные процессы протекают в храме духа, т.е. в мозге». Далее Николаи объясняет формирование мысли и ее упорядоченное движение через желудочки, пытаясь показать, как философы создавали гармонию своей внешней жизни, беря за образец головной мозг. Ипполит[154], доникейский[155] священник, писавший в первые века христианской эры, опубликовал несколько фрагментов тайного учения гностиков и других еретических сект. Один из этих фрагментов — «Против ересей» — имеет отношение к рассматриваемому нами предмету. Он впервые рассуждает о мозге как об основной части всего тела и разделяет представление Аристотеля, что мозг остается спокойным и неподвижным, будучи отделенным узкой перемычкой от раздоров животной природы и «содержащим внутри себя дух». Далее он замечает, что при вскрытии в самом головном мозге обнаруживается сводчатая камера с маленькими крылышками с каждой стороны, которые мягко шевелятся, приводимые в движение духом. Вспоминается также и важное утверждение, что посвященные-язычники уподобляли головной мозг из-за его формы голове змеи. Нельзя забывать и о том, что когда слово «дух» используется в связи с желудочками мозга, оно обозначает не божественную природу в понимании теолога, а скорее парацельсовский spiritus[156] — жизненную силу или дыхание, действующую силу, однако необязательно Высшую Действующую Силу. В одних случаях он (дух) соответствует индусской пране, или солнечной силе, в других — астральному свету трансценденталиста Леви. Слово «душа» в древности часто использовалось для обозначения эго, а слово «дух» — для обозначения просто эманаций силы из него. Циркуляция spiritus'a по органам и членам души была аналогична циркуляции крови по венам и артериям тела. Подводя черту под более древними доктринами, можно утверждать, что в центральной части головного мозга имеется четыре весьма важные полости. В действительности это одна большая полость, в которой различимы четыре камеры, соединенные «водопроводами». Как заявляет Бёртон в своей «Анатомии меланхолии», эти камеры «служат вместилищем духов, которые попадают туда по артериям из сердца», чтобы очиститься и облагородиться там «до достижения более небесной природы, дабы действовать как душа». На выразительном языке 1548 года описание сравнительного достоинства этих желудочковых камер звучит так: «Передняя является самой большой, вторая, или центральная, — меньше, а третья, или задняя, — самая маленькая». Согласно Калпиперу, воображение помещается в переднем желудочке, память в заднем, а рассудительность в средней полости между ними. Этот древний врач, имя которого не умрет, пока существует наука, сообщает далее, что передний желудочек горяч и сух, центральный теплый и влажный, а задний холодный и сухой. Не содержат ли в таком случае эти желудочки философские серу, ртуть и соль — ингредиенты Камня Мудреца, которые, как заявляет Парацельс в своих «Девяти книгах о природе вещей», обозначают душу, дух и тело? На одном из рисунков Николя Фламеля из «Книги еврея Авраама» изображены солнце и луна, льющие свои лучи в маленькую, расположенную в центре колбу. Может быть, третий желудочек является тем сосудом, в котором происходит «бракосочетание» солнца и луны? Не объединяются ли животные духи мозжечка с интеллектуальными духами боковых желудочков в центральной камере, которую Бёртон называет общим залом? Описывая назначение трех ячеек мозга, Петрокелл объявляет, что способность различать добро и зло гнездится в средней секции, а душа в задней, что согласуется со взглядами Джона Хейдона, который утверждает, что анима помещается в четвертом желудочке. Роберт Фладд, хотя и придерживавшийся общего мнения писателей более далекого прошлого, представляет каждую полость состоящей из двух частей — правой и левой — в полном соответствии с воззрениями современной науки. Он называет два боковых желудочка ощущением и воображением, половины третьего желудочка — размышлением и суждением и половины четвертого желудочка — памятью и движением. Описывая фладдовскую схему желудочковых сенсорных гармоний (рис. 40), Грийо де Живри сообщает: «Небесный мир, состоящий из Бога и ангелов, проникает непосредственно в череп, общаясь с душой; воспринимаемый мир, состоящий из четырех стихий, сообщается с пятью чувствами». Существует сфера, называемая «вообразимым миром», соответствующая исключительно метафизическим восприятиям воображения, создаваемым «как в снах несуществующими объектами и, следовательно, тенями стихий». В результате мы имеем систему сфер, в точности соответствующую вышеизложенному и содержащую «тень Земли, тень Воды, тень плотного Воздуха и, наконец, тень Огня». Интеллектуальная сфера и сфера воображения странным образом связаны тонким волнообразным «червем». В заключение автор помещает на задней стороне черепа сферу, которую он называет «относящейся к памяти или к запоминанию», и изображает ее сообщающейся со спинным мозгом («Музей колдунов»). Таким образом, интеллектуальное Божество обосновалось в самой середине с Меркурием и Марсом (чувством и движением) в виде двух оконечностей головного мозга. Два боковых желудочка разделены тонкой прозрачной, похожей на кожу стенкой, называемой septum lucidum или speculum. Слова septum lucidum (согласно большинству современных авторитетных источников — septum trans-lucidum) обычно переводятся как полупрозрачная стенка, однако в более древней форме их можно интерпретировать как стена света, а слово speculum означает зеркало или то, что ловит отражения.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |